Конспект занятия по ФЦКМ в первой младшей группе «На лесной полянке»
Цель: учить детей рисовать весенний цветок нетрадиционным способом.
Задачи:
• Продолжать учить рисовать губкой на листе бумаги;
• Обучение умению рисовать цветы способом«примакивания»
• развивать воображение и восприятие окружающего мира, развивать мелкую моторику;
• Закрепить знания цветов( желтый, красный, синий);
• воспитывать бережное отношение к природе, формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.
Оборудование и материалы: Музыкальные записи (голоса птиц, журчание ручья, жужжание пчелы), мяг.игрушка: пчелка Майя, губка, гуашь желтого цвета, цветочная полянка, картинки одуванчика
Предварительная работа: чтение книг, заучивание стихов, рассматривание картин «Цветы весной»
, беседа о весне, наблюдение за изменениями в природе весной, рассматривание насекомых.
Ход занятия:
Дети сидят вокруг воспитателя, звучит мелодия со звуками весны.
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем какая красивая музыка звучит. Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года, мы можем услышать эти звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, все эти звуки мы можем услышать весной.
Воспитатель :Ребята, что происходит в природе весной?
Дети: Все просыпается. Солнышко с приходом весны стало ярче светить, оно нас очень сильно греет.
Воспитатель: В это время появляются насекомые. А вы знаете, где они живут (в лесу,в городе,в парке)
Я приглашаю вас сегодня на лесную полянку в гости к насекомым.
Согласны? Пошли!
Воспитатель: Мы к лесной полянке вышли , поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
Подходят к макету полянке, накрытому зелёной скатертью со цветами.
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли! Посмотрите какая красивая полянка! Что вы на ней видите (цветы)
Назовите, какого они цвета (красные, желтые, синие и т. д.)Давайте присядем на цветочной полянке, отдохнем немножко, полюбуемся цветами.
Воспитатель :Ой, дети, слышите? Кто жужжит?)…
Дети: Пчелка.
Воспитатель: Здравствуй, пчелка!
Пчелка Майя: Здравствуйте, ребята. Меня зовут пчёлка Майя! У меня случилась беда. Скоро ко мне в гости прилетят мои друзья-пчёлы, они очень любят цветочный нектар из одуванчиков. А мне их нечем угостить, потому что на нашей полянке одуванчиков ещё очень мало. А мне так хочется собрать много нектара и угостить друзей. Может быть вы сможете, мне помочь?
— Дети, где же нам взять одуванчики?
— Да, ребят, я тоже думаю, что мы можем нарисовать одуванчики.
Но сначала давайте поиграем
ФИЗМИНУТКА
Представьте, себе, что вы – одуванчики и растёте вот на этой полянке (Дети приседают на корточки)
— Одуванчики начинают расти. Растут, растут – выросли!
Подул ветер, одуванчики покачиваются.
Наступил вечер, одуванчики закрываются.
Наступило утро – одуванчики проснулись, головками кивают.
Воспитатель: Отдохнули?! А теперь сядем все за стол и рассмотрим картинку одуванчика. Какой одуванчик?
Дети: Красивый, жёлтый, круглый.
Воспитатель: Для чего нужны цветы?
Дети: Чтобы ими любоваться.
— На что похож цветок одуванчика? (на солнце, на шар).
Воспитатель: Рисовать сегодня мы будем губкой.
— Я вам сейчас покажу, как с помощью губки мы будем рисовать цветы. Одуванчик, какого цвета?
Дети: Жёлтого.
— Мы макаем губку в жёлтую краску, затем «примакиваем»
на зелёную травку. Получаются красивые жёлтые одуванчики.
Стали краски вдруг – цветами, Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг.
— Молодцы, ребята, вы очень постарались
Какие замечательные получились цветы. Теперь разложим одуванчики вместе на нашей поляне- получилось очень красиво. У нас получится большой одуванчиковый луг.– Ребята, а как вы думаете, можно ли рвать цветы просто так? Топтать их ногами? На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать.
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Ой, Вот и пчёлка наша прилетела! Вот как здорово!
-Пчёлка: Ой, спасибо, вам, ребята! Как много цветов на поляне, я теперь соберу очень много вкусного нектара и угощу своих друзей.
Тема:
«На лесной полянке»
Цель: учить детей рисовать весенний цветок нетрадиционным способом.
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи
Задачи:
• Продолжать учить рисовать губкой на листе бумаги;
• Обучение умению рисовать цветы способом«примакивания»
• развивать воображение и восприятие окружающего мира, развивать мелкую моторику;
• Закрепить знания цветов (желтый, красный, синий);
• воспитывать бережное отношение к природе, формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования
Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей первой младшей группы.
Была проведена предварительная работа с детьми: чтение книг, заучивание стихов, рассматривание картин «Цветы весной»
, беседа о весне, наблюдение за изменениями в природе весной, рассматривание насекомых.
В процессе занятия дети были активны – участвовали в игре, отвечали на вопросы.
Сохранялся интерес детей на протяжении всего занятия. Дети были внимательны
Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.
НОД Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская областная основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарская область структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок»
План-конспект НОД Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
Для первой младшей группы
Тема: «Зимние забавы»
Подготовила:
воспитатель СП «Детский сад «Терем-теремок»
Склянина О.А.
2019 г.
План — конспект непосредственно образовательной деятельности
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
Для первой младшей группы
Тема:
«Зимние забавы»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о зимних развлечениях, забавах (Познавательное развитие)
2. Формировать правила и навыки культурного поведения в течение дня и в общении с взрослым, сверстниками (Социально-коммуникативное развитие).
3. Развивать активную речь детей, обогащать их словарный запас, разучивание новых слов, приучать понимать простые по содержанию и конструкции фразы взрослого (Речевое развитие).
4. Развитие двигательных умений и навыков, общей моторики, координации движений (Физическое развитие)
5. Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Методы и приемы:
Практические – игры, упражнения, эксперименты; наглядные – рассматривание, наблюдение, просмотр; словесные – вопросы, беседа, ситуативный разговор.
Материалы и оборудование:
Сюжетные картинки по теме, «снежные комочки» из ваты или синтепона, картинки по теме, краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, мольберт, листы бумаги синего цвета, лук.
Форма организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор |
Двигательная | Игровые упражнения |
Предметная деятельность | игры с мячами, мячиками из синтепона |
Изобразительная | Нетрадиционная техника рисования (луковицами) |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. | Во время прогулки педагог обращает внимание детей на то, что на улице у нас зима. Все укрыто снегом, снежок мягкий, скрипит под ногами, из него можно слепить снежки. | Проявляют интерес к прогулке, слушают речь воспитателя, участвуют в наблюдении, рассматривают снег, трогают его, пытаются лепить снежки по возможности стараются отвечать на вопросы. |
Статья:
Методическая разработка подготовлена к семинару-практикуму для молодых педагогов ДОУ с целью реализации ООП «Познавательное развитие» в группах раннего и младшего дошкольного возраста в соответствии с принципами дошкольного образования ФГОС ДО.
Одним из принципов дошкольного образования ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности (текст ФГОС пункт 1.4.7.)
Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:
- Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
- Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
- Познавательное развитие – это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности. Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
В соответствии с программой «Истоки» под ред. Парамоновой Л.А. познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование представлений об окружающем мире, предметную деятельность и конструирование из строительного материала и крупных деталей.
В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из строительного материала и крупных деталей.
Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):
Для эффективной реализации содержания познавательного развития выделяют виды деятельности:
Дети раннего возраста | Дети младшего возраста |
|
|
ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной деятельности:
- Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Режимные моменты.
Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.
В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:
- Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.
Особенности развития познавательного интереса
Детей раннего возраста | Детей младшего возраста |
Преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором. Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети активно познают мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях. | Преобладает наглядно-образное мышление. К этому возрасту дети накапливают достаточно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. |
Содержание педагогической работы
Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет): Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера.
Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников.
Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей нужно с учетом:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей,
- интеграции содержания образовательных областей,
- предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
- взаимодействия с семьей.
Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области «Познавательное развитие»:
- Поддерживать детское любопытство.
- Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась в группах создаются уголки экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей группе:
- природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки, фасоль, семена цветов;
- железо, резина, пластмасса, дерево;
- бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.
- сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
- материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки;
- простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндер-сюрпризов» с отверстиями;
- картотека опытов и экспериментов.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям было чем заниматься.
В структуру прогулки входит 5 компонентов:
- Наблюдение.
- Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
- Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
- Труд детей на участке.
- Самостоятельная игровая деятельность.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных моментов, они имеют большие возможности для решения задач познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.
Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
перспективное планирование в первой младшей группе
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете руководитель структурного подразделения
структурного подразделения ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Безенчук
«детского сада «Колосок» №___ «детский сад «Колосок»
«___»_________________20____ г. ________________ Н.А.Глебова
«___»________________20___ г.
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
Средней общеобразовательной школы №3 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский
Самарской области структурного подразделения «детский сад «Колосок»
На 2021 – 2021 учебный год
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Воспитатели: Мелешкина К.В.
Сентябрь, 1 неделя. Тема:
«До свиданья лето! Здравствуй детский сад!»
№ | Непосредственно образовательная деятельность. | Тема недели | Программное содержание | Литература |
Понедельник | 1.Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого 2. Двигательная деятельность | «Путешествие по группе детского сада!» «В гостях у деток» | Познакомить детей с помещением детского сада, с правилами поведения в детском саду. Создать условия для успешной адаптации Упражнять в ходьбе в прямом направлении, развивать чувство равновесия; воспитывать положительные эмоции. | В.В.Гербова стр. 33 Конспект №1 |
Вторник | 1. Рисование/ лепка 2. Восприятие смысла музыки | «Тили-тили тесто…» (знакомство с пластическими материалами) | Познакомить детей с тестом как художественным материалом. Создать условия для экспериментального узнавания свойств пластичности теста. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. По плану музыкального руководителя | И.А.Лыкова, стр.18. |
Среда | 3.Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами 2.Восприятие смысла музыки | «Мой весёлый звонкий мяч» | Развитие предметных действий. Знакомить с мячом и игровым действие с ним. По плану музыкального руководителя | И.А.Помораева, В.А.Позина, стр 10. |
Четверг | 1.Восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок 2.Двигательная деятельность | «Весёлые картинки» ( | Вызвать интерес к рассматриванию картинок в детских книжках. Знакомить с книжной графикой. Развивать эстетическое восприятие. | И.А.Лыкова, стр.16. Конспект №1 |
Пятница | 1.Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями 2.Двигательная деятельность на прогулке | «Мыпришлиумыться!» | Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) . По плану физ. инструктора | О.П.Власенко, стр.39 КЗ |