Проект «Формируем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста» (долгосрочный, познавательно-игровой)


Таблица: фрагменты занятий по формированию КГН в младшей группе

Автор и название занятияХод занятия
Казьмина Е. «Уроки Мойдодыра»Дети приглашают гостей пройти в игровую комнату, присесть и отдохнуть. (раздаётся стук в дверь). Воспитатель: Ой, ребята, кто-то ещё к нам в гости пришёл. Интересно, кто это? Хотите узнать? Дети: Хотим! Воспитатель: Пойду, открою дверь. Кто там? Почтальон: Это я, почтальон, принёс посылку для ваших ребят. (Воспитатель открывает дверь, почтальон здоровается с детьми, отдаёт посылку воспитателю и уходит, говоря «до свидания»). Воспитатель: Странно, кто бы это мог прислать нам посылку, хотите узнать? Да тут письмо, сейчас я вам его прочту. (воспитатель читает письмо от Мойдодыра). «Дорогие ребята! Вчера на прогулке, я встретил девочку, которая мне рассказала, что у вас есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок мыло душистое и полотенце пушистое. До свидания! Ваш друг Мойдодыр» Воспитатель: Спасибо, Мойдодыр, за твои подарки. (достаёт мыло). Воспитатель: Какое душистое мыло. Хотите понюхать? (предлагает понюхать, какое душистое мыло). Воспитатель: А посмотрите, какое оно гладкое, наверное, хорошо пенится. Ребята, а про какую куклу написал нам Мойдодыр? Давайте её поищем. (дети ищут куклу, которая сидит в уголке, перед ней блюдце с вареньем). Воспитатель: Ой, какие у тебя грязные руки и щёки. Подвела ты нас, лакомка. Как же нам быть? Дети: Куклу надо помыть. Воспитатель: Ребята, а что нам для этого надо? Дети: Вода, мыло, тазик, полотенце. Воспитатель: Кто хочет показать кукле, как надо мыть руки? (выходит ребёнок и показывает, как правильно надо мыть руки). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода очень любит, когда про неё потешку рассказывают. Водичка журчит веселее. Моет чище. Давайте попробуем. (чтение потешки «Водичка, водичка…»). Воспитатель: Сейчас мы намочим руки водой, возьмём мыло. И сделаем кукле «мыльные перчатки, затем смоем пену водой. Вот руки и чистые. Затем умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Помоги мне Саша, вытри куклу полотенцем! Воспитатель: Ну, вот кукла наша стала чистая и опрятная. Посиди теперь вот здесь. А мы на тебя полюбуемся. Воспитатель: Почему мы умывали куклу? Дети: Кукла испачкалась. Воспитатель: А ещё когда мы моем руки и умываемся? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, по утрам и вечерам, после посещения туалета, после прогулки, перед едой, после игр, по мере загрязнения. А зачем мы моем руки и умываемся? (ответы детей: чтобы не болеть и всегда быть чистыми) Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отдохнём. Поиграем с вами в игру. (проводится физкуль) Воспитатель: Ребята, у нас есть волшебные картинки, и я вам их сейчас хочу показать. Что изображено на этих картинках? Дети: Правила мытья рук, ног, умывания и чистки зубов. Воспитатель: Ребята, а вы можете подсказать кукле, какой картинки не хватает? (Проводится дидактическая игра «Чего не стало») Воспитатель: Молодцы, ребята, я думаю, Мойдодыр был бы вами доволен. Ой, ребята, а в посылке ещё что-то лежит, попробуем угадать? (Воспитатель загадывает детям загадки: дети отгадывают- мочалка, расчёска, ванна) . Воспитатель: Ребята, какие вы у нас умные, чистоплотные. Мойдодыр знает, что вы такие, и прислал вам подарки, чтобы вы и дальше продолжали заботиться о своём здоровье. Посмотрите, какие красивые зубные щётки подарил вам Мойдодыр. (воспитатель раздаёт детям зубные щётки). Воспитатель: Идите, поставьте их в ваши стаканчики. Воспитатель: Дорогие гости, вам понравились наши ребятки? Большое спасибо, что вы к нам в гости пришли. Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-formirovaniyu-kulturno-gigienicheskih-navykov-vo-2-mladshei-grupe-tema-uroki-moidodyra.html
Беленко Т. Е. «Правила поведения за толом»(Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга). Мы весёлые ребята! Озорные дошколята, Нам здороваться не лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!». (Дети садятся на стульчики. Стук в дверь). Воспитатель: Пойду посмотрю, кто к нам пришёл. В группу входит Вини-пух. Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Вини-пух. Давайте с ним поздороваемся. Дети: Здравствуй, Вини-пух. Вини-пух: Здравствуйте, ребята. Я долго до вас добирался, я очень устал и проголодался. Я собой принёс горшочек с мёдом. Можно я у вас отдохну и перекушу? Дети: Можно (Вини-пух садится за стол и начинает руками есть мёд) Воспитатель: Ребята посмотрите, Вини-пух правильно кушает? Дети: Нет. Нужно кушать ложкой, а не руками. (Когда Вини-пух все съел, то вытер рот рукавом). Воспитатель: Скажите пожалуйста, Вини-пух, а вы всегда так некрасиво себя ведёте за столом? Кушаете грязными руками? Вини-пух: Конечно. А что в этом плохого? Воспитатель: Ребята, разве так можно себя вести? Дети: Нет, нельзя. Перед едой надо обязательно мыть руки. Кушать надо ложкой, аккуратно. За столом не разговаривать. После еды руки и рот надо вытирать салфеткой. Воспитатель: Вини-пух совершенно не умеет вести себя за столом, давайте его научим? Расскажем Вини-пуху правила поведения за столом. 1. Перед тем как сесть за стол, моем руки. 2. Есть руками нельзя, для этого есть ложка и вилка 3. Разговаривать во время еды нельзя 4. После еды нужно пользоваться салфеткой. Воспитатель: Ребята, а почему нельзя садится с немытыми руками за стол? Дети: Потому что может заболеть живот. Воспитатель: А почему нельзя разговаривать во время приёма пищи? Дети: Потому что, можно подавится. Воспитатель: Вини-пух, ты всё запомнил? Вини-пух: Всё запомнил. Простите меня, теперь я буду себя красиво вести за столом. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Я вам и Вини-пуху буду показывать картинки поведение за столом, а вы будите отвечать: правильно это или неправильно» (Воспитатель показывает картинки, дети отвечают). Рефлексия: Ребята, Вини-пух благодарит вас за то, чему вы его научили и обещает всегда правильно вести себя в гостях. Понравилось вам занятие? Кто к нам сегодня приходил в гости?

Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН

Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей.

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.

Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.

Мотивировать малышей можно с использованием игрушки

Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.

Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).

Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]