«Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста»методическая разработка


Самомассаж и взаимомассаж

Оборудование: массажные маленькие мячи для активиза­ции точек организма; массажные коврики; Су-джок; рисунки и таблицы по точечному самомассажу; гимнастические мячи.

Массаж тела

Цель: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упраж­нять в умении разогревать свое тело.

Ход занятия.

1. Разогревающий массаж.

Поглаживание

Дети сидят на коврике по-турецки. В начале занятия разогт ревают ладошки, потирая их друг о друга, затем мягкими дви­жениями поглаживают шею от шейных позвонков к гортани (6—8 раз). В перерыве между поглаживаниями — медленное поворачивание головы вправо, влево. Далее дети поглаживаютруки от кисти до плеча. Сопровождают действия словами: «От кисти до плеча». Затем также поочередно поглаживают ноги, сопровождая действия словами: «От стопы до бедра».

Растирание и похлопывание

Растирание дети начинают с шеи, затем руки и нога, голе­ни, бедра. Похлопывание дети производят с рук. Необходимо обратить внимание детей, что похлопывание мягких тканей рук и ног должно быть касательным. На заключительном этапе дети встают на стопы и разогревают их, поочередно потирая о ковер.

2. Парный массаж.

Предлагается детям выбрать себе пару и положение для вы­полнения массажа. Можно использовать гимнастические мячи (один ребенок лежит на мяче, другой, стоя, делает ему массаж). Можно выбрать положение лежа на полу (один ребенок лежит, другой делает массаж, сидя верхом или рядом на коленях).

Описание массажа:

  • разогревание своих ладошек;
  • поглаживание (от плеча до поясницы);
  • растирание (попеременно ладошками, елочкой);
  • поглаживание;
  • игровой массаж («Курочка поклевала», «Гуси пощипали»);
  • поглаживание;
  • игровое упражнение с вокализацией на выдохе (звук «а») «Слон прошел». Мягкой стороной кулачка дети постуки­вают по спине товарища. От плеч до середины спины и обрат­но до плеч. Лежащий ребенок произносит на выдохе «а»,
  • поглаживание.

Затем дети меняются местами, и массаж продолжается с другими ребятами.

Оценка выполнения задания дается по состоянию кожно­го покрова.

Точечный массаж рук и тела

Ежедневный самомассаж и взаимомассаж (массаж това­рищу) рук и тела после дневного сна.

Вариант 2

— К нам пришло новое письмо от Пилюлькина, да с ри­сунками. Он рассказывает, что еще, ребята, у нас на теле есть «волшебные точки», которые тоже помогут нам справиться с королевой Простудой и принцессой Плохое настроение. Да­вайте рассмотрим эти рисунки и найдем эти точки друг у дру­га (дети вместе рассматривают рисунки, парами изучают точ­ки на теле товарища, на своем теле). Ежедневно нежно масси­руя друг друга по десять раз каждую точку, мы станем сильными и выносливыми. Но помните, важно, чтобы ваши прикосно­вения были нежными и приятными вашему товарищу, только тогда действуют «волшебные точки».

Формирование нравственного здоровья дошкольни­ков: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с. С. 19-22.

Правила выполнения самомассажа

Перед выполнением артикуляционного самомассажа необходимо проверить чистоту рук и лица малыша. Желательно, чтобы у ребенка был чистый носовой платок (лучше одноразовый), потому что иногда обильное слюноотделение сопутствует выполнению отдельных упражнений. Противопоказанием к самомассажу являются открытые раны на массируемой области. Лучше если малыш будет делать артикуляционный самомассаж перед зеркалом. Единственное, о чем нужно помнить, что ребенку выполнять самомассаж надо в течение 7-10 минут, не доставляя себе неприятных ощущений. Каждое движение нужно повторять 4-6 раз. Хорошо если при выполнении упражнений ребенок будет слышать речевое сопровождение в стихотворной форме или спокойную музыку.

Приёмы самомассажа

При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, пассивные движения, сгибание, разгибание пальцев.

Самый простой и важный прием самомассажа – это поглаживание. Успокаивающее воздействует на нервную систему. Улучшает функции мышц и желёз. В восстановительном самомассаже этот прием выполняют при повышенной нервной возбудимости, а в лечебном — при спазмах, травмах и т.д. Поглаживание бывает прямолинейное и кругообразное.

Разминание — прием самомассажа, с помощью которого массируются мышцы. Под действием разминания значительно улучшается скорость кровотока, что способствует быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Особый массажный прием – растирание. Отличается от остальных приёмов более энергичным выполнением в различных направлениях. Растирания бывают: — прямолинейные, зигзагообразные, спиралевидные и кругообразные растирания подушечками одного или нескольких пальцев и буграми больших пальцев; — прямолинейное растирание щипцами; — прямолинейное растирание основанием ладони; — гребнеобразное растирание пальцами, сжатыми в кулак. Во время растирания улучшается местное кровообращение, согреваются ткани, ускоряется рассасывание затвердений, увеличивается пластичность мышц и повышается работоспособность.

Пассивные движения выполняются только после разминания на мышцах и растирания на суставах. Обычно пассивные движения производятся с посторонней помощью.

С приемами самомассажа дети впервые знакомятся на логопедических занятиях. Учить детей приемам самомассажа можно с 2-2,5 лет. Обучение проходит в игровой форме, малышей просят показать имитацию различных животных или предметов (например, обезъянку). При желаниии любой родитель может научить своего малыша выполнять самомассаж.

Положительный эффект самомассажа

«Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.» М. Е. Хватцев

В результате регулярного выполнения самомассажа у детей нормализуется мышечный тонус артикуляционного аппарата (в наиболее сложных случаях — уменьшается степень проявления дефектов артикуляционной мускулатуры); начинают работать те группы мышц, которые были недостаточно включены в процесс произношения; органы артикуляции готовы к формированию произвольных, координированных движений и к постановке дефектных звуков речи; уменьшается гиперсаливация. Плюсы самомассажа также заключаются в том, что детям нравится его делать и поэтому родители без проблем могут повторять процедуру самомассажа несколько раз в день, выполняя различные упражнения. На логопедических занятиях эти упражнения выполняются одновременно с несколькими детьми, что создает некий соревновательный элемент и способствует возникновению чувства общности.

Что такое самомассаж?

Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. Самомассаж в логопедической практике разделяется на 3 вида: общий (самомассаж головы, шеи, туловища), артикуляционный (самомассаж губ, щек и языка) и пальчиковый.

Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна. Он тренирует сосуды и способствует лучшему снабжению кислородом внутренних органов. Делая самомассаж ребёнок укрепляет мышцы рук и пальцев, снимает мышечное напряжение, разминает ту или иную часть тела или лица.

Еще одно преимущество самомассажа состоит в его доступности: вам не надо никуда идти и менять свой режим, а делать его можно в любое удобное время.

Важное значение имеет регулярность самомассажа и контроль за его правильным выполнением со стороны взрослых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]