Картотека игрового самомассажа в стихах по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста.

Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в процесс игрового самомассажа, нередко проявляют творчество, предлагая новые движения, варианты исполнения упражнений, при этом получают элементарные представления о собственном здоровье, акупунктуре, возможности укрепить здоровье всего лишь прикосновением рук. Детский самомассаж своей простотой и доступностью, возможностью органично включать его в различные виды деятельности, через свободное выражение эмоций способствует укреплению физического и психического здоровья детей.

Самомассаж дошкольников сопровождается веселыми стихами, призванными обыграть массажные движения, яркими образами, вызывающими интерес детей, позволяющими раскрепоститься, не задумываясь о терапевтическом эффекте упражнений.

Смотрите также

Детские физминутки — здоровьесберегающие технологии Профилактика плоскостопия — здоровьесберегающие технологии Релаксация на физкультурных занятиях — здоровьесберегающие технологии

Самомассаж для детей в стихах в детском саду

Самомассаж для детей в стихах в детском саду
Основная цель этого мероприятия – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Все упражнения должны выполняться с позитивным настроем и приносить удовольствие, в противном случае эффект от них будет незначительным. Точечный массаж для детей в стихах в детском саду — это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры. начинать следует с рук, переходя на ноги и завершая сеанс поглаживанием головы. Основные условия проведения самомассажа для детей:

  • не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
  • движения должны быть плавными, массирующими;
  • двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
  • начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.

Освоив эту технику, малыш сможет не только правильно массажировать себе ноги и руки, но и оказать первую помощь при ушибе, к примеру, или же самостоятельно справиться с мурашками, которые многих пугают. Длительность упражнений 5-10 минут в день. Лучше всего проводить их в утреннее время перед традиционной гимнастикой и после полдника, когда до сна еще много времени, но основной период бодрствования позади.

Самомассаж для детей в стихах в детском саду

Чтобы сделать этот процесс еще более увлекательным многие педиатры рекомендуют превратить его в игру, обучив при этом крох несложным стихам, произносить которые необходимо в моменты растирания или поглаживания собственного тела. Массаж рук: Исходное положение: сидя на полу или стуле, руки перед собой. Ребенок начинает медленно растирать ладоши, приговариявая: Ай тари, тари, тари ,куплю Маше янтари. Останутся деньги, куплю Маше серьги. Останутся пятаки, куплю Маше башмаки. Останутся грошки, куплю Маше ложки. Останутся полушки, куплю Маше подушки. С каждой строчкой темп растирания должен возрастать. Количество повторений: 2-3. После теплыми ладошками греют горло, обхватив его со всех сторон. Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: розы, маки, ноготки, астры пестрые цветки, георгины и левкой. Выбираешь ты какой? Этот стишок подойдет для сгибания и разгибания кулачков. Поочередный массаж пальцев (каждый пальчик необходимо растирать отдельно) осуществляют под следующие слова: Мы блинов напекли: Первый дали зайке, зайке — попрыгайке. А второй лисенке, рыженькой сестричке. Третий дали мишке, бурому братишке. Блин четвертый – котику, котику с усами. Пятый блин поджарили и съедим мы сами. Массаж ног: Ладонями необходимо похлопывать себя по направлению от лодыжек к бедрам. Затем ножки растирают ребрами ладоней и после — кулачками. Все это время следует приговаривать: Туки-токи, туки-токи, застучали молоточки. Туки-туки-туки-точки, застучали молоточки. Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток.

Массаж стоп: Исходное положение: сидя на стуле, закинув одну ногу на другую. Ладошками при этом легко дотянуться до стоп и начать их потирание и разминание. Баю-баю-баиньки, купим сыну валенки наденем на ноженьки, пустим по дороженьке. Будет ваш сынок ходить, новые валенки носить. Массаж головы: Круговой массаж черепа проводится следующим образом: правая ладонь поглаживает правый висок, двигаться при этом необходимо к затылочку. Левой рукой в это время осуществляются массирующие движения на лбу. Все это выполняется под стишок: На комод забрался ежик У него не видно ножек. У него, такого злючки, Не причесаны колючки: И никак не разберёшь- Щетка это или ёж? Тут и мыло подскочило, И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, и кусала как оса. А от бешеной мочалки, Я помчался как от палки, А она за мною мчится, И кусает как волчица. Самомассаж может осуществляться с помощью различных подручных предметов, способных оказать расслабляющее и приятное воздействие на тело (к примеру, «раскатывание» катушек от ниток по ножкам и рукам может доставить удовольствие). Главное – объяснить малышу, что все это очень полезно, и что мышцам необходимо время от времени давать передышку, ведь иначе сил будет в разы меньше.

Использование детского самомассажа на физкультурных занятиях

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни. Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, иди легко надавливая на части тела, в направлении от периферии к центру.

Приемы массажа

  • надавливание
  • поглаживание
  • постукивание
  • разминание
  • растирание
  • прищипывание

Ожидаемые результаты применения массажа

Образовательное направление

  • усвоение правил выполнения самомассажа
  • владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительное направление

  • улучшение кровообращения
  • улучшение обменных процессов
  • укрепление свода стопы
  • положительное влияние на центральную нервную систему

Воспитательное направление

  • побуждение активности
  • развитие творческих способностей
  • развитие положительных эмоций

Простейшие виды самомассажа

Массаж стоп

  • сжимание и разжимание пальцев ног
  • ходьба по массажным коврикам
  • ходьба по ребристым дорожкам
  • ходьба на носках, на пятках

Массаж пальцев и ладоней

  • вытягивание каждого пальца с легким надавливанием
  • легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)
  • различная пальчиковая гимнастика
  • растирание ладоней
  • хлопки в ладоши

Массаж рук

  • поглаживание рук от кистей к плечам
  • постукивание рук от кистей к плечам
  • растирание предплечий

Массаж ног

  • поглаживание от стопы к бедру
  • похлопывание от стопы к бедру

Массаж спины

  • при помощи гимнастической палки
  • используя дружескую помощь

Массаж тела

  • пощипывания за бока
  • поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке
  • поглаживание центральной линии груди движениями снизу вверх

Массаж головы

  • поглаживание головы руками сверху вниз

! Массаж лица на физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

Массаж медвежий, сельскохозяйственный

Шел медведь. Большо-о-ой медведь(топчемся ладонями по спине) Шла медведица…(топчемся меньшей площадью, кулаком, например) Шел мааааленький медвежонок(пальцами идем по спине) Нашли они большоооое поле(растираем ладонью спину). Медведь сказал: «Мое-е-е поле»(говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине) Медведица сказала: «Мое-е-е поле»(повыше голосом и шаги помельче) Медвежонок закричал «Мое»(тоненьким голоском, мелкими прыжками) Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит. И решили они посадить пшеницу. Вспахали поле(производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз)разровняли(растираем ладонями)и посадили зернышки(стучим меленько концами пальцев по всей спинке) Дождик зернышки полил(тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине)солнышко согрело, и пшеница взошла… Выросли большие и красивые колоски… Пришло время и стали они жать пшеницу(левой рукой берем складку кожи, как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем)Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось(низом кулака ставим плотненько отметины по спинке) Ура! Ура! Ура!(разными голосами)Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай! Обрадовались медведи. Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу.Лошадка повезла пшеницу на мельницу(скачем по спинке четырьмя копытами) Осталось поле чистое-чистое(гладим ладонью круговыми движениями по спинке) А медведи смололи зерна пшеницы — получилась мука.Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек…

Самомассаж на физкультурных занятиях

Массаж рук, пальцев

Цель: научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику. Самомассаж «Добываем огонь» Каждому понадобится отшлифованная деревянная палочка, для детей младшего и среднего возраста палочки лежат на виду, для старших детей палочки спрятаны, их сначала надо найти; энергично крутим палочку между ладонями, чтобы стало горячо Взяли палочку в ладонь Будем добывать огонь, Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. Самомассаж «Мы погреем наши ручки» Младший и средний возраст просто растирают ладони, чтобы стало горячо, старший возраст начинают растирать ладони с мизинцев, постепенно включая все пальцы, затем растирают ладони, чтоб было горячо, затем разводят ладони, стараясь почувствовать между ними «теплый шар» Ой-ё-ёй, ой-ё-ёй! Как же холодно зимой, Чтобы нам не заболеть Надо ручки растереть Самомассаж «Колобок» Младший и средний возраст имитируют движения в плоскости, старшие дети начинают в плоскости, заканчивают кончиками пальцев, как будто колобок между ладонями, несколько раз меняя направление движения Тесто в руки мы возьмем И катать его начнем Получился Колобок Колобок – румяный бок

Самомассаж «Очень весело живем» Проводится в конце физкультурного занятия; руки подняты вверх Крепко кулачки сожмем, А потом их разожмем Разожмем и сожмем Очень весело живем! Самомассаж «Наши ручки отдохнут» Проводится после упражнений в метании, лазании по гимнастической стенке; поддерживая в запястье одну руку другой, слегка ее потрясти Ох, устали наши ручки Ручку ручкой мы возьмем Чтобы ручки отдохнули Ручкой ручку потрясем Самомассаж «Где же ручки» Проводится после упражнений в ползании, лазании; вытянуть руки вперед, поднять вверх и свободно «бросить» вниз Вот, какие ваши ручки Все ладошки на виду А теперь вы ручки бросьте Их искать сейчас пойду

Массаж головы

Цель: научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения Самомассаж «Ежик» После подвижной игры младший и средний возраст выполняют поглаживающие движения двумя руками ото лба к затылку, затем перебирают пальцами по бокам от основания черепа к макушке; старшие легко надавливая на кожу пальцами правой и левой руки поглаживают виски, перемещаясь сначала ко лбу, потом к затылку, после чего средними пальцами делают точечный массаж у основания черепа На пенёк уселся Ёжик У ежа не видно ножек И совсем не разберешь Это щетка или ёж

Массаж спины

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьям Самомассаж «Веселый дождик» Дети встают в круг друг за другом, так, чтобы было удобно выполнять манипуляции на спине впереди стоящего. Сначала похлопывают ладошками, потом постукивают пальцами, поколачивают кулачками, в конце поглаживают Дождик вышел на прогулку Кап, кап, кап, Побежал по переулку Кап, кап, кап, Дети дома посидите Кап, кап, кап, И гулять не выходите Кап, кап, кап Вот, когда уйду, тога Выходите все сюда. Самомассаж «Два веселых гуся» После подвижной игры «Найди себе пару», двое детей делают массаж спины друг другу по очереди, массаж выполняется одновременно двумя руками, дети младшей и средней группы просто тыкают пальчикам, дети старшей и подготовительной группы выполняют прищипы, что позволяет «массажисту», помимо мелкой моторики, развивать координацию движений. Два веселых гуся Вышли на лужок Травку щипали Весело кричали Га-га-га, га-га-га С последними словами дети меняются местами Самомассаж «Черепаха» Выполняется в парах, сначала легкое похлопывание ладонями по спине сверху вниз, потом энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

Шла купаться черепаха И кусала всех со страха: Кусь-кусь-кусь,кусь Никого я не боюсь. С этими словами быстро повернуться и испугать партнёра «У!» и медленные вибрирующие движения кистями рук. Изобразить испуг Поменяться местами

Самомассаж «Про лягушат» Выполняется из построения в круг, сначала похлопывание ладонями по спине вверх и вниз,затем пощипывание рук от локтевых суставов к плечам, после легкое постукивание кулачками по спине, в конце замирают, изображая крышу над головой. Дождик, дождик Пуще, пуще, Будет праздник у лягушек, Грянул гром Бом-бом! Все лягушки быстро в дом.

Массаж стоп

Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев. Самомассаж «Козленок»

Сначала дети младшего и среднего возраста подпрыгивают на месте, дети старшего возраста переступают не отрывая носков от пола на месте, затем младшие садятся на пол и поглаживают ноги ладонями от стопы вверх, старшие выполняют растирание из положения стоя, после поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями в стороны, младшие при помощи рук. В конце выполняют подскоки на месте.

Козлик быстро поскакал И нечаянно упал Подвернул козленок ножку Сел и плачет на дорожке Я скажу вам всем известно Без игры не интересно Надо козлику играть И с козлятами скакать

Комплексный самомассаж

Цель: усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, усилить кровообращение, улучшить обмен веществ Самомассаж «Петушок» Дети строятся в круг, выполняют предложенные поглаживающие движения, в младшем и среднем возрасте повторяют за инструктором по физкультуре, в старшем- самостоятельно.

Мы слепили петушка Не раскрашен он пока Краски яркие возьмем И раскрашивать начнем. Золотым раскрасим гребень Желтым крылья и живот Красным спинку мы раскрасим Встав друг к другу в оборот Вот дошло до ножек дело Будем красить ножки смело А теперь нам надо хвост Разукрасить в семь полос Все старались, не ленились Вот какие получились У ребяток петушки Золотые гребешки.

Массаж стоп

Шел-шел мишка,(костяшками пальцев бороздим по всей длине стопы) Пришел в лес. (кулаком поставить точку) Взял пилу и пилит, пилит, пилит (ребром ладони растирается вся поверхность стопы) Взял топор и рубит, рубит, рубит(опять же ребром ладони имитируются рубящие движения) Взял молоток и забивает гвозди(кулаком имитируются движения забивания гвоздей) Расправил листики(массируются пальчики, каждый по отдельности) Взял кисточку, покрасил (ласковое поглаживание) Ах, какой молодец! Замечательный умелец! (поцелуй в пяточку, ребенок в восторге, хотя, видимо, немного щекотно)*** Стенка-стенка(щекотятся щечки) Потолок (щекотится лоб) Две ступеньки(шагательное движения пальцев по подбородку и губкам) Дзииин! Звонок!(нажимается на носик, как на кнопку звонка)

Рекомендуем почитать: Колыбельная песня — это

Стремительная :

А вот еще забавлялка: сажаю ребенка к себе на колени и спрашиваю — Гармонист дома?(дите отвечает или машет головой «дома-дома») — Гармонь готова?(Готова!) — Поиграть можно?(Тут варианты: «Да» — играю, щекочу по ребрам, «Нет!» — «ну, я попозже приду», и все сначала.Вариант «нет!» встречается крайне редко, сына хочет, чтоб его пощекотали)

streKozuchka :

Еще есть массаж лица: лес — проводим по волосам, поляна-по лобику, бугор-проводим по носику, яма — ребенок открывает рот и палец «Ам!» Таньча :

… и продолжение: по подбородку вниз — «обрыв», подбородок поддеть снизу пальцем, чтоб рот захлопнулся — «взрыв» (ну, аккуратненько, конечно, без крайностей)

Рельсы,рельсы…

Рельсы,рельсы (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине) Из последнего окошка Вдруг посыпались горошки (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали (щипаем спинку) Пришла лисичка, (гладим спинку) Хвостиком помахала Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием) Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз) Поставил стол, (изображаем — стол кулаком) Стул, (стул — щепотью) Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем) Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]