Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический и эмоциональный опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др.

Опираясь на требования ФГОС ДО, основными задачами художественно-эстетической развития дошкольника являются:

  • развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • удовлетворение потребности детей в самовыражении;
  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру.

Основным средством решения указанных задач являются современные педагогические технологии (технологии деятельностного типа), позволяющие перейти на качественно новый уровень обучения и воспитания и способствующие формированию разносторонне развитой, грамотной, творческой, инициативной личности ребенка- дошкольника. В современной педагогической практике существует множество педагогических технологий, направленных на решение конкретных педагогических задач.

Я же в своей работе применяю такие педагогические технологии, которые помогают максимально приблизить меня, как современного педагога, к решению задач с точки зрения художественно-эстетической развития детей:

  • игровая технология
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология «ТРИЗ»;
  • технологии проектной деятельности.

Актуальность технологий художественно-эстетического развития заключается в том, что они способствуют развитию у детей:

  • образного мышления;
  • эстетического восприятия;
  • воображения, без которого невозможна ни одна художественно — творческая деятельность;
  • эмоционального отношения к предметам эстетического характера;
  • мелкой моторики рук

Игровая технология

У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомство с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий. С помощью цветных карандашей, восковых, масляных мелков можно получить новые цвета и оттенки путем нанесения штриховки концом карандаша, мелка или растушевки мелков двух-трех цветов. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

Более того, я в своей работе использую такие игровые приемы, как сюрпризный момент (в гости пришла Капелька, «Клякса-вредина» и т.п.), игровые ситуации ( «поможем Бусинке найти свой цвет»), которые служат мотивацией к активной деятельности ребенка, имеют положительный эмоциональный отклик. Так же, на занятиях по изобразительному искусству я активно использую сказочные персонажи, игры на развитие глазомера, исправить ошибку, собрать узор, смешать цвета и т.д.

Технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.

Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет ребенку избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

Игры с цветом:

  • Получение новых оттенков путем смешивания красок.
  • Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
  • Овладение разными изобразительными инструментами.
  • Создание разных изобразительных материалов.

Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению дошкольника к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач. Нельзя не отметить, что в творческом развитии ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога и родителя, родителей и детей. В своей практике я использую разнообразные игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, эксперименты со смешиванием цветов, а так же различных пигментов и опыты с разными материалами.

ИКТ технологии

Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютера, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентации педагога с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно актуально в системе дошкольного образования. Чтобы развивать творческие способности дошкольников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений. ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, служит развитию познавательной мотивации дошкольников. Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, позволяет быстро и лучше запоминать материал.

В своей деятельности я активно использую средства ИКТ: компьютер (музыкальное сопровождение, просмотр видео, презентации), а так же интерактивную доску. Это позволяет мне обеспечить наглядность демонстрационного материала. Демонстрация презентаций на занятиях по изобразительной деятельности помогает лучше донести материал за счет использование большого количества иллюстраций. Так же в своей работе я использую мультимедийный проектор, демонстрируя видеоматериал виртуальных экскурсий по музеям города и не только. Обучение для детей становится более увлекательным и захватывающим, лучше усваивается материал, вызывая положительные эмоции.

Технологии проектной деятельности

Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и в детском саду позволяет лучше узнать дошкольника, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность детей предполагает выполнение ими коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом и родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники. Участие детей и родителей в экспериментировании, создании творческих работ способствует всестороннему развитию ребенка, укреплению взаимопонимания в семье, творческих проявлений не только у дошкольников, но и у их родителей. В начале учебного года мной был проведен проект «Осенний лист», проект был рассчитан не только на детей, но на их родителей. Был разработан план мероприятий, который включал в себя беседы, игры дидактические и подвижные, организованные тематические игры на прогулке, выставку и творческий мастер-класс совместно с родителями. Это позволило актуализировать детско-родительские отношения, раскрыть индивидуальные способности детей, реализовать их интересы и потребности, что в свою очередь позволило раскрыть творческий потенциала всех участников проекта.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебно-воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и по планированию изобразительной деятельности, обогащая ее своим разнообразием.

Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей- воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.

Основные задачи:

  • воспитать качества творческой личности;
  • формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: развитие воображения, оригинальность мышления;
  • развивать способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы;
  • развивать находчивость, внимательность и сообразительности.

В своей работе я использую такие приемы фантазирования и развития творческого воображения при помощи нетрадиционных техник рисования: кляксография, монотипия, рисование нитками, каплями.

Игры на ассоциации, беспредметное рисование на тему: «Осень – это…», «Весна – это…». Часто применяю игры на противоположности, один объект – разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал).

Таким образом, применение методов ТРИЗ в условиях современного детского сада, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков дошкольников.

Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников способствует не только индивидуальному развитию детей, но и является отличным средством формирования устойчивого интереса к экспериментальной, исследовательской деятельности, творческому поиску решения нестандартных задач.

Следующая >

Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников

 Обосновываются личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников. Представлена Модель художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, дошкольники, художественно-эстетическое образование.

Актуальность исследования обоснована тем, что в основу содержания художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста закладывается интеграция когнитивной и творческой деятельности, реализуемая на основе приоритета содержания по отношению к методам обучения. Личностно-ориентированные технологии художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, реализуемые в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, способствуют формированию личности, способной к развитию своих возможностей.

Важность образования, ориентированного на личность, обосновали ученые Е. М. Беспаленко, Е. В. Бондаревская, М. В. Богуславский, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, Е. И. Казакова, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, А. С. Фетисов, И. С. Якиманская и др.

Личностно-развивающие функции обучения отражены в работах З. И. Васильевой, Л. А. Кунаковской, Т. И. Мальковской, А. П. Тряпициной и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения о теории личности Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Процесс художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста основывается на методах воспитания и организации детской деятельности (В. И. Андреева, В. И. Волынкин, В. А. Запорожец, Столяров и др.).

Проблемы художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста на современном этапе определяются условиями, характеризующими жизнь современного общества: реализация ФГОС ДО, возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношения к духовно-эстетическим ценностям, утрата духовно-нравственного потенциала из-за насаждения псевдокультуры с Запада. Поэтому на первый план выдвигается задача первостепенного развития общекультурных компонентов в содержании дошкольного образования с целью формирования мировоззрения личности ребенка.

В связи своевременным является реализация личностно-ориентированного образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, реализация которого предполагает формирование нового мировосприятия детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Исходя из этого, возникает необходимость формирования начальных многофункциональных ключевых компетенций детей дошкольного возраста как интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизни и деятельности (А. Г. Гогоберидзе) [3].

Художественно-эстетическое образование дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др. (И. А. Лыкова) [4].

Таким образом, сформулирована цель исследования — разработка педагогических условий реализации личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом образовании дошкольников.

Объект исследования — художественно-эстетическое образование дошкольников.

Предмет исследования — личностно-ориентированные технологии, реализуемые при художественно-эстетическом образовании дошкольников.

В соответствии с целью исследования выделены следующие особенности реализации личностно-ориентированных технологий при художественно-эстетическом образовании:

а) обеспечение условий, способствующих развитию и саморазвитию личности ребенка, основываясь на диагностике его индивидуальных особенностей как субъекта познания и игровой деятельности;

б) предоставление каждому ребенку возможности реализовать себя в художественном творчестве;

в) выбор содержания, средств образования таким образом, чтобы ребенок мог проявить инициативу к образовательным событиям;

г) организация педагогического процесса, способствующего развитию творческого мышления.

Методы исследования ииспытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 57» г. Воронеж и дошкольники средней группы МК ДОУ Воронцовский детский сад, Воронежская область.

Методы исследования: разработка модели художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

Рис. 1

Личностно-ориентированные технологии в модели опираются на личностные достижения, способности и мотивацию, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности, и личностно-ориентированные технологии, должны нести в себе целенаправленное влияния на ребенка в процессе художественно-эстетического образования.

Личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников представляет собой целостную, системно организованную деятельность воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования, позволяющую ребенку в наиболее благоприятной форме совместить решаемые им задачи собственного развития, художественно-эстетического образования через образовательные события.

Реализация Модели позволила сделать следующие выводы: личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании, управляемые целенаправленной мотивацией, способствует развитию личностных качеств дошкольников; конструктивная возможность реализации личностно-ориентированных технологий раскрывается в создании условий, отраженных в модели.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Образовательная область «Музыка» [Текст]: как работать по программе «Детство» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2013. — 247 с. — ISBN 978–5–89814–816–4
  4. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0

Использование инновационных технологий художественного развития дошкольников в ДОО

IV

– Взаимосвязь обучения и творчества –
А.В.Запорожец
отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, обращая внимание педагогов на необходимость разработки методов, побуждающих развитие детского художественного творчества.

Е.А.Флерина

главным принципом в обучении дошкольников изобразительной деятельности считала единство учебных и творческих задач и правильное их взаимодействие.

М.Н.Скаткин

считает, что необходимо обеспечить такое содержание обучения, которое будет построено на единстве аналитического и синтетического рассмотрения действительности. Он подчеркивает, что необходимо в содержании обучения обеспечить синтез, интеграцию, соединение частей в единое целое.

Т.А.Котлякова

считает важным при обучении дошкольников изобразительной деятельности знакомить их с многообразными способами и приемами изображения (предлагает авторскую классификацию способов рисования животных и птиц). Овладение ими обеспечит свободу выбора детьми художественных средств, а следовательно, воплощение детских творческих замыслов.

V
Синтез искусств
Современные тенденции (начиная с 1980-х гг.) развития детского творчества рассматривают его с позиций личностно ориентированной модели, синтеза и взаимодействия искусств, интегрированной системы образования и воспитания (Б.П.Юсов, Р.М.Чумичева, В.В.Домогацких, Е.Л.Трусова, Г.Н.Пантелеев).

VI– Интеграция и взаимодействие видов изобразительной деятельности –Н.П.Сакулина

разработала научную основу целесообразности обучения детей доступным им способам реалистического отображения действительности и определила единое для всех видов изобразительной деятельности программное содержание. Наиболее полно соотношение разных видов рисования представлено в исследовании
Т.И.Лазарь
. При анализе интегрированных занятий по изобразительной деятельности
М.В.Лазарева
отмечает, что все компоненты, тесно переплетаясь, в комплексе воздействуют на развитие творчества. Интеграция важна не сама по себе – она значима для формирования у детей первоначальных основ художественной культуры, развития эстетического отношения к окружающему через личностную позицию каждого ребенка, учет его интересов, склонностей. Именно в условиях интегрированного образования он имеет возможность проявить свое понимание характера образа как в изобразительном искусстве, так и в процессе творчества.

VII
— Индивидуально-дифференциро­ванный подход к детям
и учет их воз­растных возможностей создает опти­мальные условия для творческого развития. Педагогическое руководство изоб­разительной деятельностью приобре­тает более косвенный характер, так как главное внимание уделяется ак­тивизации собственного художественного опыта, который ребенок получил в процессе обучения, когда он научился по собственному желанию использовать освоенные художественные способы, приемы, средства и техники; а степень усвоения у каждого ребенка разная, что и учитывает индивидуально-дифференцированный подход.

Модель здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Климова О.И. Модель здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Совушка. 2021. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 21.11.2021).

Заказ № 316260

Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Физическая активность — естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

Здоровье психическое – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Руководитель физического воспитания
Ритмопластика Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО
Динамические паузы Во время занятий 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Воспитатели, руководитель физического воспитания
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Воспитатели
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели, руководитель физического воспитания
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы Воспитатели, руководитель физического воспитания
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст — 20-25 мин., старший возраст — 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели, руководитель физического воспитания
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Воспитатели, психолог
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Воспитатели, психолог
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог-валеолог
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Биологическая обратная связь (БОС) От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников Педагог-валеолог, специально обученный педагог
3. Коррекционные технологии
Арттерапия Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Воспитатели, психолог
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Все педагоги
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели, психолог
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Воспитатели, психолог
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Воспитатели, психолог
Психогимнас-тика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам Воспитатели, психолог
Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий — фонетическая грамотная речь без движений Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  1. физкультурные занятия
  2. самостоятельная деятельность детей
  3. подвижные игры
  4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  5. двигательно-оздоровительные физкультминутки
  6. физические упражнения после дневного сна
  7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  8. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  9. физкультурные досуги
  10. спортивные праздники
  11. оздоровительные процедуры в водной среде.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО

Дата проведения: с 5-16 октября 2021г.

№ п/п Фамилия, имя ребенка ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ
Физическая культура Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание) Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции Участвует в играх с элементами спорта Выполняет прыжок на мягкое покрытие с высоты до 40 см Прыгает в длину с места не менее 100 см Прыгает в длину с разбега до 180 см Прыгает в высоту с разбега в высоту не менее 50см Прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами Бег 30 м, (мин. и сек.) Бег 90 м (мин. и сек.) Подъём в сед за 30 сек Бросает набивной мяч (1кг) вдаль Бросает предметы в цель из разных положений Попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м Метает предметы в движущуюся цель Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после расчета на первый-второй, соблюдает интервалы во время движения Может следить за правильной осанкой Применяет навыки личной гигиены (выполняет осознанно и самостоятельно) Применяет культурно-гигиенические навыки (может следить за своим внешним видом и т.д.) Сформированы представления о здоровом образе жизни
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Эффективность педагогических воздействий %

Условные обозначения:

Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован

Примечание:

ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики

по образовательной области «Физическое развитие»

Цель:

— индивидуализации образования по физическому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);

— оптимизация работы с группой детей по физическому развитию.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:

Физическая культура- %;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни — %.

Выявленные проблемы:

Причины:

Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:

Перспективы оптимизации группы по физическому развитию:

Разработать индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию воспитанников:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО

Дата проведенияс 5-16 октября 2021г.

№ п/п Фамилия, имя ребенка ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ
Ребенок в семье и сообществе Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Трудовое воспитание Формирование основ безопасности
Имеет представление об изменении позиции человека с возрастом Развиты в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу Знает домашний адрес и телефона, имена и отчества родителей, их профессий Принимает посильное участии в жизни дошкольного учреждения Принимает участие в проектной деятельности Соблюдает правила организованного поведения в быту Соблюдает правила организованного поведения на улице Соблюдает правила организованного поведения в общественных местах Соблюдает правила организованного поведения в общественных местах В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем Самостоятельно выбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации Находит новую трактовку роли и исполняет ее Моделирует необходимую для игры предметно-игровую среду Развивает сюжет на протяжении длительного времени (несколько дней, недель) Проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером В общении высказывает свою точку зрения, с уважением относится к мнению других Регулирует свое поведение на основе усвоенных им норм и правил, принятых в обществе Поведение мальчика/девочки в большинстве случаев соответствует традиционному представлению о поведении мужчины/женщины Стремится следовать положительному примеру Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками В совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек Может самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде Следит за состоянием своего рабочего пространства до и после занятий Ответственно выполняет обязанности дежурного Проявляет трудолюбие в работе Доводит начатое до конца Соблюдает правила организованного поведения на дороге Владеет навыками поведения в чрезвычайных ситуациях Владеет навыками экологически безопасного поведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Эффективность педагогических воздействий %

Условные обозначения:

Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован

Примечание:

ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики

по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

Цель:

— индивидуализации образования по социально-коммуникативному развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);

— оптимизация работы с группой детей по социально-коммуникативному развитию.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание – %. Ребенок в семье и сообществе — % Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание – % Формирование основ безопасности – % Выявленные проблемы:

Причины:

Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:

Перспективы оптимизации группы детей по социально-коммуникативному развитию:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО

Дата проведения: с 5-16 октября 2021г.

№ п/п Фамилия, имя ребенка ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ
Приобщ к ис-ву Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность
Различает виды изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства Развито художественное восприятие произведений изоискусства Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений Использует различные материалы и способы создания изображения Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства Создает сюжетные и декоративные композиции, создает изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры Способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения Создает варианты конструкций одного и того же объекта по 2-3 условиям Создает разные конструкции из бумаги Создает различные образы из природного материала с

учетом его фактуры, цвета и формы

Создает и обыгрывает конструкцию, объединенную общей темой (коллективная работа) Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим Слышит в произведении развитие музыкального образа Называет любимые произведения и их авторов Поет без напряжения, легко, звонко, выразительно Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением Поет сольно и в хоре Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно Участвует в создании творческих этюдов Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных игра Узнает Государственный гимн РФ. Гимн Тулы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Эффективность педагогических воздействий %

Условные обозначения:

Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован

Примечание:

ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:

— индивидуализации образования по художественно-эстетическому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);

— оптимизация работы с группой детей по художественно-эстетическому развитию.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:

Приобщение к искусству- %. Изобразительная деятельность — % Конструктивно-модельная деятельность – % Музыкальная деятельность – % Выявленные проблемы:

Причины:

Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:

Перспективы оптимизации группы по художественно-эстетическому развитию:

Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО

Дата проведения: с 5-16 октября 2021г.

№ п/п Фамилия, имя ребенка ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ
Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно-исследовательской деятельности Предметное окр Социальный мир Мир природы
Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество, удаляет из множества отдельные его части, устанавливает связи и отношения между целым и множеством и различными его частями, находит части целого множества и целое по известным частям Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20) Соотносит цифру (0-9) и количество предметов Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предмета), и способы их измерения Измеряет и сравнивает длины и объемы Умеет делить предмет /фигуру на равные части, сравнивает целое и часть Различает и называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение Имеет представления о временных отношениях день/неделя/месяц, определяет время по часам Знает состав чисел первого десятка Умеет получать каждое число прибавлением/вычитанием единицы Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями Владеет обобщенными способами исследования объектов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий Самостоятельно действует в соответствии с предлагаемым алгоритмом Развита мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности. Принимает активное участие во всех типах проектов Уделяет внимание анализу эффективности источников информации Имеет представления и некоторые признаки предметов окружающего мира Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей Знает о своей семье Имеет представление о ближайшем социальном окружении (детский сад, школа и библиотека и пр.) Знает герб, флаг, Гимн России, называет главный город страны, имеет представление о родном крае, его достопримечательностях Знает семейные праздники и традиции, некоторые государственные праздники Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы и т.д.) и имеет представления об их взаимодействии с человеком Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений Знает правила поведения на природе и соблюдает их Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Эффективность педагогических воздействий %

Условные обозначения:

Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован

Примечание:

ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики

по образовательной области «Познавательное развитие»

Цель:

— индивидуализации образования по познавательному развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);

— оптимизация работы с группой детей по познавательному развитию.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:

Формирование элементарных математических представлений — %. Развитие познавательно-исследовательской деятельности — %

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление с социальным окружением – % Ознакомление с миром природы – %

Выявленные проблемы:

Причины:

Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:

Перспективы оптимизации группы детей по познавательному развитию:

Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА. ФГОС ДО

Дата проведения: с 5-16 октября 2021г.

№ п/п Фамилия, имя ребенка ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ
Развитие речи Художественная литература
Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественны, познавательные, личностные и др.) Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу) Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3 художников-иллюстраторов Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений Различает жанр произведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Эффективность педагогических воздействий %

Условные обозначения:

Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован

Примечание:

ü показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

ü показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

ü показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики

по образовательной области «Речевое развитие»

Цель:

— индивидуализации образования по речевому развитию (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории его развития);

— оптимизация работы с группой детей по речевому развитию.

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности)

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила- %, а именно:

Художественная литература — %. Развитие речи- %

Выявленные проблемы:

Причины:

Количество детей, имеющих особые образовательные потребности:

Перспективы оптимизации группы детей по речевому развитию:

Разработать индивидуальные образовательные маршруты воспитанников:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]