Основные требования к речи воспитателя в процессе общения с детьми в ДОУ.


Основные требования к речи воспитателя в процессе общения с детьми в ДОУ.

Шаренко Вера Александровна.

МБДОУ «Детский сал «Варенька» г. Абакана Республики Хакасия.

Воспитатель старшей группы.

Основные требования к речи воспитателя в процессе общения с детьми в ДОУ.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относиться к своей речи, придерживаться литературных норм произношения. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается благодаря использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, логического ударения, темпа, пауз, ритма, тембра, мелодии. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей. Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, достаточно громкой и неторопливой.

Рассказ , прочитанный воспитателем с помощью средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ , прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Если ситуация потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что надо доводить его до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказа, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам сада.

Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка. Обогащение словаря достигается благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Обогащение речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов.

Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду

Гульнара Нагаева

Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Речь воспитателя должна быть:

1) грамматически правильно построенной, связной;

2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

3) выдержана в определенном темпе, громкости;

4) интонационно выразительной;

5) доступной для понимания;

6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Требования к речи педагога Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитательиспользует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую)

сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитательзаботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Некоторые недочеты речи педагога:

1) торопливость речи (ускоренный темп делает ее не четкой, смазанной, трудной для восприятия)

2) невнятность произношения;

3) монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию)

;

4) повышенная громкость голоса (переходящая в крик)

.При необходимости
(шум в группе напр.)
следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, заметлив при этом темп;

5) неточность произнесения отдельных звуков или слов;

6) нарушения лексика – грамматическое оформление;

7) употребление в речи слов – паразитов;

8) небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

9)побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье)

и т. д. ; т. е. как пишем так и говорить;

10) речь с национальным акцентом,с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем оканьем и др. ;

11) произнесение слов с неправильным ударением;

12) неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость)

.

В качестве недостатков словаря (речи)воспитателей можно назвать:

1) часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки и. т. п.)

;

2) засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит)

;

3) в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;

4) использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Таким образом, работая с детьми воспитательдолжен обратить внимание на следующее:

1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей)

;

7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения)

.

Консультация для воспитателей.

Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду.

Требования к культуре речи воспитателя.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общениес воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.

При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. «Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: «Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которыестирают нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна.

Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: «Возьми со старшей группы” (здесь предлог «из” заменяется «со”). «»Не ложи сюда” (вместо «не клади”). «Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительнаяречь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: «Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют. В этой же группе другая воспитательница совсем по-иномувызывает у детей положительное отношение к еде:»Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается. Или: «Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. «И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. «Верно, Слава, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детейк тому, что говорит воспитатель. Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.Между тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе слышанного от воспитателя.

Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Воспитательница проводит занятие гимнастикой и подвижными играми с детьми средней группы. Чтобы повысить у детей интерес к правильному выполнению движений, она прибегает к выразительным приёмам. «Зайчикам надо идти по прямой дорожке,лес густой, заблудиться можно, не отставайте друг от друга”. Дети-зайчики начинают прыгать быстрее.

Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе над развитием речи. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеетособенно большое значение, так как дети усваивают новые словав правильном звучании.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна

Статья «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

— при работе с картинкой;

— при пересказе;

— при рассказывании из личного опыта;

— для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.); соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей. В целом рассказ педагога должен быть: Полным; Красочным; С точно подобранными словами; Грамматически правильно оформлен; Выразителен; Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь; При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию; Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?» Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники. Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Но что же такое культура речи? Культура речи – понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения. Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога. 1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка. 2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой. 3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла. 4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт. 5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания. 6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает. 7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание. 8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем. Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах. А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки) Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова: Всякому овощу свое время. Мягко стелет, да жестко спать. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Что написано пером, не вырубишь топором. Задание 2. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом). Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. Пошел спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзину Назар. Задание 3. Подберите слова, близкие по значению, т.е. синонимы для следующих слов: Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать) Приказ (распоряжение, команда, предписание, указание) Ошибка (промах, просчет, оплошность) Задание 4. Объясните значение слов Жизнь (физиологическое существование) Грызун (млекопитающее с длинными передними зубами) Буффонада (сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях) Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления. Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]