Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на подоконнике» в младшей группе детского сада
Цель проекта:
воспитание экологической культуры детей, развить интерес к познавательно – исследовательской деятельности, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике, а также формирование эстетических чувств дошкольников.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях, об их строении и условиях роста растения;
2. Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
3. Дать детям первичное представление об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет);
4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений – лук, укроп, пшеница;
5. Развивать творческие способности у детей, чувство ответственности за рост и развитие растений;
6. Развивать связную речь детей, активизировать словарный запас детей по данному проекту;
7. Воспитывать уважение к труду,бережное и заботливое отношение к растениям.
Предполагаемые результаты:
с помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, лук, огурец и т. д.). Узнают и закрепят знания о строении растения. Узнают много интересного о жизни растений. Ребята научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.
План реализации проекта:
Подготовительный:
Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Чудо огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности. Создание условий для проекта.
Основной:
проведение запланированные мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций).
Заключительный:
Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности. Конкурс книжек-малышек «Загадки про овощи».Инсценировка сказки «Репка».Обработка и оформление материалов в виде презентации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный:
• Определение целей и задач проекта.
• Изучение методической литературы по теме.
• Составление плана работы по проекту «Чудо – огород на окне».
• Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.
• Создание условий для проекта.
• Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта.
Проект «Огород на окне»
Юлия Алексеевна Моторная
Проект «Огород на окне»
Материал на конкурс «Вернисаж идей»
педагогов Хвалынского района.
Номинация:Вернисаж идей на тему: «Чудо- огород»
в группе»
Ф. И. О. — Моторная Юлия Алексеевна
Должность- воспитатель.
Стаж работы — 6 лет.
Содержание
1. Актуальность выбранной темы ___ стр. 3
2. Описание работы по созданию предметно — развивающей среды___стр. 5
3. Организация деятельности детей___стр. 6
4. Конспект деятельности детей___стр. 7
Заключение___стр. 8
1. Актуальность выбранной темы.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Общение с природой положительно влияет на детей дошкольного возраста, делает их добрее, мягче, будит самые лучшие чувства.
Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоравливают микроклимат помещения,в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
Актуальностью данной темы, является уточнение и закрепление представлений детей об овощах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания, систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий.
Цель:
создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за огородными растениями.
2. Дать наглядное представление детям о потребностях растений в свете, тепле, влаге, почве для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
2. Описание работы по созданию предметно — развивающей среды.
«Предметно – развивающая среда»
— это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
В уголке природы мы стимулируем и поддерживаем познавательный интерес детей к природным объектам; формируем трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитываем бережное отношение к природе.
В этом нам, конечно же,помогают:
— дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
— модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
— альбомы, фотографии, иллюстрации, картины;
— календари погоды и природы;
— подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок об овощных культурах;
— рисунки и поделки детей из природного материала;
— инвентарь для посадки семян и рассады;
— «огород на окне»
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять инвентарь для ухода за растениями, бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.
3. Организация деятельности детей.
В марте мы с детьми трудились как пчелки — занимались весенними посадками: готовили почву, сажали луковицы, овес, томаты, огурцы, укроп, поливали, рыхлили, с нетерпением ждали и наблюдали, когда появится первый росток.
Ухаживали за посадками с удовольствием, а иначе, и быть не могло! Ведь на подоконнике, рядом с луковой грядкой, поселились маленькие, улыбающиеся «Человечки»
с озорными глазками-пуговками и ежик, у которого зеленые иголки растут не по дням, а по часам.
Изменения, происходящие здесь, быстрые, яркие, наглядные. Положили в землю семечко, сказали волшебные слова — глядишь, через несколько дней пробились к свету ростки. День за днем набирают они силу, растут, радуя детей своей зеленью. Дети очень гордятся результатами своего труда. Это самое любимое, «волшебное»
место для ребят.
В процессе такой деятельности у детей закрепляются и расширяются знания об овощных культурах, их использовании, они осваивают навыки ухода за растениями, начинают понимать, какую важную роль играют условия в жизни растений, как человек может на них влиять.
Ухаживая за растениями, дети наблюдают рост растений от семечка до семечка. Все свои наблюдения они зарисовывают, создавая мини-книжки, а затем рассказывают другим детям, как они вырастили растения, какие условия повлияли на него рост. Ребята вместе со взрослыми придумывают рецепты блюд из овощей.
За окном еще лежит снег, а в группе уже царит весна и радует первой зеленью. Скоро ребята будут снимать первый урожай. Что может быть вкуснее и полезнее зелени, выращенной своими руками!
4. Конспект деятельности детей.
Мы постепенно собирали коллекцию семян. Изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сделали подборку дидактических игр, стихов и загадок об овощах. Создали альбом с иллюстрациями овощных культур. Изготовили маски овощей и фруктов для обыгрывания сказок.
Были проведены следующие опыты:
— наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
— проращивание семян гороха, овса в вате между прозрачными плоскостями.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки. Также мы конструировали из бумаги корзинку для овощей и фруктов, играли в дидактические игры «Ботаническое лото»
,
«Найди овощ по описанию»
,
«Что растет на огороде»
,
«Чудесный мешочек»(овощи и фрукты)
.
«Отгадай по вкусу»
, проводили сюжетно-ролевую игру
«Овощной магазин»
. Отгадывали
«Загадки на грядке»
.Проводили беседы по теме:
«Какой вырос урожай»
,
«Что растет у вас на огороде»
.Составляли описательный рассказ на тему:
«Как мы растили овощи»
. И, конечно же,читали художественную литературу: Н. Надеждину
«Где щи, там и нас ищи!»
, Я. Тайц
«Послушный дождик»
, Ю. Тувим
«Овощи»
, В. Сутеева
«Яблоко»
. Русскую народную сказку
«Вершки и корешки»
, белорусскую сказку
«Пых»
, украинскую сказку
«Колосок»
. Рисовали натюрморт с овощами, лепили овощи и фрукты.
Трудились, ухаживая за растениями в уголке природы.
Заключение
Дети с большим удовольствием попробовали зелень выращенные своими руками. Была организована выставка детских работ. Но на этом наша забота об овощных культурах не закончилась, нашу рассаду мы высадим в огород и будем с нетерпением ждать урожая.
Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Надо ли говорить о том, как приятно подать зимой (весной)
к столу блюда, украшенные зелёными веточками петрушки, укропа. И красиво и вкусно, и полезно для здоровья наших ребят. А главное — это доступно всем, и это вырастили дети.
ЗЕЛЕНЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Но, в большинстве случаев, зелень в чистом виде малышам не нравится. Скорее всего, это происходит из-за ее насыщенного вкуса. Или же ребенок отдает предпочтение какому-то одному виду, категорически отвергая другие. В такой ситуации не нужно настаивать. Можно добавлять совсем небольшое количество измельченной зелени в первые или вторые блюда, в салаты. Со временем ребенок привыкнет к такой добавке. Ведь не все овощи, фруктам и ягодам приходятся по вкусу с первого раза. Порой требуется время, чтобы распробовать тот или иной продукт.
Когда можно давать зелень ребенку? Зелень в питании детей может появиться с восьмого месяца. Но для этого ее следует тщательно измельчить с помощью блендера. А затем добавлять небольшое количество в различные блюда. После года зеленые листики или перышки лука уже достаточно будет мелко порезать ножом. А после полутора лет малышу можно предлагать различные овощные салаты с добавлением зелени. Вкусен салат из различных видов зелени, в который добавлены сваренные вкрутую и мелко порубленные яйца Это блюдо следует приправить растительным маслом и слегка подсолить.
Любая зелень растет на земле, поэтому во избежание появления такой неприятной проблемы, как Глисты у ребенка, следует особое внимание уделить ее мытью. Зеленый пучок недостаточно просто промыть под струей воды. Сначала его следует поместить в емкость с водой, дать постоять несколько минут. Так частички земли размокнут, и их легче будет смыть. Затем несколько раз промыть листики в новой порции воды. После этого ополоснуть их в проточной воде и разложить на чистом сухом полотенце. После того, как вода стечет, можно начинать готовить.
Практическое занятие «Огород на подоконнике»
Задачи. Активизировать представление детей о внешнем виде семян: помидор, огурец, укроп, навыков посадки. Уточнять представления детей о том, что растение вырастает из семян. Формировать умение правильно сажать семена сделав углубление. Развивать речь, обогащать словарный запас, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Материалы и оборудование. Лейки с водой, емкости с землей, семена (помидор, огурцов, свекла), тарелочки, кукла Федора.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько разных вещей я вам приготовила, ой, а что это за коробочка, ее здесь не было. (Отрывает коробочку лежит колокольчик, звонит в него.)
Появляется Федора.
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел. Это бабушка Федора. А почему ты такая грустная, что случилось.
Федора. Каждую весну я сажаю много разных овощей, но в этот раз боюсь у меня нечего не получится. Моя кошка Мурка играла и все семена мне перемешала. А у меня глазки плохо видят, и я теперь не могу разобрать где какие семена. Помогите мне пожалуйста, ребята.
Воспитатель. Поможем Федоре. Мы с ребятами как раз разные семена рассматривали, а сегодня хотели посадить огород на подоконнике, давай сюда свои семена. Ребята, сначала мы с вами разберем семена, а потом посадим. Назовите какие семена здесь лежат. (Дети называют семена фасоли, гороха, лук.)
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам разложить семена по тарелочкам. У вас тарелочки разных цветов. Матвей, Вика, Артем в тарелочку какого цвета вы хотите собрать семена? (зеленого) Амина, Люда, Вова, а вы? (синего). (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Молодцы, ребята семена вы правильно разложили. А сегодня я хочу познакомить вас с другими семенами, но с начало отгадайте загадки.
Я важный и сочный
У меня красные щечки. (Помидор.)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла.)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)
Воспитатель. Посмотрите это семена помидора. Какие они? (шероховатые, круглые, мохнатые). А это семена огурцов. Какие они? (овальные, желтые, твердые). А вот семена свеклы. Какие они? (коричневые, круглые, колючие).
Посмотрите как интересно из такого маленького семечка вырастает красивый и сочный плод (воспитатель показывает схему роста растения).
А сейчас мы с вами будем сажать наши семена. Что нужно для этого сделать? (С начало нужно сделать лунку и положить туда одно семечко, затем присыпать его землей и полить из лейки.)
Воспитатель. А вот свеклу мы будем сажать делая бороздку и сеять семена. (Воспитатель показывает как это нужно сделать.) А кто из вас знает, что нужно сделать чтобы семена проросли быстрее? (Накрыть пленкой, поставить в теплое место, должен быть свет.)
Дети сажают огород с помощью воспитателя и Федоры.
Федора. Ну, ребята, какие вы молодцы. Помогли мне разобрать семена, а я узнала как еще быстрее можно прорастить семена. А сейчас мне пора домой. (Прощается и уходит.)
В. Ну, что ребята вам понравилось наше занятие. Будем с вами наблюдать как растут наши растения.