Проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе
Вид проекта:
- По направленности: информационно-познавательный.
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта:
- Дети II младшей группы.
- Воспитатели.
- Родители.
База проектной деятельности:
МБДОУ «Килемарский детский сад «Теремок»
Сроки реализации: 1 месяц.
Актуальность проекта.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать, и ухаживать за растениями.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Проблема.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
У детей недостаточно знаний о привычках полезных для здоровья человека.
Цель проекта.
- Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Создать в группе огород на подоконнике.
Задачи проекта.
- Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
- Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, свеклы салата, их строении и условиях, необходимых для их роста.
- Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уточнить знания детей о привычках полезных для здоровья человека.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
- Получить положительные эмоции от полученных результатов.
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Основные направления проекта.
- Работа с дошкольниками.
- Работа с родителями в результате реализации проекта «Огород на подоконнике».
Ожидаемые результаты.
- Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
- Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
- Дети будут бережно относиться к своему здоровью.
- Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Успех реализации задач обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включает следующие компоненты:
- Создание предметно – развивающей среды;
- Работа с родителями.
Одним из важнейших условий решения задач является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
Профессиональная подготовка педагогов: семинары, круглый стол, посещение НОД, прохождение курсов.
Работа с дошкольниками включает в себя:
- Подбор и рассматривание иллюстраций.
- Организация и проведение опытнической деятельности: «Огород на подоконнике». Посадка овощей: лука, свеклы, овса, редиса, фасоли и т.д.
- НОД « Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
- Беседа: «Осторожно – микробы».
- Проведение наблюдений за ростом растений с фиксацией изменений в росте (фото, «Дневник наблюдений»).
- Посадка овощей дома с родителями (рекомендации).
- Уход за посаженными растениями через наблюдение (полив, рыхление почвы).
- Подбор и чтение художественной литературы.
- Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи», стихов.
- Самостоятельная деятельность детей, раскрашивание овощей, рисование микробов.
- Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый — лишний».
- Оформление огорода в стиле маленького сельского дворика: «Домик в деревне», где живут, Дед во сто шуб одет и Луковка. Они «выращивают» овощи на грядках. Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, обитателями сельского дворика, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.
Совместная деятельность детей и родителей:
- Посадка некоторых культур (цветов – луковичные) дома вместе с детьми.
Работа с родителями:
- Обсуждение данного вопроса на родительском собрании, 27 февраля.
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике» (на собрании).
- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне, в изготовлении атрибутов для огорода: Дед — во — сто — шуб – одет, Луковка, чучело, колодец, курочка с цыплятами, «собачка» , дерево, половичок, солнышко и тучки, зона: «Пруд»; посадка некоторых культур дома с детьми.
- Консультация: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (конец февраля – начало марта).
Цель:
- Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
- определение проблемы,
- выбор цели проекта,
- сбор информационного материала,
- создание условий для организации работы в «огороде на окне»,
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности
- введение детей в проблемную игровую ситуацию,
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним.
В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.
План действий:
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике.
Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации), (1-я — 3-я неделя марта)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
Реализация проекта: «Огород на подоконнике» — проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, самостоятельная деятельность детей).
План действий:
- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
- Практическая деятельность: посадка лука, свеклы, овса, редиски.
- Опыт – наблюдение за ростом лука, свеклы, овса, фасоли, цветочных культур (гладиолус, лилия).
- Рассматривание цветочных семян через лупу.
- Практическая деятельность: выращивание рассады.
- Опыт — наблюдение за ростом лука в разных условиях (вода, почва).
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый — лишний».
- Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
- Оформление дневника наблюдений.
- Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
- НОД «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
3-й этап – заключительный, (4-я неделя марта)
- НОД (итоговое) «Со здоровьем я дружу, быть здоровым я хочу».
- Итоговая беседа, подведение итрогов.
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Кадровое: взаимосвязь с, методистом ДОУ.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров.
Выводы:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения (условия для роста растений).
- Узнали все о пользе овощей, фруктов и о бережном отношении к своему здоровью. Закрепили полезные привычки для здоровья человека.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Экологический проект «Огород на окне» 2 младшая группа
Экологический проект на тему
«Огород на окне»
во второй младшей группе
Автор:
Лысак Татьяна Андреевна
МКДОУ Чулымский детский сад «Тополек»
с. Чулым 2021г.
Описание материала:
Предлагаю вашему вниманию экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе.
Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы.
Тип проекта:
познавательный.
Вид проекта:
групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта:
дети II младшей группы, воспитатель группы, родители. Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа:
дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Актуальность проекта
: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта:
формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений; • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога: • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). • Составление плана работы над проектом. • Сбор материала необходимого для реализации проекта. • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами). • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. • Изготовление дидактических игр и пособий. Деятельность детей: • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта. Взаимодействие с семьей. • Сбор необходимого материала для создания огорода. • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога: • Беседа с детьми познавательного характера. • Организация предметно – развивающей среды по теме. • Подготовка информации для родительских уголков. Деятельность детей: • Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю. • Уход за растениями — полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов. • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях. • Игровая, двигательная деятельность. • Участие в практической деятельности. • Лепка овощей из пластилина. • Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Совместная деятельность взрослых и детей: • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы. • Различные виды изобразительной деятельности по тематике. • Просмотр фильмов о растениях. • Сбор коллекций семян. • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах. • Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога: • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). • Презентация проекта. • Представление опыта. Деятельность детей: • Участие в итоговой беседе о проделанной работе. • Участие в презентации проекта «Огород на окне» Распространение опыта: • Ознакомление педагогов МКДОУ с удачно выполненной работой. • Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы: • «Что такое огород и что на нём растёт», • «Что такое «Огород на окне», • «Какие растения можно вырастить на подоконнике», • «Семена». 2. Опытно-экспериментальная деятельность: • «Строение растений», • «Рост и развитие растений», • «Вода и росток», • «Солнце и росток», • «Проращивание семян». 3. Практическая деятельность: • Отбор и посев семян. • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами. 4. Экологические занятия по темам: • «Семена» • «Первые всходы» • «Мир овощей». 5. Игровая деятельность: • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. • Рассматривание различных семян. • Сюжетно — ролевая игра «Овощной магазин». 6. Художественно — творческая деятельность детей. • Раскрашивание картинок. • Рисование «Лук от всех недуг». • Аппликация «Помидоры в банке». • Лепка «Овощи большие и маленькие». 7. Речевое развитие. • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла». • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде». • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 8. Оформление альбома «Наш лук от всех недуг». 9. Консультация для родителей «Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций. 2. Экологический уголок. 3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д. 4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников. Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур. Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе. Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
Этапы реализации проекта 1) Подготовительный
(февраль) 1.Определение цели и задач проекта. 2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) 4.Разработка комплексно — тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной
(февраль, март, апрель) 1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; • оформление огорода на окне; • Наблюдение за растениями. 3.Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный
(апрель) 1.Анализ полученных результатов. 2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3.Презентация проекта «Огород на оконе».
Предполагаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата. В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Библиографический список:
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005. 2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006. 3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005. 4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006
5. Интернет ресурсы.