Экологический проект огород на окне «Веселая ферма» в первой младшей группе


ДЕТСТВО-ГИД

Экологический проект

«Огород на окошке»

для детей раннего возраста

Мосиенко Елена Юрьевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

  1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети ясельной группы, воспитатель группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развитие целеустремленности, наблюдательности, воспитание интереса к миру растений.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
  • Презентация проекта «Огород на окошке».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

  1. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети раннего и младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

  1. Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений.
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
  • Формировать умение оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур).
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
  1. Методология проекта. Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей:

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Организация конкурсов, развлечений, выставок.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
  • Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа дневником наблюдения.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Сбор коллекций семян.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Представление опыта.

Деятельность детей:

  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

  1. Беседы:
  • «Что такое «Огород на окне»,
  • «У Луки и Лукерьи»,
  • «Растения – это жизнь»,
  • «Семена»,
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
  1. Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Строение растений»,
  • «Рост и развитие растений»,
  • «Земля, какая она?»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Проращивание семян»,
  1. Практическая деятельность и трудовые поручения:
  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
  1. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
  2. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.
  1. Художественно-творческая деятельность детей.
  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту».
  • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
  • Рисование «Лук от всех недуг».
  • Лепка «Овощи большие и маленькие».
  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок».
  1. Речь и речевое общение.
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
  1. Заполнение дневника наблюдений.
  2. Оформление альбома «Наш первый огород».
  3. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

  1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
  2. Экологический уголок.
  3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
  4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

  1. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (срок реализации – февраль).

2) Основной (срок реализации – февраль, март, апрель).

  • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
  • оформление огорода на окне;
  • Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.
  1. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.

3) Заключительный (срок реализации – апрель).

  1. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Таблица

Ф.И.О.Проявляет интерес к растительным культурамЗнает и называет несколько овощных культурРазличает и называет строение овощных культурЗнает условия роста растенийИтог
На начало проектаНа конец проектаНа начало проектаНа конец проектаНа начало проектаНа конец проектаНа начало проектаНа конец проекта
1.
2.
3.

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.

Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей II младшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
Огород на окне Мои любимые игрушки Удивительный мир открыток Мой цветок на планете Земля >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]