Картотека хороводных игр для детей раннего возраста – дошкольное образование, планирование


Хороводные игры в деятельности дошкольников: особенности и значение

В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремёсел и традиций. Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др.

Русский хоровод издавна был не просто танцем, это образ жизни

Каким образом хороводные игры благоприятствуют развитию детей?

  1. Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
  2. Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
  3. В хороводных играх движения сочетаются с песенным и музыкальным сопровождением. К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно исполняют песни. Таким образом, развиваются исполнительские навыки.
  4. Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.

Хоровод даёт почувствовать детям, что каждый из них — важная часть коллектива

Традиционные игры, хороводы и молодецкие забавы на Великдень

Цель проведения хороводных игр в детском саду — гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого — к сложному». Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учётом особенностей ребят.

Таблица: картотека хороводных игр в детском саду

ГруппаИгры-хороводыЧем полезны для этой возрастной группы
Ясельная (первая младшая)«Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к раздувается и лопается. «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке». «Карусель». Песенное сопровождение: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели». В центре хоровода стоит столбик с ленточками или воспитатель, к поясу которого прикреплены длинные ленты. Звучит песня, дети держатся за концы лент и закручивают карусель со всё ускоряющимся темпом (по словам песни), затем в обратную сторону раскручивают ленты.У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять.
Младшая (вторая)«Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят. «Матрёшки». Песня: «А у нас, как у нас чистые ладошки». Дети идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем слова песенки, выполняют движения, о которых говорится в тексте. «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут. «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д.В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни.
Средняя«Кабачок»/«Колпачок». Песенное сопровождение: «Кабачок, кабачок — тоненькие ножки». Дети водят хоровод вокруг «кабачка». После исполнения песни участниками хоровода, «кабачок» исполняет импровизированный танец и меняется с роль/ с другим ребёнком. «Мышки и детки»/«Кошки-мышки». Песня: «Ах, как мыши надоели!» Дети делятся на две команды (мышки и детки/кошки). Детки образуют круг, держатся за руки, подняв их вверх. Через получившиеся воротца пробегают мышки, пока звучит песенка. Когда песня закончилась, руки-воротца опускаются, кто остался внутри круга, того поймали из мышат. «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. Последние слова песенки произносит только один из участников, кого по голосу должен угадать «медведь». «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в . На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель. «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга.Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость.
Старшая и подготовительная«Ниточка»/«Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи). «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь. «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении. «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает. «Горелки»/«Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих. «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята. «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним.Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные представления.

Картотека хороводных игр для детей младшей группы

Хороводные игры

Хороводные игры для детей 3 лет

Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.

«Большие и маленькие ножки».Возьмитесь с малышом за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.Большие ноги Шли по дорогеТоп-топ, топ-топ Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ топ топ то топ, Топ топ топ то топ.

«Мы по лесу идем».Возьмитесь за руки и ходите по кругу:Мы по лесу идем, Зверей найдем.Зайца громко позовем:«Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается,Тихо: «Ау-ау-ау!»Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

«По ровненькой дорожке».Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожкеШагают наши ножки,Шагают наши ножки.По пням, по кочкам, по камушкам,По камушкам, в яму – бух!На последней строчке присядьте.

«Зайка шел».Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:Зайка шел, шел, шел,Морковку нашел,Сел, поел и дальше пошел.Зайка шел, шел, шел,Капустку нашел,Сел, поел и дальше пошел.Зайка шел, шел, шел,Картошку нашел,Сел, поел и дальше пошел.На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

«Матрешки».Включите музыку и поводите с малышом хоровод:Ходим, ходим хороводомПеред всем честным народом сели, (присаживаемся)Встали, (встаем)Себя показали. Попрыгали, (прыгаем)Потопали (топаем)В ладошки мы похлопали (хлопаем).

«Как на наши именины».Возьмитесь с ребенком за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:Как на наши имениныИспекли мы каравай:Вот такой ширины,(расходятся подальше от центра)Вот такой ужины,(сходятся к центру)Вот такой вышины,(поднимают руки вверх)Вот такой нижины(опускают руки вниз).Каравай, каравай,Кого хочешь, выбирай,Я люблю, конечно, всех,А детишек больше всех.

«Раздувайся пузырь».

Цель: закреплять у детей умение становится в круг, постепенно расширять и сужать его.Возьмитесь за руки – у вас получится большой пузырь. Поводите хоровод со словами: Надувайся пузырь,Раздувайся большой.Оставайся такойИ не лопайся.Хлоп! (расцепите руки и хлопните в ладоши).Лопнул пузырь! Полетели!(побегайте по комнате).

«Водят мыши хоровод».Идите с малышом по кругу (за руки браться не надо), выполняя соответствующие движения:Водят мыши хоровод — Брум, брум. В барабан ударил кот — Трум, трум. Стали мыши танцевать — Тир-ля-ля, Так, что начала дрожать вся земле.

«На реке камыши».Возьмитесь за руки и идите по кругу:На реке – Камыши.Расплескались там ерши.Круг – постарше, (остановитесь и повернитесь лицом в центр круга)Круг – помладше, (сделайте шаг к центру)Круг – совсем Малыши! (сомкните круг).

«В лесу родилась елочка».Под запись песни «В лесу родилась елочка», поводите с малышом хоровод вокруг ёлки или рядом с ней:В лесу родилась елочка,В лесу она росла.Зимой и летом стройная,Зеленая была!Метель ей пела песенку: «Спи, ёлочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай!» (Р. А. Кудашёва).

«Карусель».

Возьмитесь за руки и идите по кругу. Проговаривайте слова стихотворения:

Еле-еле-еле-елеЗавертелись карусели.А потом, потом, потомВсе бегом, бегом, бегом!(ускоряйте шаг)Побежали, побежали,Побежали, побежали!Тише, тише, не спешите,Карусель ос-та-но-ви-те.(замедляйте бег).Раз-два, раз-два (пауза)Вот и кончена игра.(похлопайте в ладоши).

«Огуречик».

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,Ты совсем как человечек.Мы тебя кормили,Мы тебя поили,На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)Танцевать заставили.Танцуй сколько хочешь,Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

«Где же наши ручки?»

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответств. движения.У меня пропали руки.Где вы, рученьки мои? (руки за спиной).Раз, два, три, четыре, пять —Покажитесь мне опять, (показывают руки)У меня пропали уши.Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками).Раз, два, три, четыре, пять —Покажитесь мне опять, (показывают уши).У меня пропали глазки.Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками).Раз, два, три, четыре, пять —Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).

«Зайка беленький сидит».

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответств. движения. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот такОн ушами шевелит. Зайке холодно сидеть,Надо лапочки согреть. Вот так, вот так Надо лапочки согретьЗайке холодно стоять,Надо зайке поскакать. Вот так, вот такНадо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!

«Заинька».

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.Заинька, походи, Серенький, походи. Вот так-этак походи. Вот так-этак походи. Заинька, покружись, Серенький, покружись. Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись. Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой. Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.

«Зайка».

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?Ты сидишь совсем больной.Ты вставай, вставай, скачи!Вот морковку получи! (2 раза)Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, а потом кругом, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Как проводим подвижную игру «Каравай» на детском дне рождения

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.

Мамонова Светлана Юрьевна Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №19 «Ягодка» Ступино 2021г.

Многие педагоги недооценивают воспитательного значения хороводных игр и не уделяют им достаточного внимания в ходе работы с детьми раннего возраста. Созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, хороводные игры способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом.

Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание.

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за ручки, образуя цепочку. Он предлагает малышам сначала походить по комнате цепочкой, а затем сомкнуть круг.

Можно также предложить детям встать в круг вокруг какой-нибудь игрушки или ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону:

Встаньте, дети, Встаньте в круг, Встаньте в круг, Встаньте в круг,

Ты мой друг И я твой друг, Самый лучший друг! «Мы топаем ногами»

Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют соответствующие движения.

Мы топаем ногами, (Дети топают ножками.) Мы хлопаем руками, (Хлопают в ладоши.) Качаем головой, (Качают головой.) Качаем головой.

Мы ручки понимаем, (Дети поднимают руки.) Мы ручки опускаем, (Опускают руки.) Мы ручки подаем, (Берут друг друга за руки.) И бегаем кругом. (Бегут по кругу.)

Е. Тихеева

«Все захлопали в ладоши»

Воспитатель просит детей, желающих участвовать в игре, взяться за руки и образовать круг. Затем начинает петь песенку на мотив «Во саду ли, в огороде…» и выполнять соответствующие движения, побуждая детей повторять их:

Все захлопали в ладошки (Дети хлопают в ладоши.) Дружно, веселее. Застучали наши ножки (Дети топают ножками.) Громче и быстрее.

По коленочкам ударим, (Дети хлопают по коленкам.) Тише, тише, тише… Ручки, ручки поднимаем (Дети медленно поднимают руки.) Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки, (Поворачивают кисти рук то

Снова опустились. Вправо, то влево, затем опускают руки.) Покружились, покружились И остановились.

А. Ануфриева

При необходимости воспитатель помогает детям выполнять движения.

«Наши детки на полу»

Дети вместе со взрослым двигаются по кругу и выполняют соответствующие движения:

Наши детки на полу (Идут друг за другом по кругу, Ножками затопали. слегка притопывая.) Посмотрите, хороши Наши детки-малыши!

Ходят детки ножками, (Ходят, высоко поднимая ноги.) Новыми сапожками. Топа-топа-топа-топ, Топа-топа-топа-стоп! (При слове «стоп» останавливаются.)

Впереди далекий путь, Деткам нужно отдохнуть. (Присаживаются на корточки и отдыхают.) Топа-топа-топа-топ, Топа-топа-топа-стоп!

А потом пойдем опять (Идут друг за другом, слегка притопывая.) Мы по комнате гулять. Топа-топа-топа-топ, Топа-топа-топа-стоп! (При слове «стоп» останавливаются.)

«Карусели»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит: «Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте за мной слова и дружно двигайтесь по кругу так, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, малыши движутся по кругу, а воспитатель читает стихотворение:

Еле-еле-еле-еле ( «Карусель» медленно движется в правую сторону) Завертелись карусели. А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.) Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, ( «Карусель» меняет направление движения.) Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, (Темп движения постепенно замедляется, «карусель» Карусель ос-та-но-ви-те. останавливается, и дети кланяются друг другу.)

Раз-два, раз-два, Вот и кончена игра.

Следующая >

Курица и цыплята

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки, Квохчет курица: ко-ко, Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]