Статья «Новые подходы к взаимодействию с семьёй воспитанников ДОУ в рамках ФГОС»


Статья «Новые подходы к взаимодействию с семьёй воспитанников ДОУ в рамках ФГОС»

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе — это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

 Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения — всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. Но такое развитие не может происходить без тесного взаимодействия ДОУ и семьи. Семья — это первый институт в жизни ребенка.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому современное семейное и дошкольное воспитание не должны рассматриваться как автономные сферы развития дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

‒ планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

‒ практическая помощь семье в воспитании детей;

‒ организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

‒ вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Какие же формы организации взаимодействия ДОУ и семьи актуальны сегодня? А формы могут использоваться как традиционные:

‒ родительские собрания;

‒ индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами;

‒ информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам;

‒ фоторепортажи и съемки различных видов деятельности в каждой группе и всего ДОУ.

Так и нетрадиционные:

‒ выпуски внутрисадовских газет, на страницах которых родители могут поделиться своим опытом семейного воспитания;

‒ выставки семейного творчества;

‒ различные мастер-классы с участием родителей;

‒ «дневники обратной связи», где педагоги и родители рассказывают друг другу о достижениях детей;

‒ организация различных совместных проектов («Школа заботливого родителя», «Здоровая семья» и т. д.) с целью решения проблемы укрепления семьи как социальной единицы;

‒ организация семейных клубов, которые позволяют создать ситуацию успеха для каждой семьи без исключения и которая сопровождается положительными эмоциями участников детско-родительского коллектива, позволяет учитывать индивидуальность каждого участника, как взрослых, так и малышей;

‒ использование сайта детского сада для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи;

‒ совместные праздники с родителями и детьми.

Такие формы работы позволят организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного развития и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома, активизировать готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, установить положительный психологический климат в отношениях «родители — дети — педагоги». Но самое главное в организации взаимодействия ДОУ и семьи — отступить от формализма в организации данной деятельности. Необходимо стремиться к диалогу, учитывать социальный запрос (интересы, нужды и потребности родителей в вопросах развития и воспитания детей), организовать «открытость» дошкольного учреждения для родителей.

Сегодня, конечно, инициатива больше исходит от педагогов, но уже можно сказать, что родители все более активнее откликаются на предложения педагогов к сотрудничеству и признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Наше дошкольное учреждение в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, уделяет огромное внимание взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников. Совместно с родителями оформили портфолио для каждого ребенка, в котором есть странички «Посоветуйте мне» и «Спрашивайте, родители», где родители

могут задать интересующий их вопрос, а специалисты, работающие с ребенком, могут дать рекомендации и оказать помощь в решении вопроса, возникающего у родителей.

Так же нашли отклики у родителей творческие мастерские с участием детей и родителей, когда мамы вместе с детьми проявляют художественное творчество в продуктивных видах деятельности, делятся своим талантом с другими мамами. Проведение совместных творческих конкурсов «Волшебница «Осень», «Рождественская сказка», «Зимний городок» вызывает неподдельный интерес у родителей и воспитанников и позволяет привлечь к участию всех членов семьи.

Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в организации совместной театрализованной деятельности, в проведении «Круглых столов» на различную тематику, принимают участие в праздниках и развлечениях. С большим желанием проходят акции «День птиц», «Дерево в ладошках», «Каждая соринка в корзинку», «Совместный экологический субботник». Все они направлены на сотрудничество семьи в рамках не только формирования экологической культуры, духовно — нравственных и патриотических качеств дошкольников, развитие личности ребенка, но и повышения ответственности и роли родителей в воспитании своего ребенка.

Организация совместных спортивных мероприятий «Осенний семейный марафон», «Зимняя спартакиада», «Мама, папа, я — здоровая семья» направленны на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, улучшает психологический климат семьи и учреждения.

Многие из этих мероприятий стали традиционными для детского сада и родителей.

Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ и семьи — двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.

Литература:

1. Журнал «Управление ДОУ», 2013г.

2. Любчик С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи/ Управление ДОУ. 2013. № 6.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М., 2013.

Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

Положение_о_взаимодействии_с_семьями_воспитанников_в_соответствии_с_ФГОС_ДО.PDF

Принято: Утверждено:

Решением Заведующая МАДОУ детским садом

Педагогического совета № __ № 10 села Успенского

от «___» __________ 2015 года _________________ Е.Ю. Тайибова

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности

1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом ДОУ, Основной образовательной программой ДОУ.

1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.

1.4. В основе взаимодействия МАДОУ детского сада 3 10 села Успенского и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.

2. Цель и задачи взаимодействия

2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

2.2. Задачи мониторинга:

— повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;

— выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;

— выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис личностной культуры детей;

— гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга;

— повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка;

— повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия;

— организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: воспитателя, музыкального руководителя.

— создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы детского сада

Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:

— функционирование его как открытой системы;

— активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи;

— понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;

— приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей;

— переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению;

— формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной русской культуре;

— амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми;

— тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понима­ние неизбежной субъективности точки зрения педагога;

— личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия»,

— принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с Уставом, Договором с родителями, Положением о Совете учреждения и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией);

— принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами;

— принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения).

4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи

Приоритетны следующие направления работы:

— изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;

— группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом;

— анализ промежуточных и конечных результатов совместной вос­питательной деятельности и содружества семьи и детского сада.

5. Организация работы

5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы.

5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы:

— изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по вос­питанию детей;

— группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

— составление программы совместных действий педагога и родителей;

— анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:

— целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению ти­пичных ошибок родителей);

— планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);

-конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии цен­ностей).

5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи:

— сочетание индивидуального подхода к каждой семье с орга­низацией работы со всеми родителями группы;

— взаимосвязь разных форм работы с родителями;

-одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;

— обеспечение в работе с родителями определенной последова­тельности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;

— учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению во­просов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;

-ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

— соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.

5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательно-образовательного процесса:

— посещение семей;

— наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей);

— активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);

— консультации;

— семинары-практикумы;

— конференции для родителей;

— дни открытых дверей (откры­тые просмотры образовательной деятельности);

— устные журналы;

— круглые столы;

— деловая игра;

— совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;

5.6. Организация методической работы с педагогами:

— семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и про­ведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей).

5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:

— методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;

— методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);

— методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экс­пертная оценка) и др.

5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.

5.8.1. Внутреннее взаимодействие — активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;

Условия внутреннего взаимодействия:

— создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки;

— переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педа­гогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;

— соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;

— тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понима­ние неизбежной субъективности точки зрения педагога.

Формы такого взаи­модействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии,

защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.

5.8.2. Внешнее взаимодействие — взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, историческим музеем, домом культуры, и т.д.

6. Контроль

6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в ДОУ возложена на руководителя учреждения.

6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства является Совет учреждения — коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения, родители, представители Учредителя.

Совет учреждения имеет полномочия не только совещательного, но и реального характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного учреждения, сотрудничества с родителями воспитанников и общественными организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать открытой и динамичной системой, повышает роль родительского общества в образовательном процессе детского сада, поселения, района.

6.3. В качестве общественной организации выступает Родительский комитет – представительный орган родительской общественности.

Родительский комитет призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников.

7. Документация

— планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;

— протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в кабинете заведующего);

— протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);

— конспекты мероприятий;

— результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга ДОУ.

— протоколы заседаний Родительского комитета, Совета Учреждения (хранятся в делах ДОУ в кабинете заведующего).

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Автор: Кубашова Нина Викторовна

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен — это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО)

В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья — детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: — работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; — повышение педагогической культуры родителей; — вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом Основные задачи работы: — установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; — объединить усилия для развития и воспитания детей; — создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; — активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; — поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: 1) доброжелательный стиль общения; 2) индивидуальный подход; 3) сотрудничество, а не наставничество; 4) тщательная подготовка к каждому мероприятию; 5) динамичность Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей: — положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей; — учет индивидуальности каждого обучающегося; — самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка — укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий; — возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье; — возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений — открытость детского сада для семьи; — сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей; — создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ; — диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка Функции работы ДОУ с семьей: 1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность 4) помощь отдельным семьям в воспитании детей; 5) взаимодействие родителей с общественными организациями города; 6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители — воспитатель — методист — медперсонал — заведующая — специалисты) В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга Новые формы и методы работы ДОУ с семьей: — «Круглый стол» по любой теме; — собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование; — интервью с родителями и детьми на определенные темы; — тематические выставки; — консультации специалистов; — устный журнал для родителей — семейные спортивные встречи; — почта и телефон доверия; — конкурсы семейных талантов; — семейные проекты «Наша родословная»; — открытые занятия для просмотров родителей; — контрольные работы для родителей; — аукцион секретов воспитания; — родительская гостиная; — портфолио семейного успеха Важные моменты: а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст — на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя Способы повышения авторитета воспитателя: — торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года; — оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога — организовать благодарственное письмо от родителей выпускников; — оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений . Вывод. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей
comments powered by HyperComments

Работа с семьей в ДОУ по ФГОС

Статья «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Описание: данная статья предназначен для воспитателей детских садов. Назначение: распространение педагогического опыта. Задачи:Обмен опытом с воспитателями детских садов. Семья, как нам известно, это образец для подражания. Ребёнок берёт примеры поведения с отца и матери, братьев и сестёр. Любая педагогика без семьи – невозможна. В семье складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с ФГОС детский сад обязан: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; (Современные программы образования дошкольников, такие как «Радуга», «Развитие», «Детство» строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, современных достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.) • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи: • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; • объединение усилий для развития и воспитания детей; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; • активизация и обогащение воспитательных умений родителей; Система работы по взаимодействию с родителями Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками. Имея достаточный опыт работы с детьми (13 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться хороших результатов, прийти к поставленной цели. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что каждый ребёнок – уникален. Его нельзя сравнивать с другими детьми. Но одного желания мало. К нам в детский сад каждый год приходят новые дети, т.к. детский сад посещают дети в возрасте от 1 до 3 лет. Каждый год приходится устанавливать связь с новыми родителями. Родители, придя в детский сад, присматриваются к нам. В своём роде проходит та же адаптация. И как же понять, что особенного и интересного ждут от нас родители? В этом вопросе, конечно же, помогает анкета. Анкетирование проводится на начало учебного года. Анкета помогает выяснить социальный статус, предпочтения ребёнка, навыки и умения, которыми малыш обладает, придя в ДОУ, сколько детей в семье и какие между ними отношения. Анализ данных помогает ближе познакомиться с интересами ребёнка, что в свою очередь может положительно оказаться на адаптации. Также выявить запросы родителей помогают личные беседы. Благодаря такой организации составляется примерный план работы с родителями на год. Почему примерный, потому что после того как мы ближе познакомимся с детьми, у нас появятся вопросы, с которыми необходимо будет выйти к родителям. Это уже отражается в календарном планировании. Наверное, каждый воспитатель хочет, чтобы родители группы были активными участниками, а не пассивными слушателями. Чтобы добиться этого мы применяем различные формы работы с детьми. Очень эффективными всё же остаются родительские собрания. Это традиционная форма является очень действенной, к тому же, на родительские собрания планируются выступления и сотрудника ГИБДД, и медицинской сестры. Обязательно проводятся анкетирования родителей по годовым задачам ДОУ. Хорошей формой в работе с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Руками наших мам» «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Мы практикуем награждение дипломами участников выставок. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Регулярная организация фотостенда с фотографиями «Вот как весело живём» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки, буклеты, перекидную систему. Конечно же, современные родители очень заняты. И тут на помощь приходят современные ресурсы. Родители стали инициаторами того, чтобы создать группу в контакте. В группе организатор выкладывает для остальных родителей различные темы для обсуждения. Фотографии с выставок рисунков и поделок из пластилина. Родители могут ещё получить информацию через сайт детского сада. Кроме того у многих педагогов есть свои личные блоги и мини-сайты. Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]