Направления совместной деятельности
- установление партнёрских отношений и создание атмосферы взаимоподдержки;
- формирование мотивированного отношения родителей к коррекционной деятельности;
- подбор и реализация различных вариативных форм взаимодействия;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание практической помощи родителям, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы
Этапы и формы взаимодействия
За годы сотрудничества с семьей ребенка у меня сложилась система работы, которую условно можно разделить на четыре блока, каждый из которых содержит свои формы взаимодействия логопеда с родителями:
- Диагностика;
- Консультирование;
- Профилактика;
- Просвещение;
Про каждый из этих блоков мы сейчас поговорим с вами в отдельности.
Диагностика
В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка.
Знакомлюсь с семьями детей, которые нуждаются в логопедической помощи. Провожу анкетирование с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, а также максимального использования ее воспитательного потенциала и позитивного опыта семейного воспитания.
При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:
- роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
- тип семейного воспитания.
Из анкет и первичных бесед выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество. В самом начале, стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в логопедической работе.
Консультирование
Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.
Здесь очень важна теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос о речевом нарушении и его коррекции у конкретного ребенка. Компетентность специалиста, конечно же повышает доверие.
Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда.
Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием непонятных терминов. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован.
Профилактика
Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений у ребенка
Просвещение
На данном этапе провожу ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие. Для этого: организую выставки книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь семье ребёнка стать более информированными и просвещенными в данной проблеме, разрабатываю буклеты. Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные занятия, чтобы каждый родитель познакомился с приемами и содержанием логопедической работы.
Еще одной из эффективных форм просвещения, которую в последнее время активно использую в работе. Это использование информационно-коммуникационных технологий. Это и медиа пособия (учебные и методические пособия, видеофильмы, компьютерные презентации); интернет-сайты как детского сада, так и личного сайта.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат — это достижения и успехи каждого ребенка.
Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в детском саду
Парсегова Татьяна Викторовна
Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в детском саду
В настоящее время взаимодействие учителя — логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.
В законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом — это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем — устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителейв коррекционной работе со своими детьми:
Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:
всех членов семьи в воспитании ребенка;
тип семейного воспитания;
позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.
Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.
Наиболее типичными ошибками родителейв процессе развития и воспитания своих детей являются:
излишне негативная оценка деятельности ребенка;
распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;
негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации)
;
противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;
резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.
Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов,то чаще сталкиваются со следующими ошибками:
— адаптация к неправильной речи ребёнка;
— многократные повторения одних и тех же упражнений;
— незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
— недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;
— монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
— частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
— незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.
Я строю своё общение с родителями, на основе принципа «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», так как считаю, что у нас с ними одна общая задача — воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями«, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Опыт работы показал, что семья — компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.
Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни — всё это можно сделать с помощью красноречия.
К сожалению, в последнее время такое явление как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие.
Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Значимость и разнообразие форм работы учителя — логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей — это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.
Для обучения и развития этих детей я определяю современный концептуальный подход, стремлюсь к поискам вариативных разработок, используя новые подходы к обучению, тщательно отбираю формы и методы направленные на коррекцию речевых нарушений.
В своей коррекционной работе использую следующие теоретические подходы:
личностно ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие анализ и обобщение, разработку методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование родительской компетентности;
сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия педагога с семьями воспитанников, и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей;
дифференцированный подход, направленный на разработку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка совместно с родителями.
Основные направления деятельности (схема 1)
•Аналитическое.
Изучение семьи ребёнка со сложной структурой дефекта, анкетирование.
•Планово-организационное.
Планирование и организация работы с родителями по преодолению структуры дефекта детей.
•Методическое.
Разработка методической поддержки системы работы с родителями по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста в рамках очной и заочной форм работы.
Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!
Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.
Назову основные формы взаимодействия с семьями:
Родительские собрания.
Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи я провожу в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога, в виде тренингов, конференции, ролевой игры.
Вне зависимости от вида собрания придерживаюсь «10 золотых правил»
:
Собрание должно запомниться.
Должно заставить задуматься.
Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
На каждого родителя должно хватить времени.
Собрание – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.
Уважайте свое время и время родителей –собрание не должно длиться больше 1 часа 20 минут: 20 минут на новую информацию, 15-20 минут – выслушать вопросы и ответить на них, 20 минут – индивидуальные вопросы.
Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.
Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому использую наглядные формы они очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.
На первом групповом родительском собрании я разъясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (консультация невропатолога, психоневролога, ортодонта)
. Подчёркиваю важность
систематической работы с ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.
Анкетирование
Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Начинатю анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос.Не писать : “нас интересует то-то”, поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Провожу анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет я узнаю сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.
Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.
Семинары-практикумы.
Взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
«Родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей,особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится «немного семейным логопедом». Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т. д. Cлайд
Информационные буклеты содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений
Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами)
. Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь. Слайд
Дни открытых дверей.
Дни открытых дверей проводятся 1 раз в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
Праздники и развлечения.
В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга. Слайд
Тетради по автоматизации звуков.
Основной формой взаимодействия с родителями у меня является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” — взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даю не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь.
Родительские пятиминутки — кратковременная личная консультация.
Знакомлю родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи.
Консультирование по запросам
Включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности, обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.
Домашняя библиотечка авторских пособий
С успехом использую в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по моему заданию. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностьюФото
Средства массовой информации
Предлагаю материал не только для родителей ДОУ, но и довожу информационный материал для широкой публики по работе с детьми-логопатами.
Уголок для родителей
Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «В кабинете логопеда» (которые периодически обновляются, как позаниматься дома по лексической теме и т. д.
Папки-передвижки
Содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды»
в моей работе. А самый главный
«плод»
— это достижения и успехи детей, это
взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но я стараюсь работать так,чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочу я потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.