Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей


Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей

Муниципальная бюджетная образовательная организация Центр развития ребенка детский сад № 17 «Василёк»

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Аспекты формирования звуковой культуры речи посредством дидактической игры.

Составила:

Учитель – логопед

Фёдорова И.А.

13. 10. 2021 г.

г. Лобня.

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Аспекты формирование звуковой культуры речи посредством

дидактической игры.

Цель:

повышение компетентности педагогов в работе с детьми по звуковой культуры речи посредством дидактической игры.
Задачи:

  • актуализировать опыт работы педагогов;
  • познакомить педагогов с приемами, способствующими преодолению различных видов трудностей в развитии звуковой культуры речи;
  • приобрести практический опыт в коллективной работе;
  • сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

Оборудование:

игрушка «пчелка», полоски салфеток, зеркало на каждого, прищепки, музыка, полоска-схема, предметные картинки со звуком С, лист клена, мяч, памятки, большой лист бумаги с солнышком, ручка.

ХОД СЕМИНАРА

Вступление

Логопед:

Добрый вечер, уважаемые педагоги! Предлагаю быть активными, слушать внимательно, высказывать своё мнение. Нашу встречу мне хотелось бы начать с интересной игры!

Игра «Имя».

Задание:

передаем друг другу пчелку. Тот, у кого в руках пчелка, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало как личность. Например, ИРИНА – ИНТЕРЕСНАЯ.

Актуализация знаний

Педагоги сидят за столами.

  1. Артикуляционные упражнения.

    Работа над артикуляцией развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Сказка о Веселом Язычке. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории).

— Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.

— Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам.

Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине
.
— Артикуляционная гимнастика под музыку.

Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные мелодии).

Дети с удовольствием выполняют гимнастику.

Логопед:

На каждый звук есть определенный комплекс упражнений. Упражнения выполняются перед зеркалом вместе с ребенком. Следим за правильностью выполнения упражнений. Сейчас мы попробуем выполнить следующие упражнения. «Лопатка», если не получается это упражнение используем «Пошлепай по языку», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка» — делаем под музыку.

Педагоги стоят в кругу

.

  1. Упражнения на развитие дыхания.

    Используются упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха.

Логопед:

Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений: «ЧАСИКИ» Часики вперёд идут, За собою нас ведут. И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 2- взмах руками назад «так» (выдох)

«ПАРОВОЗИК» Едет, едет паровоз Деток в садик он привёз. Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу, пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения, дети приговаривают «чух-чух-чух». Упражнение выполняется 20-30 сек.

Логопед:

А теперь вам предлагаю познакомится с игровыми приёмами для старших дошкольников.

Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт (под счет до 5). 3 подхода.

Упражнение «Поймаем лучик» — [и].

И.п. – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и».

Упражнение «Змейка».

Педагоги сидят за столами

.

  1. Упражнения на развитие мелкой моторики

    :

Упражнения с прищепками.

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок.

  1. Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!

  1. Игра «Смотри не ошибись

    — Назовите картинки со звуком «С», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.

  2. Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.
  1. Упражнения на развитие фонематического слуха

Логопед:

А сейчас мы с вами поиграем в
игру с мячом «Назови слова».
Задание.

Я говорю слово «
Мак
» и бросаю мяч напротив соседу, и он должен называть слово на последний звук и так дальше продолжается игра.

  1. Автоматизация звуков.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Задание:

Все сели на пол. У кого мяч говорим слог СА, и катит соседу напротив, а он должен сказать наоборот АС. И т. д. Все вместе со мной: СУ, ЫС, СО, ОС и т.д.

Игра с мячом «Назови слова предметы на звук Ж», «Назови слова действия» и т.д.

4. Подведение итогов

Игра «Солнышко»

Ход:

Все участники по очереди над лучиками пишут имя, а под лучиками вписывают пожелания, комплименты. Солнышко, пройдя круг, возвращается к своему хозяину.

Фотоматериал с мастер-класса.

ИГРА «Имя»

Артикуляционные упражнения

Упражнения с прищепками;
Игра «Смотри не ошибись!», звуковой анализ слов.

Упражнения на развитие дыхания.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

Игра с мячом «Назови слова», «Скажи наоборот», «Назови слова предметы на звук Ж».


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Семинар — практикум для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» город Сергиев Посад, Московская область

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  1. Совершенствовать педагогическое сотрудничество учителя – логопеда и воспитателей ДОУ.
  2. Создать совместными усилиями условия для своевременного развития речи детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Но в настоящее время возникает противоречие. С одной стороны, возрастают требования к речевому развитию ребенка. В новой, переработанной с учетом ФГОС, программе «От рождения до школы» раздел речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

С другой стороны, все чаще в детский сад приходят дети с задержкой речевого развития или с нарушением речевого развития. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Профилактика является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Важную роль в данном процессе играет совместная работа воспитателей и родителей. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, профилактическая работа с детьми раннего возраста должна быть приоритетной. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста:

  1. Формирование моторной сферы: восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, упражнения для развития общей моторики, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти. Развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
  2. Развитие высших психических функций: памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового). Мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций), умения действовать целенаправленно, творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой). Обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций (инструкций, вопросов, несложных текстов);
  4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

В возрасте 3-5 лет следует особое внимание уделить звукопроизносительной стороне речи дошкольников. Основные направления профилактической работы на данном этапе будут следующие:

  • Формирование фонематического слуха
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие речевого дыхания

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа:

  • Развитие слухового внимания:

Узнавание неречевых звуков — игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

Игры, направленные на восприятие ритма;

  • Развитие фонематического восприятия:

Различение по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игра «Три медведя».

Различение близких по звуковому составу слов (танки — санки, бочка — дочка, тапки — шапки).

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения.

Упр. Блинчик / Лопаточка: Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполнять 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняют упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.

Упр. Лошадка: Улыбаемся, открываем рот. Необходимо пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Упр. Вкусное варенье: Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону (1 вариант), а вперед-назад (2 вариант). Выполнять 6-8 раз.

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.

Упр. Хоботок — Заборчик: Сначала губы вытяните вперед трубочкой, затем растяните в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 секунды. Движение повторить 5—10 раз.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны, проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Речевое дыхание

Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие — тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе — к судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох — речь то громкая, то тихая.

Нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

  • аденоидных разрастаний;
  • общей физической ослабленности.

Упражнения на выработку длительного плавного речевого выдоха необходимо проводить систематически, следить, чтобы ребенок дул не в щеки. 1-2 минуты.

Упр. «Фокус»: Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и пытаемся его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.

Упр. «Загони мяч в ворота»: Вытягиваем губы вперед трубочкой. Длительно дуем на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

Голос

Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время необходимо уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь:

  1. «Эхо» Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам.
  2. «Телефон» Ведущий загадывает слово и шепчет его перому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что улышал. Если слово названо неправильно, то ведущий, опрашивая, выясняет, кто «испортил телефон». Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по скамейке. Бывший ведущий садится на место первого игрока.
  3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса.

Тихий голос — игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.

«Идите с нами играть». Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет работа с родителями. Она включает в себя:

Ознакомление с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение литературы).

Если к концу средней группы, после проведенной вами профилактической работы, в группе остались дети с нарушением произношения или другими речевыми нарушениями необходимо порекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Следующая >

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в работе воспитателя»

Автор: Троценко Татьяна Петровна

Консультация для педагогов

«Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»

Цель:

привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда.
Задачи
: — познакомить воспитателей и родителей с играми, способствующими развитию у детей слухового внимания и памяти, фонематического слуха; — показать воспитателям и родителям способы расширения активного лексического запаса детей; — показать приемы развития просодической стороны речи. Всем давно известна пословица «Один в поле не воин». Эти слова, как нельзя лучше подходят к работе логопеда. Потому что без помощи родителей, воспитателей его работа сводится к нулю. Большим подспорьем для логопеда станут логопедические пятиминутки, который воспитатель будет проводить в течение дня. Это могут быть игры на развитие слухового внимания и памяти. Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, по и детям с нормой речевого развития. Вот несколько примеров таких игр.
Игра «Запретное слово»
. Правила игры: взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок может отвечать на вопросы как угодно, но одно слово выбирается запретным. Как правило, это либо слово «ДА», либо слово «НЕТ». Задавать вопросы необходимо в достаточно быстром темпе, для того, чтобы ребенок лучше сконцентрировался. Еще один вариант игры на развитие слухового внимания –
игра «Большой – маленький»
. Взрослый называет разные предметы. Если предмет маленького размера, ребенок должен сблизить ладони. Если объект большой – он должен развести руки в стороны. Во время выполнения этой игры одновременно работают слуховой и двигательный анализатор.
Игра «Самая длинная цепочка»
. Хорошим методическим приемом для проведения этой игры будет введение элемента соревнования. Ну а непосредственно сама победа поощряется символическим призом. Дети садятся в круг. Начинает игру взрослый, назвав любой предмет. Следующий игрок повторяет это слово и добавляет свое. И так действует каждый последующий игрок. В результате должна появиться длинная цепочка из слов. Выигрывает тот игрок, который безошибочно повторит цепочку. В настоящее время в логопедической работе все чаще встречаются дети, у которых нарушена иннервация речевого аппарата, проще говоря, нарушены те пути, по которым нервные импульсы проходят от коры головного мозга к органам артикуляции. Таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Это дети, у которых «каша во рту». У таких детей нарушено не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи – интонация, высота и сила голоса, тембр. Таким детям очень полезны игры на развитие просодики. Очень полезна была бы помощь воспитателей в разучивание скороговорок, которые дети могут рассказывать с разной интонацией – вопросительной, восклицательной, с разной силой голоса – громко и шёпотом. Также их можно рассказывать с разным настроением – грустно, весело, гневно, испуганно, подкрепляя рассказ мимикой. Одним из главных моментов в работе логопеда является работа по развитию у детей фонематического слуха, без которого невозможно полностью откорректировать у ребенка звукопроизношение. Для развития фонематического слуха предлагаю воспитателям поиграть с детьми в
игру «Испорченный телефон»
. Группу детей можно разделить на две команды. Участники команд стоят друг за другом. Последним игрокам каждой команды показывают по одной картинке с изображением предмета. Эти игроки по цепочке шепотом называют это слово соседнему игроку. Выиграет та команда, последний игрок которой правильно назовет слово. Проверить это можно, показав предложенную картинку. Полезно предлагать слова, которые отличаются друг от друга одним звуком. Например, коза – коса, мышка – мишка. Смех на финише гарантирован.
Второй вариант
этой игры хорошо всем нам знаком с детства. Дети садятся или становятся в круг. Взрослый произносит слово. Следующий игрок должен назвать слово, которое заканчивается на последний звук предыдущего слова (нос – сок – коса и т.д.). В этой игре допустимо, если ребенок на звук [А] назовет слово «огурец». Ошибки в этом нет, т.к. ребенок не знает еще правил правописания словарных слов. Даже в школе, проводя фонетический разбор этого слова, первым звуком будет именно [А]. Полезной будет игры, в которой необходимо придумать как можно больше слов на заданный звук. За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого таких фишек окажется больше. Еще одна игра
«Поймай слово с заданным звуком»
также помогает формировать у ребенка фонематический слух. Взрослый называет слова, например со звуком [Р], чередуя их словами без этого звука. Дети, услышав в слове заданный звук, должны хлопнуть в ладоши. Примерный ряд слов: рука, парус, нога, миска, парашют, ракета, повар, окно и т.д. Во время изучения лексических тем большинство воспитателей опускают очень важный момент — изучение грамматических категорий. Можно отработать уменьшительно-ласкательные формы существительных, множественное число существительных, образование прилагательных от существительных, образование притяжательных прилагательных. Воспитателям полезно расширять активный словарный запас детей не только посредством существительных, но и прилагательными и глаголами. Предлагаю следующий вариант игры. Дети садятся в круг. Взрослый называет предмет, а дети по порядку называют признаки (действия) этого предмета. Выигрывает тот, кто назовет больше всех слов, ни разу при этом не повторившись. В заключении хочется сказать, если каждый воспитатель будет проводить хотя бы одну из этих игр ежедневно, этим он окажет неоценимую услугу логопеду, а самое главное – это принесет большую пользу детям. Предложенные выше игры могут использовать и родители со своими детьми и их друзьями во время прогулки или как развлечение на детском празднике.
comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]