Семинар-практикум для воспитателей Тема : «Формирование связной речи дошкольников»


Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательно-речевой сферы детей»

Наталия Карнаухова

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие познавательно-речевой сферы детей»

Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей.

Задачи:

— обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей;

познакомить с приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития;

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи,свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Владение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными»

студиями,
«школами грамотности»
. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи,
воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.
Развитие познавательно- речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:

-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода;

-Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;

-Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;

-Опытническая деятельность;

-Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;

-Совместные игры- фантазирования;

-Совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

-Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

-Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

-Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

-Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно- речевой деятельности.

-Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:

-Наглядные- наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

-Практические- упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность.

-Словесные- рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитиеможно выделить следующие направления:

Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить,что дети,проводящие большую часть времени в детском саду,общаясь с нами,учатся у нас многому,в том числе и культуре речи,воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому мы стараемся говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака- это вата, потому что они белые, звезды- это лампочки, потому что они светятся. Ведь, наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная наша задача,чтобы ребенок получил четкие, в соответствии с возвратом, представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются.

Развитие любознательности. Мы должны поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Сенсорное воспитание. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

Игра. Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по- разному действуют на познавательно-речевое развитее.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие- это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникает.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга;у каждого из них свои функции,свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьей и детским садом.

В нашем детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, что обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей ответственными участниками образовательного процесса.

К примеру «Информационный стенд»

-дает родителям полную информацию об интересных событиях в жизни их
детей в детском саду,чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада. Содержит объявления о собраниях,праздниках др. мероприятиях,просьба оказать различную помощь,благодарности за участие родителей в жизни детского сада.
«Стенд творчества»

-оформляется творческими работами
детей,воспитателей,родителей. Такая работа предполагает обмен опытом,знаниями,материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата,объединяет интересы детей,родителей и воспитателей.
Вот что можно предложить родителям:

Развиваем познавательно — речевую сферу на кухне.

Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам «Семья»

,
«Фрукты»
,
«Посуда»
,
«Продукты питания»
,
«Бытовая техника»
и др.

Здесь можно рассказать сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо готовите, какие действия при этом совершаете.

Назвать свойства (цвет, форму, размер, вкус)

продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый т. д. ,задать ребенку соответствующие вопросы (
«Попробуй какой получился салат?»
,
«Что мы еще можем положить в суп?»
,
«Какую морковку выберем?»
и др.). Обязательно называть свои действия (
«нарезаю»
,
«перемешиваю»
,
«солю»
,
«обжариваю»
и т. д., показывать ребенку, что и как делаете. Ребенок должен повторять слова. Поручить ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом своей игрушечной посудой и продуктами,копирует слова и действия: готовит еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает о том, что он делает.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний»

,
«Чего не стало?»
,
«Что поменялось местами?»
,
«Что изменилось»
,
«Победи пару»
,
«Кому что подходит»
,
«Назови ласково»
,
«Преврати в огромное»
,
«Подбери 5 признаков»
,
«Угадай о чем я говорю»
,
«Скажи наоборот»
и т. д.

Отличное занятие для тренировки мелкой моторики- вместе лепить фигурки из теста.Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Тесто должно быть соленым, в таком случае малыш не пожелает его пробовать. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т. п.

Нанизывать разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложить малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.

Можно кормить червячка: червячок- это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становиться толстым и сытым.

-Сервируйте и украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например,составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.

Развитее познавательно-речевой сферы в ванной комнате.

Купание в ванной- это отличный и интересный способ завершения дня.

Все, что нужно делать- предложить интересные задания и эксперименты, а так же время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению.

Для игр с водой пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки, воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.

Все игры с ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положить пластиковый контейнер на воду. Положить в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружать вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объяснить ребенку, почему он пошел ко дну.

Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.

Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.

Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг, напрямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно.

Во время прогулки старайтесь больше разговаривать с ребенком, называть все, что видите вокруг, обращать внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните, почему все так происходит. Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он воспроизведет все, что услышал однажды.

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ. — презентация


Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Этапы становления речи детей 1 этап Подготовительный (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2 этап Преддошкольный (от 1 года до 3 лет). С появлением первых слов начинается этап становления активной речи. 3 этап Дошкольный (от 3 до 7 лет). Формирование фонематического восприятия, увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, монологической речи. 4 этап Школьный (от 7 до 17 лет). Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, формируется письменная речь.

Речь педагога Уместность (употребление единиц, соответствующих ситуации и условиям Богатство (умение использовать все языковые единицы) Чистота (отсутствие элементов чуждых литературному языку) Выразительность (интонация, темп, сила, высота голоса и др.) Логичность (выражение в смысловых связях компонентов речи) Правильность ( соответствие языковым нормам) Точность (соответствие смыслового содержания и информации )

хорошо владеет устной речью может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения может выделять звуки в словах у ребенка складываются предпосылки грамотности Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

овладение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение слов К концу 1 года жизни до слов К концу 2 года жизни до 1500 слов К концу 3 года жизни до 1900 слов К концу 4 года жизни до К концу 5 года жизни до слов 6 – 7 лет

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) 5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову Детская литература — это художественные, научно- художественные и научно- популярные произведения, написанные специально для детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

Автор шаблона презентации: Ранько Елена Алексеевна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]