Какая продуктивная деятельность доступна дошкольникам


Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Лепка и аппликация

Особенность лепки в том, что ребенок может создать объемное изображение машинок, животных, фруктов и прочих любимых предметов. Тематика очень разнообразна. Лепка отменно сказывается на мелкой моторике, формирует воображение и чувство пространства, ведь после изготовления предметов их можно расположить дальше или ближе друг от друга, удовлетворяет потребности детей в познаниях и творчестве.

Создавая аппликации, дети учатся самостоятельно вырезать предметы, расставлять их на нужные места, наклеивать предметы и элементы на бумагу. Здесь, опять же, задействовано развитие моторики пальчиков, координация. Для создания аппликации необходимо усиленно думать, мыслить творчески, ведь в деталях редко бывают целые и четкие предметы, поэтому нужно правильно их сопоставить. Помимо этого, дошкольник знакомится с математикой, изучая простые геометрические фигуры. Также развивается представление о размещении предметов в пространстве (в углу, по центру, справа или слева) и о размерах деталей (большой треугольник или маленький).

Можно составлять мозаику не только из кусочков бумаги, но и из комочков. Это тоже довольно занимательно, не менее полезно для развития.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Результаты занятий

Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:

  • дети будут развиты творчески;
  • в группе будет отличная психологическая обстановка;
  • дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.

Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. В таком возрасте с ней имеется множество проблем, это скудность (бедный словарный запас), односложность, она состоит лишь из простых предложений, и слова далеки от красивых, литературных. Например: «чо», вместо «что», «красивый цветочек», вместо «мне нравится этот цветок, потому что…», ну а вместо «мне этого не хочется, потому что…» можно услышать и «отстань», и прочие выражения. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно.

Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера:

  • активность;
  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • желание доводить до конца начатое;
  • умение «раскладывать по полочкам» полученную информацию и ее усвоение.

Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, «настроить» вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру.

Теперь предлагаем познакомиться с основными видами продуктивной деятельности. И заодно отметим особенности каждого.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Библиографическое описание:

Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2021 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2021. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 21.11.2021).


Согласно положениям ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с дошкольниками организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно ориентированном и интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Вместе с ведущей деятельностью дошкольника — игровой — одной из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность.

Это конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала, собирание мозаики, вышивание, рисование, лепка и аппликация. Как считает Л. Ю. Алексеева, «от игры данные занятия отличаются тем, что связаны с созданием какого-то итогового продукта — рисунка, постройки, поделки и так далее. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата» [1, с. 176].

Все продуктивные виды детской деятельности направлены на создание того или иного результата. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и представлениями. Например, в ДОО применяют предметное, сюжетное и декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка.

Поэтому, как считает коллектив авторов: М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец — педагог «должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе, нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой, печать по трафарету, кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой, тиснение, набрызг, отпечатки листьев» [4, с. 581].

При этом важно поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель. Лепка из пластилина или глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы, по словам авторов Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, «очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет), сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства, свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями)» [5, c. 6].

Другой вид продуктивной деятельности — аппликация — позволяет ребенку ознакомиться с различными способами работы с бумагой. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, соломка и т. д.).

Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка:

− по образцу;

− по условиям;

− по замыслу.

Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры-головоломки. Большую популярность в работе с дошкольниками, считает С. Климова и Ю. Чичиланова, «приобретает LEGO конструирование. Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща» [6, с. 95].

Художественный (ручной) труд — это вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги и картона выполняют работы по типу оригами; изготавливают атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков. При помощи ниток, ткани дети осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.

В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, общая и мелкая моторика руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество.

Кроме того, овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе. Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности, сформировать мотивацию к предстоящей работе, подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей, предоставить свободный доступ к художественным материалам, предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели, оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве, признавать детские достижения.

Как отмечают авторы О. В. Бережнова и Л. Л. Тимофеева, «взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы). Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно» [2, с. 30].

Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации всех образовательных областей по ФГОС ДО. Рассмотрим на примере организации работы по математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.

Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. По словам Т. Н. Дороновой, «она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии» [3, с. 61].

В воспитательно-образовательном процессе ДОО в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.

Можно сказать, что знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.

Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Литература:

  1. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2021 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
  2. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
  3. Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М. — 2013. — С. 61–64.
  4. Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 580–583.
  5. Казакова Р. Г. Нетрадиционные графические техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М. — 2008. — С. 5–31.
  6. Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. Климова, Ю. Чичиланова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — С. 95–99.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: продуктивная деятельность, ребенок, LEGO, бросовый материал, детский сад, детское творчество, продуктивный вид детской деятельности, продуктивный вид деятельности, свободная продуктивная деятельность, строительный материал.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Также интересно почитать, какие особенности имеет речевое развитие старшего дошкольника.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Этот вид деятельности играет важную роль в дошкольном возрасте, поэтому различные мозаики, конструкторы должны быть в каждом доме. Кроме того, создавать поделки можно из природного и искусственного материала и даже из бумаги.

Такая работа, несомненно, полезна:

  • дети совершенствуют свою координацию движений, мелкую моторику и пространственную ориентацию;
  • у них улучшается мышление и воображение;
  • развивается художественный вкус, умение видеть красоту собственных творений и предметов окружающего мира;
  • ребенок получает важнейшую информацию о таких сложных понятиях, как форма, цвет, размер, положение в пространстве.

Все это, без сомнения, будет полезно в первом классе, равно как и усидчивость, терпение, умение преодолевать трудности, ставить цель и достигать ее, поэтому конструктивная деятельность должна обязательно присутствовать в домашних занятиях.

Чтобы детям было интересно, следует предложить для них разнообразные задания:

  • изготовление подарков для родителей или друзей к праздникам;
  • создание своими руками гирлянд и елочных игрушек на Новый год;
  • оформление собственной книги сказок;
  • подготовка декораций для кукольного спектакля;
  • если принимают участие несколько детей, можно организовать выставку или выставку-продажу, к которой предварительно делаются различные «экспонаты».

Такие проекты дошкольникам не просто полезны, но и интересны, поэтому и будут продуктивными. Понятно, что работа должна быть последовательной и идти по принципу «от простого к сложному», то есть сначала нужно научить ребенка конкретным действиям – рисовать, клеить, вырезать, – а уже потом предлагать что-то придумать и сконструировать.

Все это поможет развить творческие способности малыша и успешно подготовить его к школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]