Всем известно, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Что это такое? Это значит, что в итоге занятий ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников — задача каждого воспитателя. Занимаясь ей, ребенок социализируется, у него вырабатывается усидчивость, стремление довести начатое дело до конца, графический навык. Множественные исследования доказали, что это важнейшая деятельность детей старших групп детского сада, благодаря ей создаются благоприятные условия для педагогов, в том числе и будущих учителей, которые будут заниматься с ребенком в младших классах. Дело в том, что продуктивная деятельность дошкольников, совмещенная с игрой, готовит детскую психику к школе.
Что представляют собой продуктивные виды деятельности?
Так называют занятия, в результате которых ребенок создаст заданный продукт с указанными качествами. Какие же из них являются продуктивной деятельностью:
- лепка фигурок и аппликаций из пластилина и глины;
- сборка интересной конструкции всевозможными способами;
- изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бусинки, листва и прочие);
- сложные занятия с макетами;
- создание картин красками, карандашами, мелом;
- изготовление аппликаций и мозаики.
Для развития детей важны все виды продуктивной деятельности. Дошкольников нужно заинтересовать, чтобы получить необходимый результат, но это уже работа педагогов. Во всех учреждениях, нацеленных на воспитание детей младшего возраста, включены эти занятия. Родители должны знать, на что направлена продуктивная деятельность дошкольника, почему это столь важно. Если вы занимаетесь дома со своим чадом самостоятельно или предпочитаете его не водить в детский сад, то эта публикация будет для вас полезна.
«Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний, проявление общекультурных, профессиональных и личностных качеств.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования.
Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в конструктивной деятельности, которая включает в себя различные виды конструирования (например-бумага). В создании поделок из бумаги с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Технология работы с бумагой может быть различной. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное при работе с бумагой — развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль. В нашем детском саду дети с большим удовольствием мастерят поделки в технике «оригами», «модульное оригами» и «кирогами». Мною разработана программа кружка «Хотелки-умелки» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, где являюсь руководителем.
Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким. Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. В своей работе применяю интеграцию дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса, то есть провожу интегрированное обучение.
Интегрированное обучение представляет собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем «Принцессе Четыре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:
1) Математические (Счёт до четырёх, число 4; закрепление геометрических фигур, классификация геометрических фигур по одному признаку);
2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. («Принцессой Четыре» с детьми рассматривает и закрепляет перелётных птиц);
3) Задания, направленные на развитие речи.( При помощи художественного слова дети попадают в «Страну «Математика» );
4) Продуктивная деятельность (Дети «Принцессе Четыре» решили сделать птиц в технике оригами из квадрата.);
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
1) социальные, в том числе нравственно-этические;
2) эмоционально — чувственные, включая музыкальные;
3) художественно-эстетические;
4) логико-математические;
5) естественно – научные.
Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица-лебедь» (для детей 5-6 лет). Здесь даются:
естественно — научные знания: об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам;
социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру;
эмоционально-чувственные: идёт разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию;
художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь»;
продуктивная деятельность: дети изготавливают лебедей в технике «кирогами» и дорисовывают не достающие детали.
Тематика занятий может быть разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.
Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
свободное размещение наглядного материала;
смена динамических поз;
привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «В некотором царстве, бумажном государстве», «Путешествия по сказкам Г. Х.Андерсена».
Занятия с преподавателем по изодеятельности включает задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию.
Одним из условий реализации программы «Радуга» является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера. Целью таких занятий является: формирование способов взаимодействия детей и родителей на занятии. Так на заседаниях «Семейного клуба оригами» дети обучают родителей изготавливать поделки в технике «оригами» и «кирогами»: для игровой и театрализованной деятельности. После чего проводится конкурс на самую лучшую и интересную сказку или красивую игрушку.
Работа по данной теме проводится много лет и теперь уже можно сделать выводы:
1. Планирование занятий интегрированного характера, и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражения, способствуют повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведёт целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.
2. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.
4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
5. Такие занятия способствуют более тесному контакту детей, специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Необходимость продуктивной деятельности
Целью занятий является всестороннее развитие и воспитание ребенка дошкольной возрастной группы. Развиваются дети многосторонне, поэтому важно включить в занятия все виды продуктивной деятельности дошкольников, не зацикливаясь лишь на рисовании или лепке. Занятия должны проводиться в игровой форме, а не «из-под палки», малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата.
Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества:
- Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть — умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать.
- Целеустремленность, усидчивость и настойчивость.
- Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников — это познавательные занятия.
- Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук.
- Методы продуктивной деятельности дошкольников направлены на донесение до детей необходимости самостоятельной работы.
- Любознательность, пытливость и инициативу.
Еще занятия положительно сказываются на дисциплине детей, педагогами отмечена хорошая связь продуктивной деятельности с сенсорным воспитанием. То есть, чтобы ребенок имел хорошее представление о предмете, он должен знать, как он выглядит, его цвет, пользу, величину и расположение в пространстве.
В процессе занятий проявляются все качества, в первую очередь умственные и физические способности малыша, и педагоги точно знают, с каким ребенком и чем необходимо больше заниматься, они дают дельные советы родителям.
Продуктивная творческая деятельность дошкольников дает практику и навыки, которые потребуются для дальнейшего обучения и работы. Например, для создания аппликации требуется приложить определенные усилия, хорошо подумать о размещении предметов, правильно их расположить, а для этого нужны созидательные действия. В процессе занятий детки набираются опыта самостоятельной работы.
Хорошо реализуется в продуктивной деятельности дошкольников интегрированный подход. Помимо этого, малыши способны полностью расслабиться, а это избавление от всевозможных страхов перед социумом. Дети, самостоятельно создавая продукт, могут реализовать в модели свои представления о том или ином предмете, получают материальное воплощение воображаемой конструкции.
Занятия лепкой в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получает знания о мире, развивает мелкую и общую моторику. Кроме того, именно дошкольники считаются самыми творческими натурами. Они фантазируют, выдумывают, творят на уровень выше, чем взрослые люди. Поэтому все виды изобразительной деятельности актуальны и важны в дошкольном возрасте.
Одним из видов изобразительной деятельности является лепка. Лепка развивает у ребенка мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи, помогает усвоить малышу цвета и формы, поддержать в нем творческое начало.
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности[7, с.844].
Значение лепки для развития ребенка огромно. Это — искусство детей — очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Лепка это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки помогают ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.).
Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д»[8, с.301].
Занятие лепкой очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития.
Во время работы с любым пластическим материалом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки
Лепка по своему характеру требует, с одной стороны развитых ощущений и восприятия, а с другой – сама совершенствует эти восприятия и ощущения.
На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы.
Лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, его роспись.
Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности.
Преимущество лепки заключается в следующем:
— способствует развитию мелкой моторики;
-концентрирует внимание и усидчивость;
-снимает напряжение и стресс;
-помогает раскрыться творческим сторонам личности
Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей: воспитание детского творчества, обучение детей изобразительным и техническим умениям, развитие интереса к этому виду деятельности.
Также лепка в детском саду имеет особое содержание. Практически всегда дети, в отличие от скульпторов, лепят не живых существ, а окружающие предметы. Ведь чаще всего дети лепят не объект эстетического наслаждения, а предмет, с которым после можно играть.
При надлежащем обучении и наставлений воспитателя дети в процессе лепки используют стеку, осознанно производят подбор каркаса и употребляют их для соединения разрозненных элементов и для передачи специфических особенностей формы.
Направления
Предлагаем познакомиться с продуктивной деятельность ближе, чтобы иметь точное представление о ней.
- Самостоятельное создание различных предметов, которые годятся для игр, познавательной и исследовательской деятельности.
- Изготовление предметов, которые наполнят художественную галерею дошкольного учреждения.
- Умение создавать макеты.
- Оформление собственной книги группы, куда будут внесены рисунки, рассказы детей, их летопись. Также можно создать дневник природы, а дети оформят его картинками, гербарием.
- Изготовление декораций и украшений к праздникам. Например, гирлянды, афиши, плакаты, елочные украшения.
- Создание пригласительных билетов на праздник для родителей, поздравительных открыток для них, сувениров, которые раздадутся в конце представления.
- Разработка стенгазеты группы.
- Придумывание рассказа всей группой. Разнообразить занятия можно тем, что каждый раз создавать сказку или рассказ нужно будет так, чтобы каждое слово начиналось с одной буквы. Кстати, это очень хорошее занятие для развития устного творчества, логики, помощь в обучении чтению и письму.
- Создание собственного спектакля. Для него можно приготовить собственный сценарий, и дети должны помогать. Также коллективно создаются декорации, элементы костюмов.
Зачем все это нужно? Дело в том, что развитие продуктивных видов деятельности дошкольников — это не только интересно, но и очень полезно.
ЛЕПКА
Для развития продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте можно смело применять лепку, которая позволяет создавать объемные фигуры. Она хорошо развивает мелкую моторику, мышление, память и воображение, а для разнообразия и удержания интереса можно не только использовать пластилин, но и дополнять поделки природными и искусственными материалами (пуговицами, бисером, бусинками, пайетками, листьями, шишками, веточками, камнями и прочим). Кроме того, поделку можно раскрашивать, украшать при помощи контррельефа, наносимого палочкой.
В 2-3 годика малышам можно предложить специальный мягкий пластилин и самые простые задания – например, скатать шарики, расплющить их между пальцами, вдавливать углубление в заготовке, соединить детали в одно целое. Дети 4-6 лет могут использовать самый обычный пластилин или глину, поскольку пальцы у них уже достаточно окрепли.
Есть множество интересных тематических заданий, которые родители могут предложить ребенку.
- Вылепить еду: спагетти, сыр (дырочки на кусочке прокалывают стержнем от ручки), яичницу, овощи и фрукты, например морковь, яблоки, апельсины. Детям постарше можно предложить лепку грибов.
- Животных. Этот процесс несколько сложнее, поэтому всю работу следует разделить на этапы. Взрослый может показать ребенку пример, а позднее, когда кроха уже освоит основные приемы лепки, предоставить ему полную свободу действий.
- Любимых персонажей мультфильмов (проще всего своими руками сделать смешариков, они словно созданы для этой «роли»).
Родитель может либо устно пояснить задачу, либо предоставить малышу заранее подготовленную пошаговую инструкцию. Осенью несложно использовать собранные в лесах и парках материалы (желуди, шишки, семена, мох, ягоды), создавать необычные композиции, используя приемы лепки.
Старший дошкольный возраст – время для создания сложных композиций, поэтому можно предложить ребенку вылепить, например, комнату с мебелью и иными мелкими деталями.
Результаты занятий
Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:
- дети будут развиты творчески;
- в группе будет отличная психологическая обстановка;
- дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.
Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. В таком возрасте с ней имеется множество проблем, это скудность (бедный словарный запас), односложность, она состоит лишь из простых предложений, и слова далеки от красивых, литературных. Например: «чо», вместо «что», «красивый цветочек», вместо «мне нравится этот цветок, потому что…», ну а вместо «мне этого не хочется, потому что…» можно услышать и «отстань», и прочие выражения. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно.
Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера:
- активность;
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- целеустремленность;
- терпение;
- желание доводить до конца начатое;
- умение «раскладывать по полочкам» полученную информацию и ее усвоение.
Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, «настроить» вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру.
Теперь предлагаем познакомиться с основными видами продуктивной деятельности. И заодно отметим особенности каждого.
Понятие о творчестве. Репродуктивная и творческая деятельность человека.
Лекция 1.
ЖУРНАЛИСТИКА КАК РОД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОЖД – 1 с. 16/18. 2 с. 16/24. Экз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
2. Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2013.
3. Основы творческой деятельности журналиста // Под ред. С.Г. Корконосенко. М. СПб., 2000 и др.
4. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. М., 2010.
5. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2011.
6. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004.
7. Мельник Г.С., Виноградова К.Е., Лиссев Р.П. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Флинта, наука, 2015.
8. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.
9. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007.
10. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
11. Третьяков Виталий. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.
12. Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2002.
План
1. Предмет, цели и задачи курса
2. Понятие о творчестве. Репродуктивная и творческая деятельность человека
3. Виды и формы творческой деятельности (любительство и профессионализм)
4. Идентификация профессии журналиста
Предмет, цели и задачи курса
Учебная дисциплина «Основы журналистской деятельности» является базовым курсом в профессиональной подготовке будущих журналистов. Она дает представление о специфике труда журналиста.
Курс этот опирается на газетно-журнальную деятельность журналиста. Однако полученные профессиональные знания и умения можно распространить на работу журналиста на радио, телевидении, Интернете, т.к. познавательные и творческие механизмы в профессии едины.
Этот курс условно можно разделить на три больших блока:
1. Творческая природа журналистской деятельности.
2. Журналистские тексты и технология их подготовки.
3. Способ и методы журналистского творчества.
В результате изучения дисциплины «Основы журналистской деятельности» бакалавр должен:
ЗНАТЬ
— круг профессиональных обязанностей журналиста,
— виды журналистской деятельности (авторская, редакторская, организаторская и др.),
— основные характеристики журналистского произведения,
— источники и методы получения информации.
УМЕТЬ
— выполнять профессиональные функции с учетом специфики печатных СМИ,
— планировать и организовывать свою профессиональную деятельность в различных ее видах,
— получать нужные сведения, используя различные методы сбора материала,
— использовать различные каналы и технические средства получения, хранения и обработки информации,
— создавать журналистские произведения, прежде всего для новостной журналистики.
ВЛАДЕТЬ
— профессиональными стандартами в работе с источниками информации,
— различными и способами журналистских произведения.
Несколько слов о названии дисциплины «Основы журналистской деятельности».
Раньше она называлась «Основы творческой деятельности журналиста», однако из новых стандартов ушел компонент «творческий». В России журналистика выросла из литературы, из «толстых» журналов, общего литературного процесса 19 в. Сегодня журналистский труд переосмысливается: от типа творчества к информационной деятельности. Эта тенденция имеет объективные и субъективные причины. Объективные причины:
— коммерциализация всего процесса по выпуску издания (публиковать материалы по полосу или полполосы невыгодно, т.к. на значительную часть газетных площадей претендует реклама),
— ориентация многих изданий на удовлетворение не эстетических, а информационных потребностей (а это вызывает изменение критериев в оценке качества журналистских материалов: ценятся фактологически насыщенные тексты, чем с языковыми изысками),
— появление матриц – единых текстовых образцов, в соответствии с которыми создается информация (см. «Ведомости», «Известия»). Меняется сам стиль публикаций.
Эти изменения сказались на профессиональных установках журналистов, т.е. на субъективных факторах журналистского труда. Выпускники факультетов журналистики редко называют в качестве мотива профессиональной деятельности талант, литературные способности, искусство работы со словом. По результатам опросов, человек считает себя журналистом, если он:
· зарабатывает на жизнь с помощью этой профессии,
· регулярно публикует свои материалы,
· имеет журналистское образование,
· испытывает интерес к профессии,
· входит в журналистское сообщество и признан коллегами,
· обладает коммуникационными и публичными способностями.
В этом перечне вообще нет речи о творческой составляющей профессии.
Усиливает эту тенденцию развитие новых информационных технологий, благодаря которым профессия журналиста становится все более стандартизованной, подчиненной производству.
Однако в каком бы контексте не рассматривалась профессия журналиста, ключевой фигурой всегда будет сам журналист – автор текстов, инициатор новых проектов, организатор взаимодействия с аудиторией, которому необходимо постоянно решать творческие задачи. Поэтому мы не отказываемся от творческого начала в профессии журналиста.
Продуктивная деятельность дошкольников: рисование
Особенно сильно малыши любят рисовать. Здесь у них — простор для воображения, изображается на бумаге все: герои сказок, космос, лес, отдельные предметы, узоры, сценки, пережитые в жизни — здесь ребенок полностью реализовывает свое мышление. Рисуя, дети еще раз переживают пережитые эмоции, раскрывают свои мысли. Обычно задание по рисованию дается на самостоятельные темы, то есть каждый сам решает, что, как и каким цветом изобразить. По рисункам можно судить и о характере малыша, и узнать его страхи, которые он держит в себе. Иногда рекомендуется посещение психолога, чтобы он разрешил проблему ребенка, скорректировал представление об окружающем мире.
Изобразительное искусство
Необходимо заниматься данной деятельность коллективно, рисовать по одной теме. Изобразительное искусство позволяет привить детям чувство прекрасного, эстетическое представление о мире, отдельных предметах. Развитие продуктивной деятельности дошкольников бесценно, ведь занятия учат видеть прекрасное во всем окружающем, а на это способен только гармоничный, развитый и умный человек. У детей формируется чувство эстетики, они меняют свое отношение к каждому жучку, травинке, стоит только правильно рассказать, что и как рисовать. Например: «Посмотрите, какие длинные усики у этого жучка, без них он не сможет жить, поэтому обязательно нарисуйте». Ну как после этого можно жуку эти усики поотрывать, поймав его в траве? Ребенок во всем учится видеть только хорошее, у него меняется поведение в лучшую сторону, формируются убеждения.
ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ
Самый простой и полезный способ помочь ребенку заняться продуктивной деятельностью в дошкольном возрасте – предложить ему порисовать. Причем вовсе необязательно использовать стандартные краски (карандаши, фломастеры) и лист бумаги, можно смело проявлять фантазию, давая крохе все новые необычные задания. Такие виды занятий способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, формируя у него не только художественный вкус, но и представление о цвете, гармонии. Со временем у ребенка, который регулярно занимается рисованием, выработается чувство стиля, умение сочетать цвета и размещать фигуры в пространстве, а также будет развиваться мелкая моторика.
Какие же формы необычного рисования можно использовать дома?
- Рисование мячиком на ватмане. Берется любой небольшой мяч, например теннисный, погружается в краску. После этого малыш прокатывает его по белому листу, оставляя всевозможные дорожки и линии. Можно завершить рисунок, дорисовав что-то кисточкой или карандашом, чтобы линии обрели смысл.
- Граттаж. Очень интересная техника, которая поможет сделать домашнее рисование веселым и необычным. Делается так: лист бумаги закрашивается цветными восковыми мелками, после чего как следует натирается свечкой. Далее основа под рисунок покрывается густым слоем гуаши, делают это родители при помощи толстой кисти. Когда краска подсохнет, но не высохнет окончательно, в работу включаются дети. Им дается задание процарапать специальным стрежнем или заостренной палочкой рисунок. Острый предмет сотрет верхний слой, благодаря чему проявятся цвета мелков. А малыши могут либо использовать трафареты, либо же сами создавать композицию.
- Рисование по льду доставит удовольствие даже самым флегматичным детям. Сначала родитель делает заготовку: наливает кипяченую воду в пластиковую емкость (например, контейнер), замораживает ее. Малыш рисует акварелью, ее структура позволяет краске без проблем проникать в лед. Для создания необычного шероховатого эффекта можно использовать соль.
- Монотипия. Очень интересный метод, хотя используется нечасто. Ребенок рисует на обычном целлофановом пакете некую композицию, используя яркие краски. После этого пакет прикладывают к листу бумаги, проводят по нему ладонью, чтобы на белой поверхности остался оттиск. Это и будет новое «творение» малыша, необычное, а потому – очень интересное.
Использовать можно различные техники. Родителям следует заранее в ненавязчивой форме показать крохе, как смешиваются цвета:
- синий + желтый = зеленый;
- красный + синий = фиолетовый;
- красный + желтый = оранжевый.
Можно предложить ему самому смешать краски на палитре и посмотреть, что получится. Такое «маленькое открытие» подарит крохе хорошее настроение и гордость.
Граттаж (цап-царапки)
Нужно взять картон (белый), заштриховать его восковыми разноцветными мелками, а потом при помощи губки нанести толстый слой черной гуаши, а лучше туши, так как гуашь, даже высохшая, будет пачкать пальчики малыша и его одежду при соприкосновении. После этого детям выдаются перья или другие предметы с острым, но безопасным наконечником, и они должны выцарапывать рисунок на полученном материале. В итоге получится узор, или какой-либо предмет, созданный из тонких разноцветных полосочек на черном фоне. Радости детей не будет предела!
Лепка и аппликация
Особенность лепки в том, что ребенок может создать объемное изображение машинок, животных, фруктов и прочих любимых предметов. Тематика очень разнообразна. Лепка отменно сказывается на мелкой моторике, формирует воображение и чувство пространства, ведь после изготовления предметов их можно расположить дальше или ближе друг от друга, удовлетворяет потребности детей в познаниях и творчестве.
Создавая аппликации, дети учатся самостоятельно вырезать предметы, расставлять их на нужные места, наклеивать предметы и элементы на бумагу. Здесь, опять же, задействовано развитие моторики пальчиков, координация. Для создания аппликации необходимо усиленно думать, мыслить творчески, ведь в деталях редко бывают целые и четкие предметы, поэтому нужно правильно их сопоставить. Помимо этого, дошкольник знакомится с математикой, изучая простые геометрические фигуры. Также развивается представление о размещении предметов в пространстве (в углу, по центру, справа или слева) и о размерах деталей (большой треугольник или маленький).
Можно составлять мозаику не только из кусочков бумаги, но и из комочков. Это тоже довольно занимательно, не менее полезно для развития.
Конструирование
Это одна из самых любимых продуктивных деятельностей дошкольников. Кто не любил конструкторы «Лего»? Особенность занятий состоит в том, что ребята должны собрать предмет правильно, найти нужные детали и скрепить их. Конструирование развивает пространственную ориентацию, моторику, творческое и логическое мышление, эстетическое восприятие — ребенку нравится или нет свое творение. Помимо этого, ребенок знакомится с особенностями деталей (цвет, вес, материал, из которого они изготовлены, форма). Ребенку становятся понятны архитектурные формы в объеме, у него вырабатывается собственный вкус, мнение.
Конструировать можно не только из готовых деталей, но и из бумаги, коробок, камней, ракушек, песка, малыши учатся распознавать детали, совмещать их, синтезировать.
Формирование продуктивной деятельности дошкольника
Необходимо правильно разработать программу занятий. Нельзя, чтобы дети изо дня в день занимались одним и тем же. Если малыш любит рисовать, но не хочет конструировать или лепить, необходимо его заинтересовать. Попросите построить или слепить свой дом, а после того, как он будет готов, пусть расскажет о нем, о том, где он стоит, где ему нравится гулять.
Рассказывать о готовых продуктах, будь это рисунок или аппликация, нужно. В это время формируется речь, пополняется словарный запас. Например, ребенок нарисовал котенка. Пусть придумает ему кличку, расскажет о его характере, предпочтениях в еде и играх — это уже творческое мышление.
Продуктивная деятельность необходима не только дошкольникам, но и ученикам младших классов. Во многих школах созданы центры детского творчества, которые отлично помогают в обучении.
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ
Рассмотрим, какими именно умениями должен обладать дошкольник, чтобы можно было говорить о его нормальном всестороннем развитии. Прежде всего, кроха должен знать цифры и буквы, уметь совершать простейшие арифметические действия.
Кроме того, к числу навыков, имеющих отношение к продуктивной деятельности, относятся:
- умение рисовать геометрические фигуры и делить их на части линиями на рисунке или ножницами;
- знать цвета и оттенки, называть и показывать их;
- собирать пазлы, несложные модели из конструктора или кубиков, используя образец;
- раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- лепить мелкие детали;
- рисовать фигурки или буквы по клеточкам, используя образец;
- использовать разную силу нажима на карандаш.
Дети дошкольного возраста способны концентрировать внимание на определенном занятии от 15 до 25 минут. Это нужно учитывать, предлагая им различные формы игр и упражнений.