Самостоятельная деятельность дошкольников – путь к взрослению


Как формируется и проявляется самостоятельность в деятельности

Самостоятельная деятельность детей – это своеобразная автономия. Подразумевается, что дошкольник выполняет определенные действия или решает практические задачи без участия взрослого.

С теоретической точки зрения, самостоятельная деятельность требует постановки цели, выбора средств ее достижения, непосредственного выполнения, а также хотя бы минимального контроля.

Все выглядит как сложный алгоритм. Но на практике он превращается в доступную ребенку последовательность. К примеру, рассматривая кубики или крупные детали конструктора, малыш начинает строить башенку, подобную той, что сооружал вчера вместе с папой. Все компоненты деятельностного процесса здесь присутствуют, но дошколенок сам задумывает и реализует идею.

Проявление самостоятельности не происходит вдруг и мгновенно. Примерно в 3 года ребенок начинает отстаивать свою независимость на бытовом уровне. Сначала он выполняет действия с помощью взрослого, но быстро наступает следующий шаг, когда малыш хочет от этой помощи освободиться. То и дело звучит настойчивое «Я сам!».

Взрослый передает ребенку образец, как выполнять действие. Подражание – это первичная активность ребенка. Самостоятельные действия дошкольник предпринимает по собственной инициативе, и для них еще нужно созреть.

Можно выделить этапы становления самостоятельных действий, которые прослеживаются в любом виде деятельности, за которую берется малыш:

  • Совместно-разделенные попытки. Начинают занятие (рисование, рассказывание, любое практическое действо) вместе. Затем ребенку активно помогает взрослый, а то и выполняет основную часть.
  • Выполняет дошкольник, но с подсказками и на основе показа нужных действий наставником.
  • Взрослый предлагает, то есть, ставит задачу, и ребенок справляется с ней. Данный этап можно назвать исполнительским.
  • Дошкольник сам проявляет инициативу и выполняет действия, чтобы достигнуть той цели, которую он ставит перед собой.

В детстве с каждым днем расширяются границы, в пределах которых дети пробуют свои силы. Дошкольник начинает проявлять самостоятельность в любой доступной ему деятельности: познавательной, игровой, творческой, продуктивной.

Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС доо

Екатерина Шадрина

Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС доо

Доклад по теме

«Организация самостоятельной деятельности детей

в свете ФГОС ДОО»

Подготовила: воспитатель

МКДОУ «Д/С№16»

Екатерина Александровна Шадрина

г. Бакал, Саткинский район

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко,

чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Стандарт гласит, что одним из условий социального развития детей является:

• поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

;

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Что же такое в общем «самостоятельность»

?

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление)

личностью своей
деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие)

. Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т. д.)

А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной. Таким образом, данные виды деятельности могут и должны стать самостоятельными.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детейдошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)

.

Какое место в режиме дня занимает самостоятельная деятельность? (в утреннее время, между ООД и занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).

Как вы думаете, что должно учитываться при организации самостоятельной деятельности детей?

— Верно: возрастные особенности, индивидуальные особенности детей, блочное (комплексно-тематическое)

планирование, предметно-развивающая среда группы.

Так как ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Давайте еще раз скажем, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. (слайд)

Какой должна быть предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО?

-Трансформируемой, содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Если мы говорим о насыщенности среды, то предполагаем наличие в группе центров активности (игровой, познавательно-исследовательский, творческий, двигательный и т. д.)

Трнасформируемость среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от интересов и желания детей.

Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразного использования предметов, атрибутов, природного материала.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др.)

., обеспечивающих свободный выбор
детей; сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.
Доступность и безопасность — известные понятия для характеристики среды, не нуждающиеся в расшифровке.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• снимать утомляемость;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

• давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. (слайд)

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («

,
«площадки»
, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать центры для:

• для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;

• для познавательной активности;

• для самостоятельной деятельности детей;

• для двигательной активности;

• для настольно-печатных и развивающих игр;

• для экспериментирования и наблюдением за природными явлениями;

• для отдыха (уединения, общения и пр.)
(слайды)
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

• Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства, но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

• Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие»

и
«шумные»
центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности
детей); оформление «уголка уединения»
необходимо для отдыха ребенку;

• материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

• материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

• центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

• центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

• для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест»
(подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.)
;

• в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

• помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

• все материалы, а также детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

• у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка»

игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у
детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.)

Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю)

темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е. должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог
«отталкивается»
от этой темы при
организации самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Самостоятельность дошкольника в игре

Игра является самой естественной занятостью в дошкольном возрасте и ведущей деятельностью в развитии ребенка. В игровых условиях дети открывают себя и социальные отношения. Сюжетно ролевая игра — идеальная среда для развития самостоятельности.

Взрослый присутствует в игровой деятельности ребенка, но опосредованно, через роль. То есть, дети видят поведение и отношения окружающих взрослых, принимают их за образец, а затем моделируют в своих играх.

В игре младших дошкольников прослеживается, в основном, подражательство. Они стараются копировать жесты, тональность высказываний. Ругают «провинившихся» кукол, как мама. Проявляют озабоченность, исполняя роль врача и пр. Однако, выбор сюжета, подбор предметов-заместителей (что будет градусником, а что тарелкой с кашей) происходит самостоятельно.

Благодаря действенному воплощению роли детишки приобретают в игре трудовые навыки. Если по сюжету нужно убраться в комнате, то малыш берется складывать разбросанные вещи или подметать.

С развитием игровой деятельности дети проявляют все больше самостоятельности. Они усложняют сюжеты, распределяют роли, договариваются о правилах, и сами же контролируют их выполняемость.

Почему вашему дошкольнику нужна свободная игра?

Дети взаимодействуют с окружающим миром посредством игры. Свободная игра в раннем детстве — это исследование, эксперименты, открытия и обучение.

Что такое свободная игра?

Есть два типа игровой деятельности — игра под руководством взрослых и игра под руководством детей. Оба важны для развития ребенка.

Вы не можете просто позволить ребенку играть 24 часа в сутки и расти самостоятельно, но вы также не должны забивать его дни занятиями, которые отнимают у него свободное время.

И время проведенное за экраном планшета не должно заменять свободную игру. Это приведет только к проблемам в развитии и трудностям в обучении в школе.

Вот несколько примеров игровой деятельности под руководством взрослых:

  • рисование с вашим ребенком
  • устройство полосы препятствий в саду
  • отвести вашего ребенка в класс гончарного дела или художественный класс
  • играть в игру я шпион

Свободная игра — это любая игра, которую инициирует ребенок. Игра на открытом воздухе и игра в помещении могут считаться свободной игрой, если ваш ребенок может свободно управлять своим игровым процессом.

Если вы педагог или родитель, который понимает важность общеинтеллектуального развития ребенка и ценит важность игрового подхода для дошкольников, вам понравится комплексная программа подготовки детей школе.

Примеры свободной игры

  • игры на открытом воздухе — катание на трехколесном велосипеде, лазание, бег, погоня, раскачивание и т. д.
  • переодевание
  • блочная игра и строительство
  • пазлы
  • играть в игры в помещении (например, настольные)
  • соревновательные подвижные игры
  • игра в песке и воде
  • творческое искусство

Почему так важна свободная игра?

В дошкольном возрасте большая часть развития ребенка происходит во время свободной игры. Меньшая часть поступит от занятий под руководством взрослых.

Дошкольники находятся в стадии развития неформального обучения через игру. Принуждение к академическому и формальному обучению не подготовит вашего ребенка к школе.

Свободная игра отвечает за:

  • Личное, социальное и эмоциональное развитие ребенка
  • Познавательное развитие и способность решать проблемы
  • Физическое развитие
  • Развитие языковых и коммуникативных навыков
  • Здоровое развитие мозга

Вот краткий обзор 12 областей развития, в которых будет развиваться свободная игра.

Развитие мозга

Свободная игра важна для общего развития мозга ребенка. По мере того, как дети исследуют и учатся, они формируют в мозгу новые связи и проводящие пути.

Детский мозг обрабатывает данные вдвое быстрее, чем взрослый. Это значительный объем развития мозга. Стимуляция, которую ребенок получает в раннем возрасте, определяет, сколько нейронов сформировано, а какие нет.

Творчество

Игра — это творческое занятие. Дети постоянно придумывают новые игры и занятия, чтобы развлечь себя.

Например, во время игры в жанре фэнтези дети создают истории и события и разыгрывают их так, как если бы они происходили. В художественной деятельности у детей развивается изобразительное творчество. Когда вы играете со строительными игрушками, проектирование здания проявляет творческий подход.

Социальные навыки

Первый способ обучения ребенка социальным навыкам — это общение со своими родителями. После этого социальное взаимодействие строится, играя с братьями и сестрами или друзьями.

Во время свободной игры дети учатся многим социальным навыкам, таким как:

  • сотрудничество с другими
  • играть с другими ради общей цели
  • переговоры
  • учиться следовать правилам
  • думать о других и видеть их точки зрения
  • справедливое и независимое решение конфликтов
  • Утверждая себя
  • следуя чужому примеру
  • сочувствие и сопереживание
  • социально приемлемое поведение
  • эффективное общение

Навыки планирования

Навыки планирования важны в первых классах. Они помогают ребенку научиться планировать работу перед тем, как приступить к работе, или выполнить задачу логически и в установленные сроки.

Во время игры постоянно совершенствуется навык планирования. Планирует ли ребенок дом перед тем, как строить его, или планирует, где наклеить картинку на страницу, со временем и практикой он разовьет способность планировать.

Планирование — это навык, требующий тщательного обдумывания и рассмотрения. Ребенок учится думать о желаемом результате перед тем, как начать, и находит время, чтобы подумать о том, как выполнить задание.

Ребенок с плохими навыками планирования может начать рисовать изображение своей семьи, но на странице закончится место для некоторых членов его семьи, в то время как ребенок с хорошими навыками планирования сначала посмотрит на доступное пространство и решит, сколько места каждому человек займет страницу.

Игра — отличный способ попрактиковаться в планировании на физическом уровне, прежде чем переходить к планированию на бумаге.

Развитие моторики

Крупная моторика и мелкая моторика ребенка в значительной степени развиваются благодаря свободной игре. Детям необходима хорошо развитая моторика, чтобы научиться читать и писать.

Дети развивают моторику от центра тела к конечностям. Другими словами, сначала развиваются их большие мышцы, а затем их маленькие.

Крупные мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:

  • ходьба и бег
  • альпинизм
  • прыгать, прыгать и подпрыгивать
  • ползать
  • толкать и тянуть
  • ловля и бросание

Маленькие мышцы развиваются за счет таких свободных игр, как:

  • играть с перфорированной доской
  • лепка пластилина
  • строительство из блоков или строительных игрушек
  • рисунок и живопись
  • резка и вставка
  • заправка нити и шнуровка

В последнее время увеличение времени использования планшетов и сокращение времени игр оказали огромное влияние на детей. Все больше и больше детей имеют недостаточно развитую моторику и в результате испытывают трудности в учебе.

Решение проблем

Каждый ребенок столкнется с множеством проблем во время своих игровых сессий. Им нужно будет придумать, как не дать своей башне опрокинуться, как сделать палатку из одеял или как изменить правила игры, чтобы сделать всех счастливыми.

Зная, как решить проблемы это навык, который необходим в школе и в зрелом возрасте, и даже решающие навыки, необходимые в карьере каждого человека.

Прелесть решения проблем во время игры заключается в том, что, когда дети расслаблены и заняты тем, что они выбирают, они не воспринимают проблемы как проблемы. Скорее, это просто проблемы, которые необходимо решать.

Чем больше ребенок заинтересован в решении проблемы, тем решительнее он будет.

Это здоровый подход к взрослой жизни, когда проблем никогда не избежать и их лучше всего рассматривать как вызовы.

Развитие речи

Дети обычно вербализируют то, что они делают, во время игры, даже когда они одни. Они не только увеличивают свой словарный запас , но также практикуют языковые структуры и построение предложений.

Игра с другими дает еще больше возможностей для изучения языка, поскольку они общаются и учатся друг у друга.

Независимость

Когда дети привыкли иметь свободное время для игр каждый день, они развивают чувство независимости и получают удовольствие от общения с собой или со своими сверстниками.

Как родитель, важно не присутствовать на каждой игровой сессии, иначе у вашего ребенка разовьется зависимость от вас, чтобы всегда быть рядом.

Это также верно и для игр, которые являются здоровой и важной частью юности ребенка. Постарайтесь не планировать какие-либо аспекты свидания и позвольте ребенку проявить свою независимость, поскольку он сам планирует игровую сессию и учится развлекать своих друзей, не нуждаясь в руководстве со стороны взрослых.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятий — это способность мозга интерпретировать то, что он видит. Это очень важно для обучения чтению и письму и способности различать буквы, слова, узоры и т.д.

Навыки зрительного восприятия включают:

  • зрительная память
  • последовательная память
  • визуальное различение
  • визуальное закрытие
  • визуальное восприятие
  • восприятие форм
  • восприятие глубины
  • восприятие фигуры и фона
  • визуальный анализ и синтез

Этот навык естественным образом развивается в процессе игры.

Слуховое восприятие.

Слуховое восприятие — это способность мозга интерпретировать то, что он слышит. Это не менее важно для обучения чтению.

Прежде чем ребенок сможет научиться различать звуки букв и работать с этими звуками, он должен развить понимание звука и закономерностей в звуках.

Опять же, это естественным образом развивается в процессе игры.

Слуховые навыки восприятия включают:

  • слуховая дискриминация
  • слуховая память
  • слуховой анализ и синтез
  • слуховое восприятие переднего плана

Пространственное восприятие

Когда ребенок понимает свое тело по отношению к окружающему миру, у него развивается пространственное восприятие.

Дети могут развить это, лазая по туннелям, бегая, играя в подвижные игры, пересекая среднюю линию и т. Д.

Дети с плохим пространственным восприятием часто сталкиваются с другими во время игры или плохо осознают свое тело и не понимают своего положения в пространстве.

Если у ребенка не развито чувство пространства, позже он будет испытывать затруднения, особенно при написании букв и слов и размещении своей работы на странице. Они должны сначала изучить этот навык на физическом уровне, с помощью собственного тела, прежде чем они смогут понять пространство на бумаге.

Здоровье личности.

И последнее, но не менее важное: игра — это способ для детей выразить себя и понять мир.

Во время такой деятельности, у ребенка есть безопасный способ разыграть свои эмоции и научиться справляться с ними. Дети используют игру как выход, чтобы выразить свое отношение к миру и всему, что в нем происходит.

Вот некоторые из способов, которыми свободная игра поможет вашим детям расти. Никогда не чувствуйте себя виноватым, если ваши дети «просто играют». Это лучшее, что они могут делать!

Самостоятельная творческая деятельность

Самостоятельность в творческой деятельности складывается постепенно и в простых упражнениях, и когда ребенок приобщается к художественным занятиям. На первых порах необходимо аккуратное вмешательство взрослого, чтобы помочь в конкретных операциях.

Младший дошкольник еще только начинает овладевать средствами, необходимыми для творчества. Уверенно держит карандаш, но чертит, в основном, хаотичные линии. Уже составляет некоторые конструкции, но только простейшие.

Поле для проявления творческой самостоятельности в младшем дошкольном возрасте еще только приобретает разнообразие. Оно представлено:

  • Рисованием
  • Составлением мозаичных картинок
  • Конструированием из крупных деталей

Интерес к самостоятельным творческим действиям в 3-4 года уже есть. Кажется, малыш поглощен катанием машинки, пока мама складывает мозаичную фигуру и безуспешно пытается увлечь этим занятием ребенка. А спустя некоторое время малыш уже сам, пусть и хаотично, но соединяет элементы мозаики или строит мостик по образцу. Одни дети при этом согласятся на незначительную помощь. Другие примут только подсказанное название.

В среднем дошкольном возрасте активизируется интерес к музыкальной сфере. Если раньше дети жали на клавиши детских музыкальных инструментов и радовались извлеченному звуку, то к пяти годам им интересны аккорды. Дошкольники улавливают мелодику, нажимая 2-3 клавиши подряд, и начинают экспериментировать с звучанием.

Пятилетние дети открывают для себя словотворчество. Это важная стадия речевого развития – формируется грамматический строй речи. Каких только слов дети не придумывают! Причем делают они это отнюдь не по указке взрослого. Самое время подтолкнуть ребенка к самостоятельному сочинению рассказов. Взрослый может предложить дошкольнику серию картинок и попросить рассказать историю.

Самостоятельное творчество старших дошкольников

Старшие дошкольники не нуждаются в подобном сопровождении своих художественных или конструкторских экспериментов. Они предпочитают услышать отзыв только о результате. Замышляют, подбирают средства, а также выполняют задуманное без сторонней помощи.

Конечно, в итоге дети ожидают услышать похвалу. В крайнем случае, поддержку, но никак не критику. Если ребенок старательно творил свой рисунок или аппликацию, то он желает получить положительную оценку, а не замечание, что не все удалось.

Отрицательные оценки угнетают потребность в самостоятельной деятельности данного вида. Не хвалят рисунки – у дошкольника пропадает желание рисовать. Не восхищаются поделкой – угаснет интерес и у ребенка.

Мотивация к самостоятельным действиям у дошкольника не исчезнет, она проявится в других сферах. Однако взрослым важно учитывать, что с творчеством не следует рисковать и стоит поддерживать дошкольника.

Довольно высокий уровень развития речи старших дошкольников открывает для них первичное литературное творчество. Они придумывают свои истории, рифмуют слова. Подобные упражнения характеризуются высокой степенью самостоятельности. Если взрослый предложит 5-6 летнему ребенку сочинить сказку, с большой долей вероятности он откажется. Другое дело, если этот порыв идет изнутри, и дошкольник сам решил придумать занятную историю.

Цели сочинительства могут быть разные – пофантазировать о желанном, повторить запомнившийся сюжет с центрацией на свою жизнь, рассмешить близких или друзей. В любом случае, подобное творчество отлично развивает речь и воображение, а также формирует творческую инициативность.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживая положительные эмоции. Особенно радуют малышей совместные переживания при наблюдении за окружающим, общие игры. При этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти себе дело, педагог обучает его действиям, которыми тот еще не овладел, переключает с одного вида деятельности на другой, усложняет ее, продлевая, оценивает поступки малыша, то, что он делает.

Во время самостоятельной деятельности ребенка воспитатель формирует его поведение: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми: учит не мешать играм друг друга, вызывает интерес к ним, поощряет умение играть рядом в первые совместные игры, развивает такие чувства, как доброжелательность, привязанность к товарищам по группе, сочувствие, помощь, умение делиться любимой вещью.

При руководстве играми детей воспитатель формирует и психические процессы – внимание, память, воображение; стимулирует речевую активность, поддерживая любые обращения к нему малышей, вызывает потребность в речевом общении.

Совместные с ребенком игры открывают большие возможности для формирования личности малыша, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять его определенные требования: собрать игрушки и разложить по местам, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение слов «нельзя» и «можно».

Каковы же методы руководства игрой детей?

Прежде всего воспитатель обогащает впечатления детей. Например, в присутствии малышей педагог может полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом у них интерес к своей работе. На прогулке целесообразно понаблюдать с детьми за игрой старших ребят, за действиями взрослых. Специальные показы тех или других действий обогащают опыт ребенка: он самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать.

Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и др.

Методы обучения маленьких детей во время самостоятельной деятельности постепенно меняются. Так, в начале второго года жизни воспитатель действует рукой ребенка: например, вместе с ним открывает матрешку и закрывает, нанизывает кольца на стержень пирамиды и снимает их. Основной метод, которым он при этом пользуется, – это показ, сопровождаемый словом: во втором полугодии, с развитием понимания детьми речи, педагог использует словесные инструкции.

Важно, чтобы методы руководства игрой постепенно усложнялись. Это может происходить за счет подготовки ситуации для развития игры, которую, как известно, в первом полугодии готовит воспитатель, а во втором – он это делает или вместе с детьми, или предоставляет малышам самостоятельность.

Усложняются и задачи, которые воспитатель ставит перед ребенком. Создавая «проблемные ситуации», он предлагает малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы тот мог найти ответ сам. Подобный метод является особенно эффективным, поскольку способствует развитию мыслительных процессов во время игры. Например, воспитатель обращается к ребенку со словами: «Твоя кукла грязная. А где же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом он не говорит, что куклу надо купать. В подобных играх педагог побуждает ребенка выполнять воображаемые действия, например из игрушечного крана «налить» воды и «напоить» лошадку и др. Игру можно усложнить и за счет введения в нее дополнительных предметов – расчески, салфетки, термометра, бинта (вытереть кукле рот после кормления, измерить температуру заболевшему медведю, забинтовать собачке больную лапку). Для поддержания у детей интереса к таким играм следует использовать предметы-заместители: вместо мыла – кубик, вместо ложки – палочку, вместо яблока – шарик.

Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось.

Нужно следить, чтобы правильно разрешались конфликты между детьми. Обидчику воспитатель выражает свое порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного возраста следует наиболее широко пользоваться методом отвлечения, переключения малыша на другую деятельность.

Анализ организации самостоятельной деятельности детей надо проводить по определенным показателям: преобладающее настроение детей в группе; умение самостоятельно выбрать себе игру, уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность; взаимоотношения малыша с окружающими взрослыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ребенка. Анализ проводится как по отношению к отдельным детям, так и ко всей группе.

Показатели правильно и хорошо организованной самостоятельной деятельности детей: их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения друг с другом, частые обращения ребенка к воспитателю по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, которые сопровождают самостоятельную деятельность ребенка.

Особенности организации самостоятельной математической деятельности дошкольников

Самостоятельная математическая деятельность дошкольников может иметь разное содержание и разную направленность. При этом, она характеризуется возникновением по инициативе самого ребенка и выполнением без участия взрослого.

Особенностями реализации дошкольниками самостоятельной математической деятельности являются следующие:

  • Косвенное участие взрослого: педагога или родителя.
  • Игровая форма реализации математической деятельности.
  • Свобода выбора ребенком темы занятия, особенностей его реализации, периода проведения и т.д.
  • Творческий подход к реализации деятельности. Дошкольники находят пути выполнения конкретных математических операций, активизируя свое креативное мышление.
  • Доступность выполнения используемых в игровом математическом процессе действий.
  • Формирование навыков организации, планирования и реализации разнородных видов деятельности.
  • Ребенок занимает субъектную позицию в данной деятельности, т.е. он сам ставит ее цель, определяет содержание и методы его реализации, а также подводит итоги реализации деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста 490 ₽ Реферат Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста 230 ₽ Контрольная работа Организация самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]