Мини-лаборатория «Познай-ка»-экспериментально исследовательская деятельность дошкольников


Мини-лаборатория «Познай-ка»-экспериментально исследовательская деятельность дошкольников

  • Актуальность выбранной темы 2
  • Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности 3
  • Современное состояние вопроса 4
  • Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности 5

II Системность выполнения работы.

  • Педагогическая идея создания мини-лаборатории «Познай-ка

    »,

характеристика модулей 6

  • Принципы построения мини-лаборатории 7
  • Задачи экспериментирования в младшем дошкольном возрасте 9
  • Задачи экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. 10
  • Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности 11

Приложение

  • Перечень оборудования и материалов для работы лаборатории. 13
  • Результат педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка» 14
  • Литература 15
  • Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. 16
  • Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста . 21
  • Алгоритм — проведения опытов для детей дошкольного возраста 44

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в Казахстане возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней.

Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность

, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность

позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности

заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

  • дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
  • о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
  • В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Следует отметить положительное влияние экспериментально


исследовательской деятельности:

  • на эмоциональную сферу ребенка,
  • на развитие творческих способностей,
  • формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментально-исследовательская деятельность — это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.

Обучать всему новому, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Педагогами нашего детского сада был предложен один из вариантов мини-лаборатории «Познай-ка» для индивидуальной –исследовательской деятельности в дошкольном учреждении. Для реализации ГОСО, каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

  • помогает связать обучение с жизнью,
  • формирует навыки исследовательской деятельности,
  • развивает познавательную активность детей,
  • приучает действовать самостоятельно,
  • планировать работу, доводить ее до положительного результата,
  • проявлять инициативу и творчество.

В проекте исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории «Познай-ка», дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!

Мини-лаборатория «Познай-ка» представляет собой специфический модуль, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности.

Цель создания мини-лаборатории «Познай-ка»

— сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,

способность к исследовательскому типу мышления.

Модуль разделен на 4 сектора:

  • Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
  • Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
  • Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
  • Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)

Материал подобран

(сконцентрирован по определенному принципу:

— по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

— по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

— содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)

Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение,должны вызывать положительные эмоции .

Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

Обновляемостьматериала.

Вариативность

материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

:

Младший дошкольный возраст:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .

Для применения мини-лаборатории «Познай-ка» ,согласно ГОСО прилагаем опыты для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Приложение№1

(опыты для детей младшего дошкольного возраста)

Старший дошкольный возраст.

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Приложение №2

(опыты для старшего дошкольного возраста)

Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини — лаборатории

«Познай-ка»

При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.

Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.

При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:

1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.

2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

  • действие показывает педагог;
  • действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
  • иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
  • действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
  • действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
  • действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.

4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.

5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.

6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.

7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.

8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.

Перечень оборудования мини- лаборатории «Познай-ка»

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»

  • Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
  • Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
  • Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
  • Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

Литература

  1. Государственный общеобразовательный стандарт обучения РК.
  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.

Приложение

АЛГОРИТМ — СХЕМЫ ОПЫТОВ

Детские лаборатории. Направление: «Опыты, игры — эксперименты в режиме дня в ДОУ»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (прогноз, который основывается на прогнозировании событий, учитывая анализ показателей, которые имели место в прошлом).

Помимо НОД воспитателями планируется образовательная деятельность в режиме дня (в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов). Для этого планируются адекватные возрасту формы организации различных видов детской деятельности.

Особое внимание при этом следует обратить на приоритетное решение таких задач и реализацию содержания тех образовательных областей, которые в процессе организации НОД не были представлены в полном объеме. Такой является экспериментальная деятельность. Опыты и эксперименты, представленные в образовательной программе не в состоянии охватить весь объём материала, который необходим для полного изучения данной темы. Эксперименты в детских садах проводятся редко. Некоторые эксперименты носят созерцательный характер. Проводимые эксперименты, зачастую, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы. Результаты экспериментов не всегда используются на последующих занятиях. Недостаточно развиты связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, математикой, развитием речи, трудом. Поэтому занятия по экспериментированию в режиме дня являются дополнением к основным занятиям в образовательной программе.

Эксперименты в режиме дня – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, позволяет успешно развивать у детей любознательность.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как получение знаний способствует развитию речи.

Экспериментирование и изобразительная деятельность. Чем лучше ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Экспериментирование и формирование элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Классификация опытов и экспериментов в режиме дня:

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • Опыты с растениями.
  • Опыты с животными.
  • Опыты с объектами неживой природы.
  • Опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

  • В групповой комнате.
  • На участке.

3. По количеству детей:

  • Индивидуальные (1 – 4 ребенка).
  • Групповые (5 – 10 детей).
  • Коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

  • Случайные (случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке).
  • Запланированные (заранее готовятся воспитателем).
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка (выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «Давай посмотрим, сможешь ли ты перемещаться с закрытыми глазами»).

5. По характеру включения в педагогический процесс:

  • Эпизодические (проводимые от случая к случаю).
  • Систематические.

6. По продолжительности:

  • Кратковременные (от 5 до 15 минут).
  • Длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • Однократные.
  • Многократные.
  • Циклические.

8. По месту в цикле:

  • Первичные.
  • Повторные.
  • Заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

  • Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
  • Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).
  • Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

  • Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты).
  • Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат).
  • Решение экспериментальных задач.

11. По способу применения:

  • Демонстрационные (наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами).
  • Фронтальные (эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений).

Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.

Детские лаборатории. Направление: “Опыты, игры-эксперименты с младшими дошкольниками”

2-я младшая группа:

Целью создания детской лаборатории во второй младшей группе является: формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.

С раннего возраста дети обожают возиться в песке, воде, снеге, играть с крупами. Организуя игры с этими материалами, педагог не только знакомит детей с их свойствами, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и его сенсорные способности. Малыши очень нравятся такие игры. Песок и крупы можно пересыпать из ладошки в ладошку, из сита в ведерко, насыпать в разные емкости, в них можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать в разные цвета, замораживать, ловить в воде льдинки, пускать в воде пузыри, проверять какие предметы тонут, а какие нет и т.д.

Такие эксперименты можно проводить в разные режимные моменты. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием по образовательной деятельности. Продолжительность занятий не более 15 минут.

Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

  • Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает это. Например, дети знают, что снег тает, если его занести домой. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.
  • Поисковое экспериментирование: когда детям неизвестен результат и его предлагается получить опытным путем. Дети могут не знать, какой предмет поплывет, а какой утонет. Опыт «Поплывет или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.
  • Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Например: герой просит помочь выбрать транспорт для перевозки стройматериалов для постройки дома. Ребята должны опытным путем помочь выбрать нужный транспорт.

Самое первое и интересное, что мы проводим в младшей группе — это знакомство со свойствами. Во время умывания детям предлагаем понаблюдать за водичкой, и ответить на вопрос — “Какая она?” — жидкая — течёт, нет цвета — бесцветная, нет запаха. Потом, подводим к тому, что мыло без воды не намыливается. И только с помощью воды мы сможем помыть руки мылом — делаем вывод, что вода растворяет мыло.

В тёплое время года дети изучают свойства воды, воздуха, песка, растений. Можно провести такие эксперименты: “Из какого песка сможем построить замок?”, “Можно ли носить воду в решете?”, “Что нужно, чтобы шарик полетел?”, “Солнце высушивает предметы”, ”В почве есть воздух”, “Уличные тени”, “Как пьют растения?” и др.

Зимой изучаем свойства воды, снега. Так в течении всего дня (утром — на прогулке — вечером) можно наблюдать как изменяется агрегатное состояние воды. Провести ряд опытов: “Почему вода замерзает?”, “Почему лед тает?”, “Где быстрее растает лед?”, “Почему Дед Мороз всегда носит шубу?”, “Лед прозрачный”, “Что такое снег?”, “Слепи снежок” и др.

Весной, в течении 2-3 недель можем наблюдать за изменение семян, помещенных в землю или воду. И узнаем, что нужно, чтобы оно проросло? Можно наблюдать как растут и изменяются первоцветы.

У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы, у них накапливается определенная сумма знаний, формируется способность сопоставлять факты, устанавливать между ними, хотя бы простейшие, отношения и видеть пробелы в собственных знаниях.

Мы помогаем ребенку самостоятельно получить знания, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагог помогает ребенку продумать как он будет проводить опыт, дает советы и рекомендации и вместе с ним осуществляет необходимые действия.

Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты: «Вылей водичку и налей новую», «Отнеси лопатку и принеси лейку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем в трубочку, которая находится в стакане с водой?». У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте соберем все палочки одинаковой длины». Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном или проделанном.

Средняя группа

Целью создания деткой лаборатории в средней группе является развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.

На пятом году жизни ребенка количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе.

Виды детского экспериментирования в средней группе также можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

  • Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает это.
  • Поисковое экспериментирование: когда детям неизвестен результат и его предлагается получить опытным путем.
  • Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга и помощника, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?».

В этом возрасте ребенок может выполнять не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. При фиксации наблюдений начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей.

Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему.

Не забываем о том, что нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых развивался и воспитывался ребенок, а также индивидуальными особенностями ребенка.

Детские лаборатории. Направление: “Опыты, игры-эксперименты со старшими дошкольниками”

Целью работы детской лаборатории у старших дошкольников является — формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников:

  • формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
  • использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
  • развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Образовательные задачи:

  • познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • формировать умение делать открытия и выводы;
  • обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • развивать экспериментальную деятельность;
  • развивать речь детей;
  • развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем — то проблема или просьба. Поэтому в старшем дошкольном возрасте используют в работе все существующие разновидности экспериментов:

  • Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятными, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия;
  • Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные). На занятии у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
  • Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, что произойдет». То, что детям не даются прямые ответы на вопросы, стимулирует их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способствует опытным путем находить ответ.

Организация работы с детьми в данном направлении осуществляется во всех режимных моментах:

  • использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);
  • свободная самостоятельная деятельность детей;
  • совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию.

Поэтому данная работа проводится по трём взаимосвязанным направлениям:

— живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);

— неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);

— человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Структура детского экспериментирования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?
  • Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами ткань?
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать.
  • Сбор материала: Сначала решили выяснить — откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Провели опыты: бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.
  • Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Старшая группа

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а постарается пробудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербарий).

Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны педагога речь детей постоянно прерывается паузами. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности.

В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.

В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

Подготовительная к школе группа

В этой группе работа в лаборатории должна стать нормой жизни. Ее надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводиться к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. По сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного. Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе.

Результативностью детского экспериментирования является следующее:

  • Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
  • У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.
  • Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, старшие дошкольники:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Проявляют интерес к познавательной литературе;
  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • Применяют свои знания в жизни.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует:

  • развитию познавательной потребности;
  • учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

Экспериментирование облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.

Используемая литература:

  1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планир. Вып. 2. ФГОС, Ермолаев С.Д., Издательство: Детство-Пресс, 2021 г.
  2. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками, Автор: Дмитриева Елена Александровна, Зайцева Ольга Юрьевна, Калиниченко Светлана Анатольевна, Редактор: Пучкова И. В., Издательство: Сфера, 2021 г.
  3. Бурнышова М.Г. развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» // Дошкольная педагогика. – 2011. — №3. – С. 24-26.
  4. https://azbyka.ru/deti/zanimatelnye-opyty-i-ehksperimenty-dlya-doshkolnikov
  5. https://www.center-sozvezdie.ru/journal/prostye-opyty-i-eksperimenty-dlya-doshkolnikov.html
  6. https://findmykids.org/blog/ru/samye-interesnye-opyty-dlya-detey-va
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]