Детская музейная проектная деятельность. Проект Мини – музей « Русская изба». Старшая группа Воспитатель: Стенина А.В. — презентация


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Детско-взрослый, долгосрочный проект «Русская изба».

Карнаухова Людмила Юрьевна МБДОУ «ДСКВ №102» воспитатель Иркутская область, г.Братск

Введение в проект.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Срок реализации: 1 год.

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с устройством русской избы;
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  • Познакомить с традициями русского народа;
  • Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
  • Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;
  • Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
  • Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
  • Знакомство с русскими народными хороводными играми;
  • Изготовить макет русской избы;
  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Актуальность проекта.

Первые годы жизни ребёнка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Новизна проекта «Русская изба».

Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам — принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Проект построен по комплексно – тематическому принципу: создание макета мини – музея «Русская изба» в соответствии с темами недели.

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)

Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.

  • Экскурсии в мини-музей.
  • Беседы с детьми.
  • Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
  • Чтение художественной литературы.
  • Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
  • Театрализованные игры.
  • Рассматривание предметов быта и посуды.
  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.

I этап – подготовительный.

Цель: разработать проект.

Следующая >

Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ по теме «Путешествие по крестьянской избе»

  • 7 февраля 2017

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

  1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей ( «Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно — бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).
  2. Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.
  3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия: занятие — формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей и в мини-музей «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: фотографии достопримечательностей г. Павловска, парные картинки предметов обихода прошлого и настоящего, мнемокарточки по теме «Печь», солёное тесто, декоративные украшения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаем Пышным, круглым караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, отведать просим.

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Хозяйка:

Ото всех дверей, Ото всех ворот Торопись скорей, Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне ребёнок читает стих о Родине).

Ребенок:

На широком просторе, Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом всё краше Дорогие края. Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья!

Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Игра «Передай флажок».

Хозяйка: Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.

  • 1 реб. М. Р.- это место где мы родились и живём.
  • 2 реб. М. Р.- это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
  • 3 реб. М. Р.- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
  • 4 реб. М. Р.- это место, где стоит наш детский сад.
  • 5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
  • 6 реб. М. Р.- это наш город Павловск.

II. Актуализация знаний:

Хозяйка: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине, о Павловске. Я буду начинать, а вы покажите фотографию и закончите….

— В этом месте львы сидят Во все стороны глядят. Охраняют нежный сон И царя Петра покой. (Петровский сквер).

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий в море. (Река Дон)

Днем ли, ночью, утром рано, Если что-то загорится, То надёжная команда На подмогу быстро мчится. Крепко помните, друзья, Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! (Пожарная часть)

Нам экскурсовод сказал, Как пройти в такой-то зал. Утварь всю мы посмотрели, В чем ходили, разглядели. Даже мамонт здесь лежит, Глаз закрыл, как будто спит. Если ты не ротозей, То иди скорей в… (музей).

Этот дом — не просто дом. Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. (Церковь)

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают. (Школа №1).

Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целой группой. Там – хорошо, и там уютно! Там что-то не были давно, Пора бы посетить … (кинотеатр «Родина»)

Зеленый луг, Сто скамеек вокруг От ворот до ворот Бойко бегает народ. На воротах этих Рыбацкие сети… (стадион «Юность»).

Много игрушек, А так же ребят, Теремок этот, Зовётся … (Детский сад).

В этом доме скучно не бывает Поют, танцуют, гости приезжают. И вы ходили выступать – Танцы русские плясать (Современник).

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед доской).

III. Сообщение темы, цели и задач:

Хозяйка: Но не всегда так жили люди. И мы с вами не зря в такой одежде – это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).

Слайд 1. Мы совершим путешествие по русской избе, «Горницей» её называли. А теперь, милости прошу в нашу избу.

IV. Введение нового материала

Слайд 2.

Хозяйка: Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный »? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».

Загадка: Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (Печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Слайд 3

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

  • Что есть в печи – всё на стол мечи.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Слайд 4. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.)

Слайд 5

Хозяйка: А вот коромысло на гвоздике повисло, а домовёнок, Кузька, наклоняется и с ним забавляется. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой (показ домового)— его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В самом темном углу за стеной под трубой Жил да был добрячок и шалун домовой. Он исправно следил за порядком вокруг, Дом, от зла охранял как преданный друг. И царили в том доме уют и тепло. Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Слайд 6.

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».

Слайд 7-8.

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

Слайд 9

Загадки:

Из русской печи Кашу тащит, калачи. Чугунок очень рад, Что его схватил …(ухват).

Хозяйка: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка)! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Хозяйка:

Гладит платья и рубашки, Отужит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг – Имя у него…(утюг).

А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

Слайд 10

Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Слайд 11

Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Слайд 12

Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице». А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?

V. Физминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе) Справа печка, слева стол (машем вправо и влево) Упираемся о пол (наклон) Прямо дверь (поклон) Над ней подкова (на носочки, руки вверх) Чтоб семья была здорова.

А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?

VI. Дидактическая игра «Найди пару»

Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)

VII. Практическая работа.

Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

Слайд 13

Хозяйка: Проходите за столы дубовые, да садитесь на лавки широкие!

(Лепка из солёного теста и украшение подковы).

VIII. Игра «Клубочек»

(Появляется домовой с корзинкой и клубочками).

Хозяйка: Наш домовой такой шалун, что игрался с клубочками, да не простыми, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о труде размотались, надо его смотать да пословицы собрать.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Делу – время, потехе – час.

Хозяйка: «Делу – время, а потехе – час». Ведь на Руси умели не только работать, но и отдыхать – песни петь, да танцы плясать.

Девочки танцуют танец под песню «Светит месяц», мальчики играют на инструментах.

Светит месяц, светит ясный, Светит яркая луна К вам, к ребятам из детсада Пришла в гости старина. Вы про избу всё узнали. Хлебосольный наш народ, Что пословица родная И сейчас средь нас живет Хороводы с колыбельной И частушачный задор, Поговорка и загадка — Это русский всё фольклор. Светит месяц, светит ясный. Светит яркая луна. Вы и пели и плясали Расставаться нам пора!

IX. Подведение итогов.

Хозяйка:

  1. Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)
  2. С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)
  3. Кто защищал дом? (ответы детей)
  4. А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!

Презентация к занятию

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]