«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский
Актуальность проекта:
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель проекта:Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
- Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
- Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Вид проекта:
По характеру предметной области:Социализация
По составу – групповой
По продолжительности средней продолжительности (20.03.13-31.03.13)
Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «В гостях у бабушки — Забавушки»
Предполагаемый продукт проекта: Выставка творческих работ детей.
Схема осуществления проекта
ЭТАП | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом образовательных областей | Развивающая среда | Работа с родителями |
подготовительный | Опрос детей(Приложение)Беседа о жизни детей в прошлом,оих занятиях, играх, игрушках. Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства Рассматривание иллюстраций о жизни детей в прошлом | Подбор русских народных сказок Подбор дидактических игр Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Статьи на тему «Где появились первые игрушки на Руси», «Все о народной игрушке», | Совместные праздники «Праздники народного календаря» (масленица) Наглядная агитация, папки-передвижки. | |
основной | Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» Опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая) НОД«В гости к сороке» Театрализованная игра «Репка из матрёшки» Загадки о народных промыслахЗаучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц, Д.игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине» Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек» , «Идём в музей» Формировать навыки безопасного обращения с ножницами. Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой. Наведём порядок на полках. Воспитание положительного отношения к труду. Рисование НОД«Дымковский конёк» Аппликация «Украсим матрёшек» Конструирование «Магазин игрушек» Разучивание частушек Хороводная игра «В небе жаворонок пел» Пляска «Мы матрёшки» Оркестр народных игрушек» | Рассматривание Иллюстрации разновидности народной игрушки Иллюстрации в книгах Выставка народных игрушек | Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников» Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку» «Как сделать куклу» | |
итоговый | Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Забавушки» Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Выставка творческих работ детей. | Родители участвуют в подготовке проведения развлечения. |
Вывод:Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах,накопили опыт игр с народными игрушками,
использование их в самостоятельной деятельности,
стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями. У них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, детиактивно вступают в общение и умеют отстаивать свою точку зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Опрос детей
Принимало участие 18 детей.
Ты знаешь как с ней можно играть?
Вывод: Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что большинство детей не имеют представления о том, какими игрушками играли раньше. А 28% детей не имеют представления как и во что можно играть с народной игрушкой.
Опрос детей
Принимало участие 18 детей
Вывод:В начале исследования выявлено отсутствие знаний у детей по истории народной игрушке, кроме того, многие из детей не имели представления как и во что можно поиграть с народной игрушкой. Однако после небольшого рассказа о игрушках которыми играли в старину, проведенных игровых мероприятий дошкольники все — таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал, и передавали информацию окружающим.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Здравствуйте, мне хотелось бы опубликовать свой проект, посвященный русской народной игрушке.
Всё началось с того, что мне на глаза попалась книга о русской народной тряпичной кукле. Мне захотелось рассказать ребятам об этих замечательных куклах. Но если рассказывать про куклы, то надо рассказать и о других народных игрушках. В результате получился целый проект: мы рисовали; лепили; играли с русскими народными игрушками; разучивали потешки, небылицы, колыбельные песни; инсценировали их; играли в русские народные игры; сделали своими руками куклу Пеленашку. Нам помогали и родители. Они участвовали в семейной гостиной, в организации выставки «Игрушки наших бабушек». Текст проекта и фото к нему я приложила к письму.
С уважением Астахова Ольга Сергеевна, воспитатель ГБОУ Школа №947 Москва 2015
Описание проекта
Актуальность проекта:
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.
Наш проект позволит:
- зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи;
- привить уважение к истории России;
- пополнить предметно развивающую среду;
- вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами.
Цель проекта: Приобщить детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная и др.), с характерными особенностями разных промыслов.
- Формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть их красоту, самобытность.
- Прививать уважение к культуре своего народа.
- Развивать у детей коммуникативные навыки: общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, доброжелательного отношения к окружающим.
- Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
- Вызвать желание создавать красивое своими руками.
- Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Вид проекта:
По составу – групповой
По продолжительности среднесрочный (1месяц)
Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Характер предметной области: познавательное развитие
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта:
- 1. Подготовительный
- 2. Основной
- 3. Итоговый
Предполагаемый итог проекта:
- воспитание любви к народному искусству России
- ребёнок – творец, мастер, создатель народной игрушки
- ребёнок умеет сотрудничать в коллективе
Предполагаемый продукт проекта: куклы, изготовленные своими руками, открытое занятие «В гостях у хозяюшки».
Схема осуществления проекта
Подготовительный этап
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед, разработка занятий
- Разработка консультации для родителей.
- Организация развивающей среды в группе
Следующая > |