В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи
(словообразование, словоизменение и т. д.).
Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка).
Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных
(сапог, варежек, лисят),
притяжательных прилагательных
(заячий, лисий);
начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.
Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)
На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения
.
В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью солнце превращается в луну?» «Ты какая моя родственница?» (Обращается к воспитателю.))
Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.
Особенности работы с детьми на занятиях
С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.
Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.
С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:
• чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;
• чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;
• рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;
• дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.
Как достичь оптимальной «плотности» занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:
• чередование обучающих приемов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми. Например, воспитатель рассказывает детям о песенке ежа, учит их четко и правильно произносить звук ф
(по подражанию) и отрабатывает произношение звука, используя дидактическую игру «Ежик, хочешь молока?»;
• чередование хоровых и индивидуальных ответов детей (как словесных, так и двигательных), которые разнообразят занятие, помогают вовлечь в работу всех малышей, значительно повышают речевую активность каждого из них;
• использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;
• использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться (заглянуть под стулья, отыскивая «спрятавшуюся» собачку; показать, как вытягивает шею важный гусь и т. п.). Игровой характер таких заданий побуждает ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление в занятие, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям. Однако данный прием окажется эффективным лишь в том случае, если взрослый будет сам действовать увлеченно и весело, заражая детей своим настроением;
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Сентябрь-Декабрь
: Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Сентябрь
Занятие 1
«Мои первые сказки»
.
- Закрепить знания детей о русских народных сказках.
- Пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки
- Побуждать детей, проговаривать вместе с воспитателем отрывки из сказок.
- Упражнять в правильном звукопроизношении .
- Разучить пальчиковую игру «Теремок».
- Аппликация. Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон.
Занятие 2 «Моя любимая игрушка
»
(описание игрушки)
- Закреплять понимание обобщающего понятия «игрушки»
.
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
- Учить составлять вместе с воспитателем рассказ об игрушке.
- Рисование. Познакомить с новым способом рисования (тампонированием). Учить рисовать с помощью ватных палочек.
Занятие 3
«Детский сад-для ребят»
(беседа).
- Расширять и систематизировать представления детей о детском саде
- Обогощать словарный запас детей за счёт имён существительных, ввести в словарь детей прилагательные.
- Развивать навыки общения, формировать дружеские взаимоотношения.
- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых игр.
Занятие 4
«На игровой площадке »
(рассматривание сюжетной картинки).
- Учить детей, следуя плану рассматривания картинки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
- Отрабатывать правильное и отчётливое произношение звуков.
- Создание коллажа. Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.
Октябрь.
Занятие 1
«Осень». «Осень, осень»
(
чтение)
.
- Продолжать знакомить детей с литературными произведениями, побуждать эмоционально отзываться на них.
- Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.
- Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.
Занятие 2 «Кап-кап дождик».
- Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!».
- Развивать речь, умение быстро и чисто говорить.
- Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
Занятие 3«Листик, листик, листопад листья желтые летят»
(рассказ по картине) .
- Учить составлять детей описательные рассказы по картине.
- Формировать связную речь, активизировать прилагательные. Закреплять произношение звуков.
- Разучить пальчиковую игру «Осенние листочки».
- Рисование. Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение.
Занятие 4 «Собираем урожай».
- Закреплять знание обобщающих понятий: овощи, фрукты.
- Формировать употреблять в речи названия качеств фруктов, овощей.
- Разучить пальчиковую игру «Овощи».
- Аппликация с использованием пластилина. Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.
Ноябрь.
Занятие 1 «Мой дом-моя семья».
- Формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
- Учить связно составлять рассказ о своей семье. Воспитывать чувство общности со своей семьей.
- Разучить пальчиковую игру «Наша семья».
- Рисование красками по воску. Познакомить детей с новым способом изображения
Занятие 2.
«Моя мама лучшая на свете»
.
- Формировать грамматический строй речи, развивать звуковую культуру речи.
- Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
- Разучить пальчиковую игру «Буду маме помогать».
- Рисование. Познакомить детей с новым способом изображения «рисование штампиками».
Занятие 3 «Папа — лучший друг»
- Развивать коммуникативные способности, учить отвечать на вопросы и быть активным участником действия.
- Разучить пальчиковую игру « Семья».
- Обрывная аппликация. Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картон .
Занятие 4
«Любимое животное»
- Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение.
- Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
- Заучивание пальчиковой потешки «Котята» .
- Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- «Картинка из ниток». Учить приклеивать пряжу на готовое изображение животного.
Декабрь.
Занятие1«Зима красавица». «Первый снег».
- Уточнить представление о зимних явлениях.
- Формировать четкое произношение звуков.
- Разучить пальчиковую игру «Как на горке снег…».
- Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
- Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.
Занятие 2
« Зимние забавы»
- Продолжать учить детей составлять рассказ по картине.
- Обогащать словарный запас прилагательными,глаголами.
- Закреплятьправильное произношение звуков .
- Разучивание пальчиковой игры «На санках».
- Создание коллажа. Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.
Занятие 3
«Сказка «Снегурочка».
- Познакомить с русской народной сказкой.
- Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы.
- Разучивание пальчиковой игры «Зимняя прогулка».
- Аппликация. Продолжать упражнять в умении правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.
Занятие 4 «Скоро праздник — Новый год
(рассматривание картины).
- Продолжать упражнять в умении составлять рассказ по картине, последовательно отвечать на вопросы.
- Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже.
- Познакомить детей с образом Снегурочки и Деда Мороза.
- Разучивание пальчиковой игры «Новый год».
- Создание коллажа. Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.
Январь-Май:
Мнемотехника, как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Январь.
Занятие 1 Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов.
- . Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблиц, являющейся зрительным планом изложения.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
Занятие 2 «Сочиняем сказку»
- Формировать умение, составлять небольшой рассказ, используя общую мнемотаблицу, соблюдая последовательность.
- Закреплять произношение зв. а, у, уметь четко артикулировать их, способствовать развитию речевого дыхания.
- Соотносить существительное с прилагательным.
- Игра «Чего не хватает?».
Занятие 3«Профессия врача»
- Пополнить словарь детей по теме
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи (монологической и диалогической).
- Усилие контроля над собственной речью.
- Игра «Ассоциации»
Февраль.
Занятие 1
«Транспорт»«Поросенок Петр и машина»(чтение)
- Учить детей отвечать на вопросы воспитателя,используя мнемотаблицу.
- Закреплять правильное произношение зв. ш, би.
- На примере литературного произведения показать, как можно организовать игру.
- Побуждать переносить содержание стихотворения в игру.
Занятие 2
Тема: «Мы едем, едем, едем…»
- Познакомить детей с основными частями грузовика.
- Учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемотаблице.
- Развитие внимания, игра «Найди лишнее в мнемодорожке» на тему описания транспорта.
Занятие 2«День Защитника Отечества».
- Уточнить и закрепить представление о празднике (мнемотаблица).
- Расширение словаря по теме ( сильный, смелый, ловкий, быстрый, защищать, охранять).
- Игра «Кто быстрее?»
Занятие 3
«Вместе с папой»(беседа)
- Продолжать знакомить детей с государственным праздником-День защитника Отечества;
- Воспитывать доброе отношение к папе, вызывать чувство гордости за него.
- Формировать умение рассказывать по фотографиям о семье, употреблять в речи прилагательные.
- Игра с использование мнемотаблицы «Поздравление».
Март
Занятие 1
«Пришла весна-весна красна!»
- Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц.
- Расширять словарный запас — подбирать слова, обозначающие действия.
- Продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.
- Игра «Что весна, нам принесла?»
Занятие 2
«Мама, милая мама!»
- Познакомить детей с государственным праздником- 8 марта.
- Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
- Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь мнемодорожкой.
- Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.
Занятие 3
«К нам гости пришли».
- Учить детей быть заботливыми, вежливыми, гостеприимными.
- Правильно употреблять названия предметов посуды.
- Формировать умение подбирать к существительным прилагательные.
- Составление рассказа, используя мнемотаблицы.
- Игра «Накрой стол для чаепития».
Занятие 4 «Чистота-залог здоровья» (беседа)
- Составление рассказа, используя мнемодорожки.
- Учить детей правильно ухаживать за собой, одеждой, волосами.
- Формировать умение отвечать на вопрос воспитателя на заданную тему.
Апрель.
Занятие 1
«Птицы прилетели»
- Закрепить представление о внешнем виде некоторых птиц, их особенностях и образе жизни, питании (мнекарточки).
- Закреплять знания о свойстве воды (мнемокарточки), расширение словаря : весенний, бежит, быстро, тает, ледоход, кораблик, плыть
- Игра «Бежит, бежит ручеёк».
Занятие 2
«Мы космонавты»
- Формировать у детей представление о празднике «День космонавтики», о профессиях летчик, космонавт.
- Упражнять в умении составлять рассказ по мнемокарточкам.
- Развивать интерес к профессиям, расширять знания о первом человеке в космосе.
Занятие 3
Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»
- Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем, используя закодированную информацию.
- Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах.
- Развивать память, внимание.
- Театрализованная игра «Три медведя».
Занятие 4
Составление рассказа о природе.
- Учить составлять совместный короткий рассказ, используя мнемодорожки.
- Закреплять правильное произношение звуков.
- Учить произносить фразы с различной громкостью.
- Игра «Чей листочек?»
Май.
Занятие 1 «Мир животных»
- Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, мспользуя мнемокарточки.
- Составлять небольшой рассказ помнемотаблице.
- Обогащение словаря по теме.
- Игра «Кто, что ест?»
Занятие 2 «Летняя сказка»
- Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе.
- Использовать в речи предлоги за, под, перед.
- Игра «Цветочная поляна».
Занятие 3 «Чудесный мешочек».
- Закреплять умение составлять описательный рассказ, используя мнемодорожки.
- Развитие связной речи.
- Обогащать словарный запас.
- Игра «Разложи по порядку».
Занятие 4 Мониторинг
- выявить уровень знаний детей.