Хлеб -всему голова Разработка занятия по развитию речи
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область:
«Коммуникация»
Разделы:
«Развитие речи»
Тема:
«Хлеб- всему голова»
Цель:
Познакомить с жанром устного народного творчества — пословицами о хлебе. Развивать внимание, память, связную речь. Развивать умение творческого изображения предметов с помощью пластилина. Развивать художественно — эстетический вкус.
Оборудование:
колосья, зерна пшеницы, поастилин, основы для лепки.
Словарная работа:
«пшеница, колос, комбайн, комбайнер, пекарь, буханка»
Билингвальный компонент:
«нан – хлеб- bread», «масак — ear -колос»
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно-побудительный | Проводит Круг радости «Подарок» Читает народные поговорки: «Хлеб всему голова», «Хлеб береги, хлеба к обеду в меру бери» | Встают в круг, выполняют упражнения. Слушают внимательно, объясняют, как они поняли смысл поговорок. |
Организационно-поисковый | Напоминает процесс выращивания хлеба. Рассказ сопровождает показом иллюстраций из книги «Как хлеб к столу пришел». Знакомит с пословицами: «Не трудиться – хлеба не добиться», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» Физкуль Обращает внимание на колосья. Предлагает сделать панно. Показывает последовательность выполнения работы. | Слушают рассказ, дополняют его, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, дополняют ответы других детей. Слушают внимательно, объясняют, как они поняли смысл пословиц. Говорят в каких случаях их можно применить. Выполняют упражнения физкультминутки. Рассматривают колосья, трогают их, описывают их. Наблюдают за последовательностью выполнения работы. Приступают к работе самостоятельно. |
Рефлексивно-корригирующий | Организует выставку работ. Предлагает выбрать лучшие. Читает сказку «Колосок» Спрашивает: подходит ли к сказке пословица «Кто не работает, тот не ест»? Подводит итог занятия, отмечает самых активных. Читает отрывок из стихотворения Я. Акима: Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют. | Помогают оформить выставку, оценивают работы. Слушают сказку. Дают оценку поступкам героев сказки. Отвечают на вопросы по занятию, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение. |
Ожидаемый результат:
Знать:
особенности выращивания хлеба, о строении колоса.
Иметь:
представление о жанре устного народного творчества – пословицы и поговорки, о росте и развитии растений.
Уметь:
выполнять приемы лепки плоскостным способом (налеп).
Занятие на тему «Хлеб — всему голова»
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Воспитатель:
Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкуль
В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5) А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню. (слайд
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель:
Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. -Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол. — Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл. Воспитатель:
Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.