Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Хлеб всему голова!»план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме


Хлеб -всему голова Разработка занятия по развитию речи

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область:

«Коммуникация»

Разделы:

«Развитие речи»

Тема:

«Хлеб- всему голова»

Цель:

Познакомить с жанром устного народного творчества — пословицами о хлебе. Развивать внимание, память, связную речь. Развивать умение творческого изображения предметов с помощью пластилина. Развивать художественно — эстетический вкус.

Оборудование:

колосья, зерна пшеницы, поастилин, основы для лепки.

Словарная работа:

«пшеница, колос, комбайн, комбайнер, пекарь, буханка»

Билингвальный компонент:

«нан – хлеб- bread», «масак — ear -колос»

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Проводит Круг радости «Подарок»

Читает народные поговорки: «Хлеб всему голова», «Хлеб береги, хлеба к обеду в меру бери»

Встают в круг, выполняют упражнения.

Слушают внимательно, объясняют, как они поняли смысл поговорок.

Организационно-поисковый Напоминает процесс выращивания хлеба. Рассказ сопровождает показом иллюстраций из книги «Как хлеб к столу пришел».

Знакомит с пословицами: «Не трудиться – хлеба не добиться», «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Физкуль

Обращает внимание на колосья.

Предлагает сделать панно.

Показывает последовательность выполнения работы.

Слушают рассказ, дополняют его, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, дополняют ответы других детей.

Слушают внимательно, объясняют, как они поняли смысл пословиц. Говорят в каких случаях их можно применить.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Рассматривают колосья, трогают их, описывают их.

Наблюдают за последовательностью выполнения работы.

Приступают к работе самостоятельно.

Рефлексивно-корригирующий Организует выставку работ. Предлагает выбрать лучшие.

Читает сказку «Колосок»

Спрашивает: подходит ли к сказке пословица «Кто не работает, тот не ест»?

Подводит итог занятия, отмечает самых активных.

Читает отрывок из стихотворения Я. Акима:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Помогают оформить выставку, оценивают работы.

Слушают сказку. Дают оценку поступкам героев сказки.

Отвечают на вопросы по занятию, делятся впечатлениями, высказывают свое мнение.

Ожидаемый результат:

Знать:

особенности выращивания хлеба, о строении колоса.

Иметь:

представление о жанре устного народного творчества – пословицы и поговорки, о росте и развитии растений.

Уметь:

выполнять приемы лепки плоскостным способом (налеп).

Занятие на тему «Хлеб — всему голова»

Воспитатель:

А хотите я расскажу, как он попал в магазин?

Воспитатель:

Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкуль

В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн? (слайд 4)

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5) А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:

На мельницу. (слайд 6,7)

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)

Воспитатель:

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. -Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол. — Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл. Воспитатель:

Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]