Детям о хлебе
Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.
В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:
Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»
Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.
Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.
Часть 2.Как хлеб на стол пришел: рассказ для детей в картинках и заданиях
Спросите ребенка: откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.
2.1. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.
Видео для детей «Как растет пшеница?»
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.
Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит: — Дай мне хлеба! Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку: — Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня! — Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю… — А когда вспашешь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо рожь посеять. — А когда посеешь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. — А когда вырастет, можно уж есть? — Ещё нет. Надо её убрать. — А когда уберёшь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо её смолотить. — А когда смолотишь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо испечь хлеб. — А когда испечёшь, можно есть? — Можно. Подумал волк, подумал и говорит: — Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.
Часть 3. Бережем хлеб
Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю. Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты
хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» — Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
Ход занятия
(Воспитатель входит в группу с подносом накрытой салфеткой)
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Присаживайтесь на стульчики, у меня для вас есть сюрприз. Вы чувствуете аромат? Что же так вкусно пахнет? Отгадав загадку, вы узнаете, что же у меня лежит на подносе под закрытой салфеткой.
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и чёрный, он и белый
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Дети: (мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин «Колос»
. Посмотрите, как много
хлебобулочных изделий перед нами. Назовите их.
2.2. Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?
Детям о тракторе
Особенно интересен этот материал для мальчиков!
Расскажите ребенку, что раньше машин не было и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор.
Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.
Но трактор не простой тягач, а вездеход.
Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы»
. Найдите гусеницы на картинке.