Ребенок и дорога
Соблюдение правил дорожного движения – отдельная тема безопасности. Пунктов ПДД, необходимых для детского выполнения, совсем немного: правила движения пешеходов, переход проезжей части, движение на велосипеде, самокате, скейтборде, скутере.
Правила безопасного поведения детей-пешеходов на дорогах
Нужно усвоить следующие правила:
- Нельзя играть на дорогие и у дороги;
- Кататься на велосипеде можно только в специально предназначенных местах без движения автомобилей, старшие могут кататься по велосипедным дорожкам и тротуарам;
- Не все знают, а может быть знают, но не соблюдают: переходить проезжую часть можно только сойдя с велосипеда, ведя его рядом с собой, скейтборд при переходе нужно нести в руках;
- Важно соблюдение правил пользования общественным транспортом, правил поведения и безопасности при пользовании им;
- Переходить дорогу разрешается только на разрешающий зеленый сигнал светофора или по «зебре», если светофора нет. Дети постарше это конечно же знают, но количество происшествий на дороге с их участием меньше не становится;
- Для обеспечения дополнительной безопасности в вечернее время не лишней будет яркая светоотражающая одежда или специальные светоотражающие элементы, так называемые «фликеры».
Опасности в транспорте
№ 1: Непосредственно транспорт
Никаких игр на краю платформы или на остановке, важно соблюдать дистанцию и не забывать, что транспортом пользуются и другие люди — которые могут запнуться, оступиться, отвлечься или даже намеренно попытаться устроить чрезвычайную ситуацию с чьим-либо участием. Следить за собой и быть осторожным в данном случае будет недостаточно, пусть ребёнок наблюдает за остальными.
№ 2: Люди
Вы — на работе, ребёнку пора на секцию, а это значит, потребуется, в лучшем случае, воспользоваться автобусом, а в худшем (это образно выражаясь) ещё и метро или даже электричками. Научите ребёнка не увлекаться размышлениями, играми, книгами или музыкой. В салоне или вагоне может начаться та же драка, от участников которой лучше успеть увернуться.
Способы разговора с назойливыми людьми могут не отличаться разнообразием, здесь важно хорошо поставить голос, так, чтобы мальчик или девочка громко, чётко, звонко и без лишней скромности могли сообщить «Оставьте меня в покое», а окружающие люди заметили подозрительного гражданина или гражданку.
Приучите ребёнка не оставлять карманы открытыми, а рюкзак при длительных переездах от пункта, А до пункта Б снимать — так и он будет меньше раздражать других людей, и попытки проверить, есть ли там что-то интересное, будут минимальными с самого начала.
Существуют и другие виды проблем, решать которые в первую очередь предстоит ребёнку, напоминаем, он один, без вашего сопровождения и должен осознавать риски.
Чему важно научить ребёнка?
Дошкольник должен знать: как зовут его и родителей, по какому адресу все проживают. В идеале запомнить бы ещё номер телефона мамы, папы или любого другого близкого родственника, но это зависит от ребёнка. Потерявшиеся малыши либо громко сообщают миру, что остались одни, либо затихают. Важно привлечь как можно больше внимания.
Что нужно сделать родителям: убедиться, что малыш отличает их лица от лиц других людей. В случае, если подойдёт незнакомец — важно сообщить всем, что это не мама, не папа и даже не двоюродная бабушка. Озаботиться наличием координат для связи — положить в карман ребёнка соответствующую бумагу (можно даже заламинированную) с контактами. Сейчас продают одежду с вшитым местом для контакта, не поленитесь её заполнить и периодически обновлять.
Школьник должен знать: всё то же самое и номер сотового, как правило, у школьников уже лучше с запоминанием, чем у дошколят. При этом школьник должен не бояться обратиться за помощью — полицейские, мамы с детьми, продавцы в магазинах. В московском метрополитене для потеряшек установили специальные отметки-стикеры, показывающие, что в этой точке можно остановиться и дождаться прибытия сотрудника полиции или дежурного по станции, те помогут воссоединиться с родителями.
Правил вроде бы не так много, на деле всё сложнее. Между родителями и детьми стоит стремиться к доверительным отношениям. Ваш ребёнок понимает, что вы заботитесь о нём не для галочки, а действительно переживаете за его сохранность? Отлично, значит и следующие пункты проще запомнятся:
- перед выходом из дома пусть ребёнок предупреждает родителей, куда собирается, с кем и как долго его не будет. Возвращение планируется позднее? Договоритесь о встрече — так всем спокойнее;
- ребёнок не должен сообщать незнакомцам ничего о себе — куда едет, как зовут (придумать вымышленное имя не возбраняется). Особо назойливым людям важно вовремя сказать, что их внимание неприятно;
- если впереди появляется подозрительная компания — лучше перейти на другую улицу, взрослые так частенько делают, детям тоже не зазорно;
- после звонка в дверь ребёнка просят выйти и помочь достучаться до соседей, что делать? Игнорировать, а лучше написать самим соседям (если есть контакт), постараться запомнить лицо — через глазок, дверь не открывать! Сообщать о том, что взрослых нет — тоже не стоит;
- пришлось идти вдоль дороги? Не беда — главное, чтобы транспорт ехал навстречу, а не по направлению движения;
- заходя в лифт, пусть убедится, что на лестничной площадке никого нет;
- в лифте не нужно поворачиваться к незнакомому человеку спиной, так видно, что он делает, где кнопка диспетчера — все знают;
- желание подождать, пока с лестничной площадки не уйдут все соседи, у взрослых не просто так, подобным образом мы обеспечиваем себе безопасность, когда сами хотим выйти — пусть никто не дышит в спину;
- состояние «бей или беги» — нормальная реакция, если ребёнок не может дать физический отпор и сомневается в собственной силе, то пусть использует скорость и убегает от неприятностей.
Безопасность ребёнка находится в его руках и в руках родителей. Чем лучше будет подготовка к нетипичной ситуации, тем меньшим станет перенесённый стресс. Касательно правил безопасности существует не одно обучающее пособие, из которого легко извлечь урок. Для общего спокойствия есть спортивные секции и курсы самообороны, только, пожалуйста, согласуйте их посещение с ребёнком, вдруг он пока не готов подобным заниматься и проще обратиться к другим, менее агрессивным советам, которые мы уже дали.
Будьте внимательными и не воспринимайте опасность для собственной жизни в качестве шутки. Случиться может угодно. Желаем всем безопасности!
Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.
Опасности на улице
№ 1: Проезжая часть и участники дорожного движения
Машина не такая хрупкая, как человеческие кости. Тормозной путь никто не отменял. Лучше избежать катастрофы, чем пытаться найти способы решения проблемы. Всё это касается нахождения детей возле проезжей части.
Ваша задача — объяснить, что играть возле дороги, перебегать её в неположенном месте или на красный свет это плохая идея. Крайне плохая. Научите ребёнка смотреть по сторонам в любой ситуации — когда вы переходите дорогу вместе или когда он делает это без вас, в людном месте или не переполненном людьми, с регулируемым переходом или без него.
№ 2: Дружелюбные незнакомцы
«Хочешь конфетку?», «Маша из второго „Б“ — моя сестра», «У меня тут собачка появилась, я ей друзей ищу», — эти и миллион других вариаций очевидно милых фраз не должны вызывать у ребёнка расположение к незнакомому человеку.
Учите: нельзя поддерживать разговор, нельзя брать подарки, нельзя садиться в чужую машину, нельзя никуда уходить с незнакомым человеком и нельзя оставаться с ним наедине. Внушите ребёнку, что со всеми своими друзьями, знакомыми или родителями других школьников (или детсадовцев) вы всегда познакомите сами. Всех остальных априори стоит считать за, в лучшем случае, врунов.
Дистанция в полтора метра и желательное наличие препятствия между ребёнком и незнакомцем дадут фору в случае побега. Помните: к незнакомцам нельзя поворачиваться спиной.
Что ещё нельзя делать? Вы, возможно, удивитесь, но детям нельзя помогать на улице незнакомым людям — для этого требуется позвать взрослых.
При входе в подъезд: не рекомендуется задерживаться — так следом может зайти кто угодно ещё и без ключа; не стоит бежать в подъезд следом за кем-то; ездить в лифте с незнакомыми людьми (подобный пункт можно спокойно и взрослым порекомендовать, ведь частенько одна-две минуты не сделают «погоды» по времени). Одиночество в данном случае — защитный механизм во всех смыслах. Приучите ребёнка не слушать музыку в наушниках на полную громкость — это поможет быть в курсе ситуации вокруг.
№ 3: Животные
Сходить в магазин, купить корм и покормить ту несчастную парочку котов, что вечно прячется в подвале вашего дома — одно дело. Дразнить уличных собак, успевших сбиться в стаю — совершенно другое, никакая острота ощущений не стоит возможности стать инвалидом или заразиться бешенством через укус.
Настраивайте ребёнка на спокойное поведение на улице, пусть, если уж у него такая тяга к животным, он научится сначала спрашивать хозяина, можно ли погладить зверя. В случае отказа вешать нос не стоит, найдётся кто-то более сговорчивый.
Когда дети гуляют с родителями: первые шаги к безопасности
Правилам безопасности нужно обучать с самого раннего детства. Лучший способ научить свое чадо соблюдать их – личный пример с пояснениями своих действий . При прогулках, на отдыхе, играх во дворе с маленькими детьми каждый родитель должен уделять внимание некоторым моментам безопасности. Можно использовать специальные игры и игровые ситуации, проводить беседы с детьми о различных жизненных ситуациях, возникновение которых может нанести вред, давать комментарии своему поведению.
Обучить всем правилам безопасности сразу вряд ли получится – это постепенный целенаправленный процесс, осуществляемый родителями, работниками детских садов и школ. Не нужно пытаться сделать это моментально. Информацию о безопасности на улице нужно давать постепенно. Большое количество ужасающих фактов обо всех опасностях лишь напугает ребенка , в результате он вообще станет бояться выходить из дома даже с родителями. Чем старше становится ребенок, тем более сложные правила он может усвоить, не нужно обгонять его развитие.