КАРТОТЕКА «ИГРЫ-ЗАБАВЫ»картотека (старшая, подготовительная группа)

Ольга Иванова

Картотека игр-забав для детей старшей группы

Картотека игр – забав для детей старшей группы

Подготовила: воспитатель Иванова О. В.

Игры-забавы №1

«Картошка»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в (тот, кого коснулся мяч)

вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга
стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
Игры-забавы №2

«Краски»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Один из игроков — «покупатель», другой — «продавец», все остальные — «краски». Каждая «краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и продавец»садятся на скамью и тут же приходит покупатель: «Тук-тук!» «Кто там?», — спрашивает продавец. «Я, покупатель». «Зачем пришел?» «За краской», «За какой?». Называется определенный цвет краски; если его нет, «продавец»отвечает: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!» «Покупатель» делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, «продавец»говорит: «Есть такая. Плати … рублей». «Покупатель» «расплачивается» — хлопая нужное количество раз по ладошке, «краска» вскакивает и убегает. «Покупатель» старается поймать краску, если получилось — «краска» становится «покупателем».

Игры-забавы №3

«Тише едешь – дальше будешь «

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии — «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий.Он произносит фразу: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!». За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, «водящий» быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.

Игры-забавы №4

«Вышибалы»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.

Игры-забавы №5

«Колечко»

Цель: Побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Ход: Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек, проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону,говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен быстро встать, а другие участники — его удержать. Удалось — он становился ведущим.

Игры-забавы №6

«Волшебные ладошки»

Задача: упражнение на развитие чувства собственного движения.

Ход игры:

«Водичка-водичка,

Умой мое личико, (дети выполняют движения умывания)

Чтобы глазки блестели (дети показывают круглые глазки)

Чтобы щечки краснели (дети держатся за щёчки)

Чтоб смеялся роток (дети улыбаются)

И кусался зубок». (дети щёлкают зубками)

Игры-забавы №9

«Наша Маша маленька.»

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

Игрушки из ткани своими руками

Мягкие кубики

Звучит странно, не так ли, ведь все привыкли, что кубики — это что-то деревянное, пластмассовое или из любого другого жесткого полимера. Но подобные тяжелые игрушки, при неосторожном обращении, могут нанести травму малышу, не говоря уже о разрушениях, которые можно ими причинить при «удачном» попадании, например, в любимую вазу, к тому же на ощупь они в своей группе одинаковы.

В то же время мягкие кубики за отсутствием вышеуказанных недостатков понравятся не только крохе, но и его маме, и даже любимой вазе.

Состав:

  • любой тканевый материал, любых цветов, это могут быть сатин, бязь, вельвет, фетр, атлас, бархат (чем разнообразнее, тем интереснее будет ребенку),
  • синтепон,
  • рыболовные колокольчики разных размеров,
  • буквенный трафарет или любая аппликация.

Ткань раскраивается на квадраты 10х10 см с небольшими припусками на швы. Далее каждый квадрат прорабатывается, нашивается картинка или буква, после чего все кусочки сшиваются в кубик, оставляя одно ребро не сшитым, через него игрушку набивают синтепоном и вкладывают колокольчик, затем сшивают потайным швом вручную.

В качестве погремушки в кубики можно вкладывать также пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза с фасолью, горохом или крупами. Возможно также использование различных шуршащих пленок.

Из мягких кубиков строят пирамиды, играют ими в футбол, складывают из них слова или пазл, в общем, все, что подскажет воображение, этим мякишам ничего не страшно.

Флисовые шарики

Эти маленькие флисовые игрушки действительно восхитительны и еще проще в исполнении, чем кубики, кроме того они идеально подходят для тактильной стимуляции с их лентами, торчащими по всему диаметру. Младенцы любят их, поскольку они очень мягкие и их удобно совать в рот.

Мягкая пирамидка

Несколько более сложный для исполнения вариант, но и более функциональный. Можно не только рассматривать, ощупывать и жевать, но и нанизывать на палку.

Детские игрушки своими руками из ткани не требуют особого ухода, достаточно просто постирать их в стиральной машинке, и они снова готовы к игре.

Игрушки из ткани

Ход игры:

Наша Маша маленька, (дети наклоняются к полу и показывают маленькую Машу)

На ней шубка аленька (дети показывают шубку)

Опушка бобровая, (дети разводят руками и показывают опушку)

Маша чернобровая (дети показывают на бровки)

Игры-забавы №10

«Огуречик-огуречик.»

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

Ход игры: На одном конце площадки – воспитатель (ловишка, на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игры-забавы №11

Цель: упражнение на развитие чувства собственного движения

«Игрушки-забавы, как основа детской игры»материал (младшая группа) на тему

«Игрушки – забавы, как основа детской игры»

Игрушки — забавы способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Цель работы: расширить представление о богатстве мира игрушек – забав; показать, как игрушки влияют на развитие детей разных возрастных групп; способствовать развитию эмоциональной сферы двигательной активности, расширить познавательные способности детей.

Задачи игрушек — забав: Заинтересовать и увлечь детей красотой и необычностью игрушки-забавы. Пробудить интерес к игрушкам родителей, бабушек и дедушек. Расширить знания об истории русской игрушки. Воспитывать в детях через родное и близкое доброту отзывчивость, любовь к традициям, бережное отношение к игрушкам.

Виды игрушек — забав: «дергунчики»; мячи на резинках; крутящиеся на турниках гимнасты; подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т.п.; широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные игрушки; к игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы.

Их значение: «веселые игрушки», по определению Е. А. Флериной, используются для развлечения детей; вызывают у детей любопытство, радость положительные эмоции; поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность; побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. особенно нужны в разновозрастных детских коллективах, где старшие дети могут порадовать младших весёлой совместной игрой с забавной игрушкой; позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.

Основные требования к изготовлению игрушек-забав

1) создание широкого ассортимента для каждой возрастной группы детей;

2) игрушка-забава должна быть прочной.

Влияние игрушек – забав на детей до года: Предметные действия ребенка связаны с его психофизическим развитием. Как только ребенок начинает сидеть, он любит манипулировать с игрушкой, пробует в подражание взрослому постучать молоточком по забавному яблочку, по колышкам. Детям от пяти до девяти месяцев показывают игрушки, которые стимулируют ползание, в том числе крупные яркие неваляшки. И это одни из первых игрушек, которые мы относим непосредственно к разряду игрушек-забав. С куклой-неваляшкой ребенок с удовольствием играет уже в самом раннем возрасте. Малыш с радостью рассматривает неваляшку, качает ее, толкает, наблюдает за движениями и прислушивается к звукам во время игры. Стоит ему уронить эту игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение.

Неваляшка считается традиционной игрушкой для детей. Она совмещает погремушку и стабилизирующее устройство, привлекает яркостью цвета, формой, удобной и безопасной для малыша. По образному решению неваляшки — это, прежде всего куклы, медведи, собачки, птички как привычного для многих поколений, так и необычного дизайна. Есть также неваляшки-конструкторы с деталями различной степени твердости и разных размеров.

Влияние игрушки – забавы на детей от 1 года до 2-х лет.

После первого года жизни ребенку показывают также игрушки-дергунчики, волчки среднего или крупного размера со звучащим эффектом, игрушки-пищалки (при дотрагивании до него, раздается звук, мелодия). Для забавы и развития есть развивающие игры для детей от 1 года до двух лет, придуманы книжки-игрушки (со звучащим устройством, для игр в воде и др.). Книжки-игрушки со звучащим устройством делают из ткани, из плотного картона.

Влияние игрушки – забавы на детей 2-3-х лет.

Игрушки-забавы для детей до 3-х лет предназначены для игр со взрослым, под наблюдением взрослого. Но маленький волчок уже по силам запустить малышу полутора лет. Игрушка хорошо развивает мелкую моторику. Тонкая удобная ручка, небольшой вес, и ребенок с удовольствием учится правильно рассчитывать силу, точность движения пальцев рук и кисти. Забавно звучащая игрушка — металлическая шарманка с сюрпризом. Шарманка издает приятный мелодичный звук. Игра с шарманкой способствует эстетическому развитию ребенка, улучшает эмоциональный фон. Сначала знакомят ребенка с обитателем шарманки, музицируют, а затем можно устроить сюрпризный момент.

Влияние игрушки – забавы на детей 3-4 лет.

Для детей 3—4 лет особенно интересны фигурки зверей и птиц с заводным механизмом. Заводные игрушки способны разнообразить действия фигурок людей, животных. Фигурки могут быть объединены общим сюжетом и представлять собой игрушки, имитирующие действия (клюющие, прыгающие, танцующие, музицирующие) с различными эффектами (музыкальный, шумовой, цветовой, световой и др.). Самостоятельно дети с удовольствием играют с имитирующими действие забавными утятами, клюющими птицами, мягкими озвученными животными. Яркие, красочные зайчики, белочки, медведи, собачки, петушки сразу привлекают внимание детей. Они находят и узнают в этих «забавках» образы знакомых зверей и птиц, и игра развивается — дети строят для зверюшек домики, катают на машинах, приглашают в гости на обед.

Влияние игрушки – забавы на детей 4-5 лет.

В возрасте 4—5 лет для детей изменяется характер игр, поэтому для них среди игрушек-забав появляются народные игрушки из дерева (“Кузнецы”, “Куры на кругу” “Сорока и белка”, “Медведь-гимнаст” и др.), забавные фигурки с механизмами (движущиеся по наклонной доске “Утята”, “Бычок”, “Ванька-встанька” и др.), куклы бибабо, озвученные волчки и неваляшки, вертушки.

Влияние игрушки – забавы на детей 5-6 лет.

Детям 5—6 лет интересны механические и электрифицированные игрушки, а также гидравлические, пневматические, шарнирные. Электрифицированная железная дорога предлагается в качестве игрушки-забавы для показа детям 5—7 лет. Игрушки-забавы для детей 6 лет — это мелкие волчки из разных материалов, самодельные волчки, фигурки животных и птиц с забавными движениями, с музыкой, пением или звукоподражанием, озвученные (для игр в “концерты” и пр.), забавные шаржированные фигурки животных (с магнитом).

Методика занятий с игрушками – забавами.

Игры-забавы с детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить ежедневно в утреннее или вечернее время, когда у воспитателя и детей есть «свободное минутка». Длительность проведения игр-забав не может быть определена точно. Играть с детьми надо до тех пор, пока они действительно забавляются, радуются и веселятся. Это время колеблется от 1 до 5 минут. Увеличивать длительность игр-забав нецелесообразно, потому что перевозбуждение и переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.

При проведении игр-забав с детьми обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. Все действия педагога целесообразно сопровождать словами: • сначала прямыми указаниями, • потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт. Содержание игр-забав (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности. Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно. Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий. Особая задача педагога — вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Итоги использования игр-забав в образовательной деятельности:

• создают у детей хорошее, радостное настроение;

• способствуют установлению положительных взаимоотношений между педагогом и детьми;

• развивают речь детей;

• развивают мелкую моторику рук;

• знакомят ребенка с игрушками-забавами;

• обогащают эмоциональные переживания детей;

• способствуют раскрытию творческого потенциала педагога.

Таким образом, игрушки-забавы (качающийся бычок, клюющие куры, кузнецы, медведи-пильщики) предназначены для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Они вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Игрушки-забавы поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. Игрушки-забавы помогают воспитателю организовать коллективные развлечения. К этому типу относятся игрушки-сюрпризы с разнообразными движениями, звуковыми, световыми и другими эффектами. Игрушки просты, динамичны, с мягким юмором. В них проявляется мудрость смекалка, изобретательность народных мастеров, их любовь к детям, стремлении их позабавить.

Развивашки своими руками для детей дошкольного возраста

Перчаточные монстры

Превратите старые перчатки в этих очаровательных маленьких перчаточных монстров, с которыми детям понравится играть. Они мягкие, так что не стоит беспокоиться о том, что они могут навредить себе, и вы можете сделать их из непарных перчаток.

Если используете для декора пуговицы, убедитесь, что они пришиты надежно, особенно если ваш малыш все еще кладет вещи в рот.

Игрушка также отлично подходит для совместных поделок с детьми.

Фигурки из пенобумаги

Вы можете вырезать самых разных животных или человечков и попросить детей помочь вам их украсить. Когда закончите, прикрепите их к карандашам. Куклы для театральной постановки готовы! Осталось написать и отрепетировать сценарий. А, может быть, ваш ребенок предпочитает импровизацию?

Пальчиковые куклы из бумаги или фетра

С помощью бумаги, пенобумаги, картона или фетра создайте оригинальных пальчиковых кукол, которых легко сделать и легко «оживить».

Персонажи из трубок

Используйте трубки из туалетной бумаги для создания персонажей. С их помощью вы можете создать десятки персонажей, предел — ваше воображение!

Лабиринт

Вам наверняка понравится создавать его, а затем играть вместе со своим ребенком! Для его создания вам понадобится плотная картонная коробка и палочки от мороженого либо коктейльные соломинки.

Внимание! Следите за состоянием игрушек и выбрасывайте их, как только они сломаются или порвутся. Игрушки для малышей своими руками, как и покупные, не должны содержать мелких деталей, ребенок может вдохнуть их или проглотить. Дети до 3-х лет изучают новые предметы не только на ощупь и с помощью зрения, но и пробуя на зуб, поэтому играть малыш должен под вашим присмотром.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]