картотека » Труд в уголке природы»картотека (старшая, подготовительная группа)
Картотека: Труд в природе. Старшая/подготовительная группа.
Карточка № 1.
Полив комнатных растений.
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки
водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 2.
Рыхление почвы у комнатных растений.
Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Карточка № 3.
Опрыскивание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 4.
Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами : протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 5.
Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 6.
Черенкование растений.
Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.
Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 7.
Пересаживание комнатных растений.
Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности
работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка №8
Посадка лука на подоконнике.
Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Карточка № 9.
Посев семян цветов и овощей.
Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой
расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Карточка № 10.
Высаживание рассады, уход за ней.
Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
«УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».
Цель:
Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.
Программное содержание: Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.
Материал и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.
Ход труда:
Воспитатель: Ребята, сегодня в группе, я нашла письмо от Феи Цветов (воспитатель открывает конверт и читает): «Здравствуйте ребята! Я прилетала в вашу группу пообщаться с моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из- за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Сейчас я полетела навестить других своих друзей. Но я знаю, что вы умные и трудолюбивые и наведете порядок в уголке природы, я обязательно вас навещу еще раз». Фея Цветов.
Воспитатель: Ну что, ребята, докажем фее Цветов, что мы с вами умеем ухаживать за комнатными растениями. Но для начала я хочу вам загадать загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
Воспитатель: Скажите, а какие растения есть в нашей группе? Какие условия нужны растениям для жизни и роста?
Ответы детей: (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).
Воспитатель: Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Ответы детей: (Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.
Дети подходят к комнатным растениям.
Воспитатель: Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе? (Ответы детей)
Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит — это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, очищение растений от пыли). Рассмотрите и выберите те растения, которые нуждаются в помощи, определите, какой именно уход нужен для каждого растения, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.
План-конспект «Труд в природе в старшей группе»
Задачи:
- Формирование у детей положительного отношения к природе.
- Формировать знания и развивать умения у детей по уходу за объектами природы.
- Воспитывать в детях мотив общественно значимого труда.
- Совершенствовать трудовые навыки и умения детей.
Материалы к занятию: клеенка, фартуки, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, палочка, лейка с водой, коробка или ведро с землей, совочки, баночки с черенками в воде на каждого ребенка, у воспитателя несколько комнатных растений (Герань), от которых берут черенки.
Ход
Вводная беседа с детьми о комнатных растениях. • Какие растения вы знаете в уголке природы? (Дети называют несколько растений.) • Почему они называются комнатными? (Это растения, которые в нашей местности не растут в открытом грунте круглогодично, т.к. они не переносят холодных зим.) Сюрпризный момент: Слышен стук в дверь, входи почтальон, приносит красивую коробку. Воспитатель объясняет, что чтобы узнать, что лежит в коробке и её открыть, надо отгадать загадку: Загадка. Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань).
Воспитатель: Каждый цветок прекрасен по-своему. Герань — символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Не зря еще герань называют «бабушкин цветок». «Бабушкин» — значит родной, привычный, домашний… Родился цветок далеко-далеко в Южной Африке. Привезли его к нам путешественники-мореплаватели. Всем он понравился за то, что он так красиво цветёт. Давайте внимательно рассмотрим герань (пеларгонию). Растение это светолюбивое, у него прямой стебель, округлые, светло-зелёные листья на длинных черенках. На листочках как будто нарисованы бурые, коричневатые круги. Цветки растут «букетиком» — соцветием.
Посадка черенка. Воспитатель: Ребята, а кто хочет посадить черенок герани, чтобы потом подарить такое красивое растение маме? (Дети высказываются.) Как сажать черенки? (Показ воспитателя.)
- Сделать ямку палочкой, воткнуть в землю и прокрутить.
- Поместить черенок в углубление в земле.
- Землю около черенка прижать, но не слишком близко к стеблю.
- Посаженный черенок польём.
Самостоятельная трудовая деятельность.Посадка детьми черенков. Дети считают количество листьев и запоминают. Когда появится новый лист, черенок прижился, растет. Поливают растение.
Итог занятия: Разговор с детьми об уходе за растениями. Напомнить о том, что эти растения ребята принесут в подарок маме.
Конспект «трудовая деятельность в уголке природы в старшей коррекционной группе
Киселева Валентина Николаевна
Конспект трудовой деятельности в уголке природы в старшей коррекционной группе
Цель: развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.
Задачи:
- Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность
- Научить детей относится к растениям как к живым существам
- Закрепить знания названий комнатных растений.
- Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками. Закреплять знания о действиях с инвентарем.
Форма организации: коллективный труд (10 -12 детей)
Вид труда: труд в природе.
Материал и оборудование: письмо от «Феи Цветов», клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.
Ход труда:
Воспитатель: Ребята, сегодня прейдя в группу, я увидела письмо от Феи Цветов. (открывает конверт и читает)
«Здравствуйте ребята! Я прилетала в вашу группу пообщаться моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Я знаю что вы умные и сообразительные ребята и обязательно приведете свои цветы в группе в порядок. Тогда думаю, я навещу вас еще раз».
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о правильном уходе за комнатными растениями? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята скажите какие условия необходимы для хорошего роста и развития комнатных растений? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, мытье поддонов и подоконников, очищение растений от пыли). Рассмотрите и выберите те растения с которыми вы будете работать, определите, какой именно уход нужен для каждого растения. Подберите нужный материал для своего вида работы, а помогут вам в этом модели труда. (дети с небольшой помощью воститателя распределяются на подгруппы по два три человека)
Воспитатель: (подходит к первой подгруппе детей) расскажит, как вы будете выполнять задание? (Поливать растения). Перечислите правила поливки комнатных растений?
• поливать нужно отстоянной водой комнатной температуры.
• носик лейки надо класть на край горшочка.
• поливать нужно тогда, когда верхний слой земли подсох.
Почему вы решили, что эти растение нужно поливать? (ответы детей.) Продолжайте работу. Молодцы. (Полив растений, мытье горшка, мытье поддонов) .
Воспитатель: (подходит ко второй подгруппе детей) что вы делаете, расскажи мне? (протирание растений) С чего вы начали работу. (Постелили клеенку, затем принесли растение, приготовили необходимые материалы. Так как растения дышат и листьями, и стеблями, и корнями. Пыль на их листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли влажной тряпочкой. А листья ворсистые следует чистить мягкой щеточкой. А как надо обтирать листочки? (ответы детей)
Воспитатель: (подходит к третьей подгруппе детей) чем вы занимаетесь? Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Сначала: горшочек с растением ставим в таз. Землю в горшке закрываем клеёнкой, чтоб вода не размыла землю, опрыскивать растение нужно аккуратно. Молодцы, вы хорошо знаете свою работу.
Воспитатель: Ребята вы сегодня хорошо потрудились подумайте и скажите как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей? Что вы можете сказать о результатах вашего труда? (ответы детей) . Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и я думаю Фея Цветов будет очень нам благодарна как и цветы. Какое у вас от этого настроение?
Самоанализ проведенной трудовой деятельности
Проведенная трудовая деятельность с детьми полностью отвечала уровню развития их трудовой деятельности и опыту. Мотивация в виде сюрпризной игровой задала ход всей работе детей и очень им понравилась. Дети не одновременно заканчивали работу, поэтому требовалась помощь воспитателя и других детей. Трудовая деятельность с такой формой организации предусматривает самоконтроль, что очень важно в старшем дошкольном возрасте. Для детей у кого плохо развита мелкая моторика, я давала растения с большими листьями, чтобы не потерялась активность в их работе.