Конструкт коллективный труд. Труд в природе, тема «Зимний огород». Старшая группа (5-6 лет)
-Ребята, посмотрите какие у нас есть семена. Как вы думаете, какие из них семена лука и укропа?(Ответы детей).
-Правильно, а как вы их определили? (Ответы детей. Семена укропа- овальную форму с острыми рёбрами на поверхности, у них яркий аромат).
-А как вы определили луковицу? (Ответы детей- небольшой жёлтый шарик округлой формы и на поверхности имеет шелуху).
-Молодцы, ребята, что нам нужно для того, чтобы посадить наши семена?(Ответы детей- вода, земля, горшки, семена, лопатка).
-А чтобы правильно посадить наши семена, нужно знать последовательность. Для этого давайте посмотрим на картинки, которые лежат на столе и разложим их в правильной последовательности.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением действий последовательности посадки укропа и лука на столе в свободном порядке.
Поочерёдно рассматривает их с детьми и предлагает одному из детей выложить их по порядку.
-Итак, для начала мы заполним горшок землёй, но не полностью; дальше мы посадим семена, но не очень близко друг к другу! Дальше мы аккуратно заполним оставшуюся часть горшка и польём водой. А когда мы посадим семена, необходимо убрать своё рабочее место.
Воспитатель показывает последовательность посадки.
-Ребята, посмотрите, я беру лопатку и заполняю горшок землёй, но не полностью, беру несколько семян, и раскладываю их не очень близко друг к другу. После этого я засыпаю землёй и поливаю, потом убираем своё место.
-Мы с вами вспомнили последовательность посадки. А какими же инструментами мы будем пользоваться? (Ответы детей- горшок, лопатка, лейка).
-Ребята, у меня под салфеткой лежат инструменты. Я предлагаю вам рассмотреть их.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, поднимает салфетку и показывает разные инструменты( горшок, земля, лопатка, мыло и другое).
-Какие из этих инструментов понадобятся нам для посадки?
Воспитатель выслушивает ответы детей, предлагает обосновать их. Обращает внимание детей на оставшиеся предметы и предлагает объяснить, почему они не понадобятся в посадке, а где они могут пригодится.
-Ребята, вы же знаете, что может произойти неприятность, если не соблюдать правила безопасности? Я предлагаю вспомнить, как нужно себя вести, когда мы будем садить лук и укроп.
Воспитатель показывает лопатку.
-Что это? (Ответы детей- лопатка).
-А для чего она нужна нам? (Ответы детей- Чтобы пересыпать землю в горшок).
-А что будет, если ей размахивать? (Ответы детей- можно ударить, сделать больно другому).
-Всё верно, поэтому будьте очень аккуратными.
Воспитатель беседует о технике безопасности во время работы с каждым предметом. Обращает внимание детей на то, что дети должны быть аккуратными.
-Ребята, я вам предлагаю объединиться в две команды, для этого подходите ко мне, я буду давать вам карточки, на которых изображён лук и укроп, кому какая карточка попадётся, ту зелень будете садить.
Каждому ребёнку даётся комплект инструментов и горшок.
-Итак, ребята, мы с вами знаем, как выглядят семена укропа и луковица, вспомнили последовательность посадки лука и укропа, назвали инструменты, которые нам понадобятся, вспомнили правила безопасности, распределились кто будет садить семена укропа, а кто лук. Мы готовы к труду, но давайте договоримся, помогать друг другу, чтобы наше общее дело было успешным. Вы согласны?
-Теперь я вам предлагаю надеть фартуки?
Для чего мы это делаем?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Правильно, чтобы не замарать свою одежду. А теперь проходите на свои места и начинайте трудиться!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пространственно-временной ресурс: 25-30 минут, группа.
Цель: Воспитание интереса к уходу за комнатными растениями, желания трудиться сообща в группе.
Задачи:
Развивающие:
· Стимулировать:
— желание узнавать больше о комнатных растениях;
— проявление инициативности и самостоятельности в планировании и реализации совместной трудовой деятельности.
· Развивать активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные:
· Воспитыватьготовность работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности;
· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к труду.
Обучающие:
· Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними, уточнить представления детей об уходе за комнатными растениями;
· Формировать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между особенностями комнатного растения и ухода за ним;
· Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения задач по уходу за растениями, переносить приобретенные умения в новые условия.
Оборудование и материалы:комнатные растения, тазы с водой, клеенка для столов, фартуки для детей, щетки для столов, тряпочки, палочки для рыхления, кисточки клеевые, бейджи для детей, магнитная доска, карточки-схемы по уходу за растениями, картинки с изображением деревьев и комнатных растений, пустыни, гор, леса.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной трудовой деятельности методы и приемы будут способствовать развитию:
· интереса к деятельности;
· самостоятельности;
· активностив выполнении деятельности;
· инициативности в общении со сверстниками и взрослым;
· владению конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
· способности планировать и согласовывать свои действия;
· представлениям о причинах разного подхода к уходу за растениями.
Последовательность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность | Воспитатель заносит большой конверт.Ребята, отгадайте загадку: «На окошках растут – людям радость несут» /цветы/Достает из конверта картинки с изображением дерева и комнатного растения. | Дети проявляют интерес к общению с воспитателем и дальнейшей совместной деятельности. Отгадывают загадку. | Готовность детей к общению со взрослым и детьми в дальнейшей совместной деятельности совместной деятельности. |
Актуализация знаний детей | — А вы видели такие же, как у нас в группе растения на улице? Чем отличаются растения на улице и в группе?— Правильно, ребята! Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома. Поэтому их так и называют… Как? /комнатные растения/— У меня есть несколько картинок с изображениями комнатных растений нашей группы. Давайте поиграем в игру «Найди такое же растение». Я буду показывать картинку, а вы должны отыскать в группе такой же цветок.— Молодцы! Справились с заданием!— Послушайте еще одну загадку про растение:«Без рук, без ног, но двигается,Дышит, но не говорит,Питается, а рта нет».— Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет?/предположения детей/ (растет, поворачивается к солнцу)— Как дышит?/предположения детей/ (через листья и корни)— Как питается безо рта? /предположения детей/ (корнями)— Значит, про растения можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. | Перечисляют характерные признаки отличий.Дают обобщающее определение.Откликаются на предложение поиграть, внимательно слушают задание и выполняют его. Радуются положительному результату.Проявляют активность.Вступают в активный диалог, не перебивают друг друга. Рассуждают. | Ориентируются в обобщениях.Знают признаки «живого». |
Игровая ситуация, побуждающая интересдетей к новому знанию | — Я превращаю вас в цветы:Я прошу тебя, цветок:Подними-ка свой листок,Выйди на дорожкуДа притопни ножкой.Да головкой покачайУтром солнышко встречай.Стебель наклони слегка –Вот зарядка для цветка.А теперь росой умойся,Отряхнись и успокойся.Наконец готовы всеДень встречать во всей красе!— Придумайте, в какой цветок вы превратились? | Дети выполняют движения в соответствии с текстом.Придумывают. | Четко и согласованно выполняют движения.Знают названия цветов. |
Актуализация знаний детейВключение детей в целеполаганиеПобуждение к деятельности, эмоциональный настрой | В конверте еще что-то лежит… Картинки с изображением пустыни, южных гор, сада, леса…Оказывается, наши комнатные растения не всегда жили в доме! Раньше они росли в разных странах…Как вы думаете, где жила фиалка?… | Проявляют интерес. Рассматривают картинки, высказывают предположения… | Знают названия комнатных растений. Выделяют особенности цветов, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями цветка и ухода за ним. |
Проблемный вопрос | Родина фиалок – горы Африки.Как же надо ухаживать за цветком?Чем светлее комната, тем больше и ярче цветет фиалка. Цветочек любит свет, но боится солнца – оно оставляют ожоги на нежных листьях. Опрыскивать растения нельзя, так как на листочках могут появиться «лысинки», и листья станут некрасивыми. Поливать растение надо аккуратно – в тарелочку – оно будет пить корнями, и дышать листочками влажным воздухом.А как же почистить листья от пыли?— Правильно, кисточкой аккуратно смахнуть пыль.Воспитатель прикрепляет картинку на изображение гор, выставляет схему ухода за фиалкой. | Дети высказывают предположения, обосновывают ответОбъясняют правила ухода за растениями особенностями их внешнего вида. | |
Включение детей в обследовательскую деятельность | Посмотрите внимательно на картинки и скажите, за какими еще комнатными растениями надо ухаживать так же как за фиалкой /герань/.— Правильно, герань. Герань тоже родилась в Африке, а еще она жила в Индии и означает это слово «герань» — «аист».Воспитатель прикрепляет картинку на изображение сада, рядом со схемой ухода за фиалкой.А про следующий цветок-бальзамин говорят так: «Прекрасная венка», сравнивая цветущее растение с красивой девушкой, «Недотрога» и «Ванька мокрый». Он растет в северных лесах Азии, любит влагу, свет и тепло.Как ухаживают за этим цветком?Протирать листочки тряпочкой неудобно. Как помыть их? /опрыскать/Какие цветы можно опрыскивать?А вот у фикуса родные страны: Африка, Япония, Индия, Азия, Америка. И в каждой стране фикусы разные: с мелкими листочками или крупными, с прямым стеблем или ползучим…Как ухаживать за фикусом? Поливать не очень много, можно поставить в то место, где нет солнца, листочки опрыскивать или протирать.Картинка фикуса прикрепляется с «сад», рядом ставится схема ухода.Воспитатель обращает внимание детей на палочки для рыхления.— Что это? Для чего я их приготовила? Зачем нужно рыхлить землю? | Проявляют интерес, желание узнать новое про цветы.Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.Объясняют правила ухода за растениями особенностями их внешнего вида.На основе опыта делают заключение о назначении палочек и правилах их использования в труде. | Навык самостоятельного поиска посредством сравнения. |
Самостоятельная деятельность детей | — Разберите бейджи: кому достался с картинкой – капелькой – подходите к столу, где растения вы будете мыть, а кому с солнышком – к столу, за которым вы будете растение чистить кисточкой. | Делятся на подгруппы. Готовят самостоятельно рабочее место, договариваются. Задают уточняющие вопросы воспитателю. Отвечают на вопросы, выполняют действия, стараясь не повредить растение. | Дети умеют договариваться, распределять действия, договариваться, избегая конфликтов. Умеют организовать рабочее место. Дети правильно ухаживают за растением. |
— Приготовьте свое рабочее место: оденьте фартуки, расстелите клеенки, приготовьте нужные предметы.— Договоритесь, как вы будете ухаживать за растениями.— Какие цветы надо поставить на стол? Как они называются?— Какую схему-подсказку надо поставить на свой стол?Воспитатель подсказывает детям, что можно по разному договориться: ухаживать каждому за своим цветком, а можно распределиться: один – приносит цветы, другой — опрыскивает, третий – рыхлит землю, четвертый — поливает, пятый – моет крупные листья, шестой – обтирает горшки и моет тарелочки.— После того, как все закончили – уберите цветы на места и приведите в порядок столы.В процессе самостоятельной деятельности воспитатель уточняет действия детей, задает вопросы, закрепляющие новые сведения, помогает по мере необходимости. | |||
Подведение итогов, оценка. | — Растениям нравится жить в нашей группе…— Почему? Как мы ухаживаем за цветами?— Сложно было вам договориться? Вы заботливые и дружные.Кто на свете самый главный,Самый добрый, самый славный?Кто он? Как его зовут?Ну, конечно, это труд!Кто на свете самый умный,Самый старый, самый юный?Кто он? Как его зовут?Ну, конечно, это труд!Кто на все века и годыНастоящий Царь природы?Царь полей, Заводов, Руд?Кто он? Как его зовут?Ну, конечно, это труд!— За то, что вы хорошо потрудились, я вам хочу подарить игру «Цветочное лото». | Рассуждают, радуются достигнутому результату.Внимательно слушают стихотворение.Заинтересованы новой игрой. | Умеют положительно оценить труд своих товарищей. Сопереживают успеху. |
ТЕМА 21
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАДАНИЕ 34
Используя разные информационные источники, дайте определения понятиям: «Гендер», «Гендерное воспитание».
Определите цель гендерного подхода в педагогике.
Выделите сущность гендерного подхода в организации трудовой деятельности дошкольников, заполните таблицу:
Виды и формы организации трудовой деятельности | мальчики | девочки |
САМООБСЛУЖИВАНИЕ | ||
Поручения | ||
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД | ||
Поручения | ||
Дежурства | ||
Коллективный труд | ||
ТРУД В ПРИРОДЕ | ||
Поручения | ||
Дежурства | ||
Коллективный труд | ||
РУЧНОЙ ТРУД | ||
Поручения | ||
Коллективный труд |
ЗАДАНИЕ 35***
Разработайте рекомендации для родителей по организации детского труда в зависимости от пола ребенка.
Оформите буклет «В семье растет мальчик (девочка)».
ТЕМА 22
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Для методического сопровождения формирования трудовых навыков детейможновыделить следующие приоритетные векторы:
1. Нормативно-правое сопровождение деятельности воспитателя по формированию трудовых навыков детей дошкольного возраста:
2. Педагогическая диагностика;
3. Внедрение новых подходов, форм и технологий;
4. Анализ педагогических средств, поиск и моделирование новых для обеспечения пространства образовательных возможностей ребенка;
5. Консультативное сопровождение семьи;
6. Мероприятия проектного и исследовательского характера;
7. Конкурсы и олимпиады для дошкольников.
ЗАДАНИЕ 36***
Подберите содержание для каждого «вектора» к разработке рабочей программы воспитателя (раздел «Организация трудовой деятельностидетей дошкольного возраста»).
ТЕМА 23
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАНИЕ 37
Дайте определение и раскройте виды игровых образовательных ситуаций:
— ИОС с игрушками-аналогами;
-ИОС с литературными персонажами;
-ИОС типа путешествий.
ЗАДАНИЕ 38***
Составьте сценарий использования ИОС в организации совместной трудовой деятельности в соответствии со структурой, предложенной в технологии деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:
1. Введение в игровую ситуацию;
2. Актуализация знаний и опыта;
3. Затруднение в игровой ситуации;
4. Открытие детьми нового знания (способа действий);
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний;
6. Осмысление (итог).
Рекомендованные источники:
1. М. В. Крулехт, А. А. Крулехт. Образовательная область «Труд», СПб -Детство-Пресс, 2012;
2. https://www.sch2000.ru/ — «Воспитателям. Методическая копилка».
ТЕМА 24
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
ЗАДАНИЕ 39***
Подберите содержание для разработки модели развивающей среды по формированию трудовых навыков детей разных возрастных групп.
Соотнесите выбор с требованиями ФГОС ДО (пункт 3.3).
Заполните таблицы:
Таблица 1
Центр (уголок) в группе | Назначение | Возможная трудовая деятельность |
Таблица 2
Виды труда | Перечень оборудования | Место расположения или хранения в группе |
ТЕМА 25
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
СТРУКТУРА, ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
ЗАДАНИЕ 40***
Разработайте электронный аннотированный сборник для детей о труде:
Наименование раздела | Примерное содержание раздела | Задание |
«Азбука народной мудрости» | Пословицы и поговорки, потешки, загадки, сказки о труде. | Объясните смысл пословиц и поговорок, оформите сопровождение загадок картинками-отгадками, иллюстрированное сопровождение сказок. |
«Славим труд и человека труда» | Детская литература о труде, картины художников, тематические презентации о труде взрослых. | Составьте искусствоведческие рассказы к картинам; выделить мораль произведений. |
«Музыкальный калейдоскоп» | Песни о труде. | Составьте рекомендации к прослушиванию песен. |
«Энциклопедия игры» | Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. игры | Подберите игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых. Опишите игры (цель,правила, ход – для дидактических и подвижных; название и содержание игровых действий – для сюжетно-ролевых). Распределите игры по возрастным группам. |
«Мультсборник» | Мультфильмы о профессиях, о проявленных нравственных качествах в труде, об истории предметовсвязанных с трудом и пр. | Составьте рекомендации к просмотру, выделите мораль по содержанию мультфильма. |
«Познавательный коллаж» (кроссворд, ребус и пр.) | Картинки, отражающие темы: «Профессии взрослых», «Мир рукотворный», «Маленькие помощники», «Умные машины» и пр. | Составьте рекомендации для работы с коллажем(кроссвордом, ребусом и пр.) |
«Толковый словарь в картинках» для детей | Картинки, обозначающие предметы труда, профессии, продукты труда, материалы и оборудование для труда и пр. | Разработайте рекомендации для воспитателей и родителей к использованию словаря. |
Операционные карты для ручного труда | Схемы и технологические ряды изготовления поделок из разных материалов: бумаги, природного и бросового материала, ткани и пр. | Опишите последовательность изготовления поделок. |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Обратите внимание, что к сборнику необходимо разработать аннотацию — короткий пересказ пособия.
Аннотация обозначает перспективу практического применения материала данного пособия на практике в работе с детьми. Сделав в аннотации ссылку на современные технологии, методические рекомендации и пособия Вы повысите интерес к своей работе. Напишите о том, кому данный материал предназначен и как может быть использован.
Требования к пособию:
Весь материал оформляется в едином стиле:
шрифт — TimesNewRoman, текст не должен быть большим по объему, лаконичным по содержанию, оформлен в виде схем/таблиц. Если в тексте используются цвета, то не более 3, сочетающихся с дизайном презентации или страницы.
ТЕМА 26
СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Подготовьте презентацию своего электронногоаннотированного сборника для детей о труде (задание 40).
ЗАДАНИЕ 41***
Составьте конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Требования к презентации:
1. *Первый слайд презентации должен быть оформлен как титульный лист сборника: наименование ОУ, творческое название, сведения об авторе (Ф.И., группа, шифр и название специальности);
*Второй слайд – аннотация к сборнику;
*Третий слайд — гиперссылки на разделы.
2. Разделы сборника должны быть озаглавлены и иметь перечень содержания;
3. Презентацию необходимо выполнить в едином оформлении (см. задание 41 – «Требования к пособию»);
4. Представление сборника – не более 7 минут;
5. Конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника сдается в напечатанном виде.
ТЕМА 27
ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Диагностика(от греч.«диа»
– прозрачный и
«гнозис»
– знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе»
И. П. Подласый.
ЗАДАНИЕ 42
1. Изучите пункт 3.2.3. ФГОС ДО.
2. Дайте определение понятию «Педагогическая диагностика».
ЗАДАНИЕ 43
1. Сформулируйте цель педагогической диагностики, определите критерии для определения уровня сформированности трудовых умений детей дошкольного возраста с учетом требования образовательной программы.
2. Заполните таблицу:
Программное содержание
- Обобщить и закрепить знания детей об овощных культурах и их использовании.
- Упражнять детей в правильной посадке чеснока и аккуратном пользовании инвентарем, развивать навыки ухода за культурными растениями.
- Знакомить со способами подготовки почвы под посадку овощей и особенностями их сезонного роста и развития.
- Воспитывать самостоятельность и желание трудиться сообща; умение радоваться после успешно сделанной работы.
Материалы и оборудование: сапка, ведерко с чесноком, грабельки, шнур с 2-мя колышками, лейка с водой, линейка с яркой меткой (15см), влажные салфетки (по количеству детей).
Задачи:
Формирование у детей положительного отношения к природе.
Формировать знания и развивать умения у детей по уходу за объектами природы.
Воспитывать в детях мотив общественно значимого труда.
Совершенствовать трудовые навыки и умения детей.
Материалы к занятию: клеенка, фартуки, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, палочка, лейка с водой, коробка или ведро с землей, совочки, баночки с черенками в воде на каждого ребенка, у воспитателя несколько комнатных растений (Герань), от которых берут черенки.
Ход занятия
Вводная беседа с детьми о комнатных растениях. • Какие растения вы знаете в уголке природы? (Дети называют несколько растений.) • Почему они называются комнатными? (Это растения, которые в нашей местности не растут в открытом грунте круглогодично, т.к. они не переносят холодных зим.) Сюрпризный момент: Слышен стук в дверь, входи почтальон, приносит красивую коробку. Воспитатель объясняет, что чтобы узнать, что лежит в коробке и её открыть, надо отгадать загадку: Загадка. Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань).
Воспитатель: Каждый цветок прекрасен по-своему. Герань — символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Не зря еще герань называют «бабушкин цветок». «Бабушкин» — значит родной, привычный, домашний… Родился цветок далеко-далеко в Южной Африке. Привезли его к нам путешественники-мореплаватели. Всем он понравился за то, что он так красиво цветёт. Давайте внимательно рассмотрим герань (пеларгонию). Растение это светолюбивое, у него прямой стебель, округлые, светло-зелёные листья на длинных черенках. На листочках как будто нарисованы бурые, коричневатые круги. Цветки растут «букетиком» — соцветием.
Посадка черенка. Воспитатель: Ребята, а кто хочет посадить черенок герани, чтобы потом подарить такое красивое растение маме? (Дети высказываются.) Как сажать черенки? (Показ воспитателя.)
Сделать ямку палочкой, воткнуть в землю и прокрутить.
Поместить черенок в углубление в земле.
Землю около черенка прижать, но не слишком близко к стеблю.
Посаженный черенок польём.
Самостоятельная трудовая деятельность. Посадка детьми черенков. Дети считают количество листьев и запоминают. Когда появится новый лист, черенок прижился, растет. Поливают растение.
Итог занятия: Разговор с детьми об уходе за растениями. Напомнить о том, что эти растения ребята принесут в подарок маме.
Труд детей на воздухе
Посильный труд детей на воздухе
Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
В.А. Сухомлинский.
Труд дошкольников в природе имеет свою специфику:
Конечная цель
отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Например, чтобы вырастить овощи, ягоды, цветы и т. п. результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал какую-то игрушку — можешь играть).
Предполагает участие и помощь взрослого.
Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Детей младшего дошкольног
о возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
В средней группе
дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскапывание очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). При этом у детей воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.).
Старших дошкольников (5—7 лет)
необходимо приучать работать во все времена года:
Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников.
Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц.
Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай — летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
Организация труда дошкольников.
Детский труд следует дозировать.
Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка. Например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание.
Труд в природе: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.
Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.
Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд уходу за огородом, сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата.
Первая младшая группа. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.
Вторая младшая группа. У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам её выполнения. С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер.
Средняя группа. У детей воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания. Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения: ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения. Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.
Старшая группа. Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников; принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.
Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы, выращивать для них корм.
Подготовительная: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.