ГДЗ по русскому языку 9 класс. новое и старое издание Бархударов Дидактич. Подробные решения по русскому языку за 9 класс авторы Бархударов. В этом учебном году все школьники девятых классов будут изучать много очень сложных тем по русскому языку.

Коллективный труд дошкольников в разных возрастных группах ДОУ


Самостоятельный труд детей, формы его организации

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >> «Дошкольная педагогика». Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Самостоятельный труд детей — наиболее действенное средство трудового воспитания, введение которого подготавливается трудовым обучением. Значение самостоятельного труда детей в том, что ребенок осваивает трудовую деятельность; самостоятельный труд детей — школа участия ребенка в общественно полезной деятельности, школа овладения общественными мотивами труда, школа действенной заботы о людях, школа овладения общественно ценными формами поведения. Однако, как справедливо утверждал А. С. Макаренко, труд может остаться нейтральным в воспитательном воздействии, если не заботиться о формах его организации. В дошкольных учреждениях используются две формы организации повседневного самостоятельного труда детей — индивидуальный труд детей и коллективный. При организации труда в указанных формах создаются объективные условия для реализации всех задач трудового воспитания: формирования трудовой деятельности, воспитания личности ребенка и воспитания отношения к труду, его результату и трудящемуся человеку. Задача воспитателя — максимально использовать возможности индивидуального и коллективного труда в целях воспитания детей. Индивидуальный труд как форма организации повседневного труда детей широко применяется во всех возрастных группах детского сада и во всех видах трудовой деятельности. Эта форма организации характеризуется тем, что весь процесс труда выполняется ребенком индивидуально; он ни в одном элементе трудовой деятельности не связан ни с кем из детей. Данное обстоятельство создает благоприятные условия, во-первых, для осознания ребенком общественной направленности и общественной значимости достигнутого им результата труда (расставил правильно хлебницы — помог няне и позаботился обо всех детях), а во-вторых, для успешного освоения результативных действий, а затем и трудовых процессов под руководством взрослого. Наиболее эффективна форма индивидуального труда в младших группах, где особенно важен близкий контакт ребенка с воспитателем при освоении им трудовой деятельности. Воспитатель имеет возможность оказать необходимое внимание каждому ребенку, помочь в наиболее сложных моментах, определить индивидуальный темп, необходимое количество упражнений для освоения сложного содержания. Кроме того, взрослый может подробно разъяснить цель и значимость труда ребенка для других, обеспечить принятие цели, заинтересовать результатом труда, вызвать желание его достигнуть. Здесь же создаются возможности для индивидуального подхода к ребенку: разъяснить и показать результат труда, требования к нему, провести тщательный показ трудовых действий, оказать прямую помощь ребенку в виде так называемых пассивных действий — действий руками ребенка. Обеспечивая освоение трудовых действий, воспитатель расчленяет их на операции, отрабатывая составляющие их движения: сначала двумя руками снизу взять тарелку с хлебом, а затем, когда это движение выполнено, поставить ее в центр стола. Таким образом, показ, объяснения, собственные действия ребенка чередуются, и каждый раз ребенок все более точно повторяет трудовое действие, добиваясь получения нужного результата. Освоенность трудовых действий является основой для формирования активности ребенка, проявления заботы о других, стремления и умения оказать помощь сверстнику. Так, уже дети 3 лет, освоив трудовые действия застегивания, расстегивания или раскладывания ложек, охотно помогают или сверстникам в процессе одевания, или няне при накрывании на стол. В средней и старшей группах индивидуальный труд исполь зуется для освоения детьми трудовых процессов. При руководстве им также используется разъяснение цели труда, требований к результату, проводится тщательный показ организации трудового процесса, трудовых действий, последовательности их. Но в этих группах все больший вес приобретают указания и советы, опирающиеся на ранее сформированные знания и умения, хотя в особо трудных случаях возможно возвращение к отработке трудового процесса по частям. В старшей и подготовительной группах показ используется тогда, когда включаются новые приемы работы или если ребенок не овладел в силу ряда обстоятельств необходимыми умениями в предыдущих группах. В индивидуальном труде детей средней группы и старших групп особое внимание уделяется тщательному контролю за точностью выполнения действий, за качеством результата, аккуратностью работы, контролю за темпом работы, деловитостью ребенка. К оценке результата привлекается сам ребенок, которого воспитатель учит видеть причины успехов и неудач в выполнении каждого трудового действия. В старших группах индивидуальный труд детей является и показателем интереса ребенка к тому или иному виду труда (ручному, труду в природе или хозяйственно-бытовому) и показателем его сформированности. В этом случае ребенок, как правило, достаточно хорошо владеет трудовым процессом. Воспитатель приходит на помощь советом, вопросом, направляет анализ результата, подсказывая, что и как необходимо усовершенствовать. По мере овладения детьми трудовыми процессами создается возможность организовать труд рядом нескольких детей. Он возникает в младшей группе и характеризуется тем, что дети трудятся параллельно: каждый выполняет свое задание, работает в своем темпе, со своим оборудованием, отчитывается за свой результат. Труд рядом дает возможность руководить одновременно деятельностью нескольких детей, осуществляя общий показ какого-то приема или давая советы, указания всем детям. В ходе труда рядом, особенно при одинаковом его содержании, может возникнуть общение между детьми по поводу темпа, качества работы, оборудования и т. д. Воспитатель использует эти возможности для воспитания взаимоотношений детей: оказать помощь или не мешать товарищу, поделиться оборудованием и т. д. Труд рядом является переходной ступенькой к коллективному труду. Уже в дошкольном возрасте возможен коллективный труд детей с его особенностями: общая цель, разделение труда между работающими, коллективный результат труда, общая ответственность за него, зависимость участников труда друг от друга. В коллективном труде возникают объективные условия для появления взаимопомощи, взаимной требовательности, взаимной ответственности и т. п. Наиболее простой формой организации коллективного труда является общий труд, который характеризуется объединением детей в двух элементах деятельности: общая цель и обобщение результатов труда всех участников в один общий результат. Процесс же труда протекает как индивидуальный. Например, общая цель — сделать растения чистыми. Каждый из детей получает одно растение, протирает его. Общий итог — все вместе сделали все растения чистыми. Содержание заданий в общем труде может быть для каждого ребенка и разным: один обтирает стулья, другой — полочки, третий укладывает строительный материал и т. д. Общий результат — порядок и чистота в группе. Обобщение результатов дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом работающей группы, а воспитателю — формировать у детей представление о коллективном характере труда, понимание зависимости общего результата работы от качества работы каждого. Такие объединения возникают уже в младшем и в среднем дошкольном возрасте, когда одни дети овладели отдельными трудовыми процессами или результативными трудовыми действиями, входящими в процесс труда. В руководстве общим трудом перед воспитателем выступают два вида задач: 1) формирование коллективного труда — трудовой деятельности, отношений и общения детей по поводу труда; 2) определение методов и приемов, позволяющих воспитывать личность ребенка в процессе коллективного труда. Общий труд начинается с постановки воспитателем общей цели и определения объема общей работы, разъяснения, почему труд может быть выполнен группой детей, например: «У нас много работы: надо вымыть всю кукольную посуду (грязная кукольная посуда приготовлена и составлена в одно место так, что ее действительно много)». Затем следует распределение объема работы: «Каждый вымоет по одному предмету, и вся посуда будет чистая». После этого дети отбирают оборудование, организуют каждый свое рабочее место. Получив разрешение, они берут предметы посуды, моют их, споласкивают, выставляют на салфетку на общий стол. Результат оценивается с точки зрения качества работы и ее объема. Со временем (к концу года в средней группе) воспитатель привлекает детей к выполнению различных трудовых процессов в общем труде, к распределению работы, уточняя ее цель, объем и необходимое оборудование. При этом учитываются склонности и умения детей: каждый выбирает для себя более интересную работу и ту, в которой он лучше освоил трудовые действия. Справедливое распределение работы требует учета ее объема, желаний детей и очередности выполнения более привлекательного труда (в прошлый раз растения поливал Саша, а теперь будет Коля, а Саша протрет, расставит стулья и т. п.). Вначале общий труд охватывает небольшую группу детей, а затем и группу в целом. По мере овладения трудовыми процессами и умениями работать вместе характер организации этой формы труда усложняется. Общий объем труда распределяется уже не между работающими детьми, а между звеньями. Каждое звено выполняет разную работу: одно звено, участвуя в уборке групповой комнаты, обтирает и поливает растения, второе обтирает стульчики, третье моет игрушки. При этом каждый ребенок в звене выполняет весь трудовой процесс сам по отношению к нескольким предметам. Распределяя работу между звеньями, воспитатель учитывает подготовленность детей к выполнению задания, объясняет, почему эта работа поручена данному звену. Важно, чтобы дети совершенствовались в разных трудовых процессах. При распределении детей по звеньям и труда между звеньями учитывается трудоемкость работы: у каждого звена объем работы должен быть одинаков. Определяя состав звеньев, воспитатель учитывает желания детей, их взаимовлияния. Хорошо умеющий трудиться не должен подавлять того, кто владеет навыками труда хуже, а тот в свою очередь учится быстро работать у других. Здесь формируются отношения товарищества, умение помочь, уступить и т. п. Воспитатель активно руководит этим процессом, обращая особое внимание на качество труда и взаимоотношения детей. С учетом уровня развития трудовых навыков воспитатель регулирует трудовую нагрузку каждого ребенка: более умелый ребенок получает несколько больший объем работы или справившийся с работой ребенок помогает другому. Заканчивается труд подведением общих итогов. Общий результат труда осознается детьми лишь с помощью взрослого, который объединяет результаты труда всех, показывая значимость коллективных усилий: «Каждый обтер по 3 стульчика, а все вместе сделали много» или «Все вместе убрали групповую комнату — обтерли стульчики, вымыли игрушки, вымыли и полили растения». Воспитатель указывает и направленность труда — для чего или для кого трудятся дети. Такие объяснения вызывают стремление трудиться более старательно. Оценивается и характер тех отношений, которые возникли в ходе труда: «Петя помог Саше — показал, как надо правильно обтирать листья. Петя хорошо сделал». Подобные оценки формируют у детей представления о нормах взаимоотношений, что важно для дальнейшей оценки, самооценки и регуляции своего поведения самим ребенком в процессе коллективного труда. Обязательна в конце коллективного труда уборка каждым ребенком своего рабочего места, уборка оборудования. Совместный труд предполагает вычленение ряда последовательных действий над объектом труда, переходящим от одного участника к другому, и организуется в старшем дошкольном возрасте. Каждый участник занимает свое место в цепочке: он принимает объект труда, выполняет свое трудовое действие и передает объект дальше. Детей объединяют общая цель труда, факты приемки и сдачи изделия каждым участником и конечный результат, который аккумулирует трудовые усилия всех участников. Совместный труд дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом сообщества, почувствовать важность совместных усилий для достижения результата, необходимость каждому выполнять свое дело добросовестно и в общем темпе. Такая организация наиболее целесообразна для трудовых процессов, которые можно разделить на ряд последовательных трудовых действий с отчетливо выраженным промежуточным результатом: уборка крупного строительного материала (доставка материала, мытье, вытирание, укладывание на место — 4 трудовых действия); поделка игрушек из бумаги (складывание выкройки, склеивание, приклеивание украшений — 3 действия); уборка снега на участке или уборка участка (сгребание снега в одно место, наполнение ящиков снегом, перевозка к местам построек — 3—4 действия); работа на огороде (расчистка грядок от мусора, вскапывание земли, разравнивание земли граблями) и др. Число трудовых действий в цепочке не должно превышать 3—4. При увеличении цепочки дети оказываются не в состоянии охватить весь процесс труда, верно определить последовательность действий. Объем трудового действия должен быть по силам каждому участнику, а разделение труда на операции доступно пониманию ребенка, удобно для работы. При делении процесса труда важно предусмотреть, чтобы каждое трудовое действие заканчивалось достаточно ярко выраженным промежуточным результатом, который отвечает определенным требованиям: поднести строительный материал и сложить так, чтобы его было удобно брать для мытья; мыть и споласкивать детали так, чтобы они были чистые; вытирать сухо со всех сторон и складывать разные детали на разные полки и т. д. Эти требования должны контролироваться участниками труда. Совместный труд требует четкой организации. Особый последовательный способ выполнения работы предусматривает наличие знаний о составе и порядке трудовых действий. Эти знания дети получают в процессе ознакомления с трудом взрослых (пошив одежды в ателье, строительство дома, приготовление еды поварами и т. д.), когда выясняют, что последовательное разделение и выполнение трудовых действий ускоряет получение готового изделия, улучшает его качество, так как каждый умеет делать свое дело быстро и хорошо. Перед началом совместной работы дети вспоминают состав и последовательность действий в предстоящем трудовом процессе. В ходе беседы обсуждается, сколько детей должно участвовать в трудовом процессе, какие действия и в какой последовательности будет выполнять каждый участник, какое оборудование ему нужно. Такое предварительное обсуждение помогает правильному планированию и организации коллективного труда. Руководя совместным трудом детей, воспитатель решает две задачи: формирование коллективного труда и воспитание личности ребенка в процессе труда. Это руководство складывается из ряда моментов. Предварительное обсуждение — планирование труда: определив цель труда и выделив трудовые действия, дети договариваются, кто что будет делать и сколько детей будет выполнять то или иное действие, исходя из его трудоемкости. Например, мытье кубиков занимает меньше времени, чем вытирание, значит, если мыть кубики будут двое, то вытирать — трое. Такое обсуждение формирует у детей представление об объеме труда, справедливом его разделении с учетом сложности. Здесь возможны и конфликты, если несколько детей захотят выполнять одно и то же более интересное действие. Воспитатель учит, как решать конфликты, договариваясь об очередности выполнения более интересных трудовых действий. Обсуждение организации рабочего места: какое оборудование необходимо, как его расположить, чтобы было удобно работать. При таком обучении планированию труда резко возрастает самостоятельность детей: они сами распределяют участников работы, выбирая каждый себе место с учетом желания других детей, трудоемкости отдельных действий и своих умений. Но эта самостоятельность у каждого формируется постепенно. Выделяются дети-инициаторы, которые, хорошо зная состав и последовательность трудовых действий в трудовых процессах, берут на себя инициативу распределения участников работы по местам. Другие спрашивают у инициаторов, что им делать, не сразу включаются в труд. Роль воспитателя состоит в том, чтобы ввести правила, на основе которых обязанности распределяются справедливо (выполнение принципа очередности, учет желаний, трудовых умений и т. д.). Усваивая правила, дети становятся все более самостоятельными в организации и выполнении труда. В таком случае роль педагога состоит в оценке самоорганизации детей уже после ее окончания. В процессе организации труда важно продумать характер привлечения к работе всех детей. Те дети, которые включаются в работу на последних операциях, могут помочь тем, которые выполняют первые операции (например, поднести кубики для мытья), или приготовить место для «продукции» (вытереть полки, на которые будет уложен строительный материал, и т. п.). А затем дети, которые выполняли первые операции, помогают тем, кто завершает работу. Такой подход к деятельности детей позволяет сразу правильно организовать труд и руководить деятельностью всех участников, одновременно показывая им правила регулирования отношений в процессе труда. Причинами конфликтов являются недостаточные умения детей, невнимание к качеству своей работы. Пути устранения этих конфликтов разные. В первом случае требуется знание возможностей каждого участника цепочки. Показ или другой способ обучения ребенка в ходе такого труда невозможен, так как временные паузы разрушают работу всех. Если же ребенок владеет трудовым действием, но темп работы недостаточен, ему нужно помочь: напомнить, посоветовать более рациональные способы выполнения операции или передать часть работы умелому ребенку или увеличить число детей для выполнения данного трудового действия. Во втором случае воспитатель обращает внимание всех детей на качество промежуточного результата, вводит правило — сдавать следующему участнику работу (объект) только с хорошим результатом, поддерживает тех детей, которые стремятся сделать все хорошо и требуют этого же от других участников; помогает тем, кто недостаточно справляется с порученной ему работой. При оценке результата труда воспитатель связывает его с трудовыми усилиями всех детей, качеством промежуточных результатов. Оценка содержит и напоминание о целях, направленности труда, что важно для закрепления в сознании ребенка общественно значимых мотивов их деятельности. Одна из разновидностей совместного труда характеризуется тем, что одновременно двое (или более) детей выполняют одно трудовое действие с одним предметом труда: переноска сухих листьев на носилках, передвижение (переноска) столов, складывание скатертей, некоторые виды столярного труда, когда один ребенок, например, пилит, другой держит кусок дерева и т. д. Этот вид труда сложен для детей тем, что в процессе его важно уметь строго согласовывать свои действия с действиями другого участника, выполнять их одновременно. Руководство таким трудом включает: 1) объяснение детям необходимости совместных трудовых действий: столы тяжелые, один перенести их не может, нужно это сделать вдвоем и т. д.; 2) показ детям приемов совместной работы, согласованности усилий (как надо встать по отношению к ручкам носилок, как и почему важно поднять носилки одновременно, как одновременно их наклонить, чтобы сбросить груз, и т. д.); 3) выполнение определенных правил, которые предотвращают возникновение конфликтов: ожидать товарища, учитывать его темп и т. д. Таким образом, индивидуальный и коллективный труд широко используется во всех группах детского сада в целях трудового воспитания детей, при этом динамика форм организации характеризуется переходом от индивидуального труда совместно со взрослым к индивидуальному самостоятельному труду и труду рядом, а затем к коллективному труду. Но коллективный труд отнюдь не отменяет индивидуальный труд и в старшем дошкольном возрасте.
продолжение книги …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]