Задачи обучения рисованию в разных возрастных группах


Задачи обучения рисованию в разных возрастных группах

Образовательные:

— Совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

— Совершенствовать умение получать различные оттенки в результате смешения цветов.

— Закреплять умение работать с цветовым кругом, определять цветовые гармонии.

— Продолжать учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.

— Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.

— Продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа.

— Продолжать учить приёмам рисования.

— Продолжать учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).

— Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.

— Продолжать учить рисованию с натуры.

— Продолжать знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями их мотивами и элементами.

— Учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элементы и приёмы.

— Продолжать учить составлять орнамент (геометрический, растительный), познакомить с зооморфным орнаментом.

— Продолжать учить узоры на разных формах.

— Продолжать учить выделять в предметах сложной формы более простые.

— Учить сюжетному рисованию.

Развивающие:

— Закреплять умение пользоваться палитрой для получения оттенков.

— Продолжать развивать формообразующие движения: нанесение точек, различных по форме и характеру; проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях.

— Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.

— Развивать: наглядно образное мышление; наглядно-действенное мышление в процессе создания образов.

— Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.

— Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс, орнамент, перспектива: линейная, воздушная; глубина; пространство; фактура; строение.

— Развивать память, воображение.

Воспитательные:

— Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.

— Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.

— Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

— Продолжать воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.

— Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.

— Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

— Воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

В помощь учителю рисования при подготовке к уроку

Игровые заставки на уроке

Все дети любят играть. Об этом преподавателям при разработке структуры своего урока стоит помнить. Введение в урок даже небольшой игры позволяет не только его разнообразить и заинтересовать учащихся изучаемой темой, но и дает возможность еще раз подвести итог и закрепить новый материал. Некоторые игры постепенно могут стать основными (понравившиеся детям), а потому их стоит использовать на всех последующих уроках, связанных одной тематикой.

Какие же игры можно использовать на уроках изобразительного искусства? Во-первых, ассоциативные, развивающие у детей фантазию и образное мышление. В основе этих игр будут лежать используемые во время уроков музыкальные и литературные произведения, к которым учащимся необходимо будет выбрать картины художника, передающие то же самое настроение или основную мысль.

Например, преподаватель может поставить отрывок из любой музыкальной композиции, а после его прослушивания предложить детям найти в представленных взору репродукциях ту, с которой эта музыка наилучшим образом сочетается, а затем кратко сформулировать причину такого вывода. Если же мнения нескольких опрошенных детей будут расходиться, задание может быть оставлено на конец урока. При этом необходимо заинтересовать детей вопросом и заставить их задуматься. Это можно сделать при помощи поощрительного приза, который достанется тому, кто правильно ответит и разъяснит задание в конце урока.

Та же самая игра может быть использована и во время сравнения живописных и литературных произведений, характеристик образов главных героев, описаний природы. Здесь важен уже не просто подбор правильного произведения, но и определение его связей и тех литературных оборотов, при помощи которых автору удалось создать впечатление, аналогичное изображенному. После каждой такой игровой минутки учитель совместно с детьми может выписывать на доске основные словесные обороты, подчеркивающие настроение произведения. Благодаря этому дети будут их запоминать, а при дальнейшей работе и использовать, делая самостоятельно описание живописных полотен. Эти выделенные слова стоит пробовать вспомнить на следующем уроке или через урок. Это поможет развить память учащихся, особенно если в выполнении данного задания они будут заинтересованы.

Еще одной разновидностью может быть игра на разгадывание. Задачей преподавателя здесь является придумывание таких вопросов по просматриваемым произведениям живописи, которые потребуют у детей разгадывания. Можно, например, поинтересоваться названием незнакомой детям картины. Естественно, версий по этому поводу будет очень много, не исключено, что дети даже найдут ее настоящий вариант. Во время этого отгадывания следует задавать наводящие вопросы: «Какой является главная цель произведения?», «Что является композиционным центром картины?».

В виде загадок могут быть взяты и такие обобщающие задания, как, например, выявление лучших художников в том или ином жанре или напоминание о наиболее часто повторяющихся образах в произведениях живописи и названиях этих полотен. Это могут быть образы одних и тех же былинных и сказочных героев в разных или похожих ситуациях, образ женщины с ребенком и т. д. Еще одно из заданий — определение произведений, выполненных в схожей цветовой гамме, или воспроизведение в памяти портретов известных деятелей искусств и написавших их авторов (кто написан и каким художником?).

Очень интересной является и игра «Потерянный кусок». Суть ее состоит в том, что преподаватель демонстрирует учащимся кусок (угол, эпизод) любой известной по предыдущим темам картины, а учащиеся пытаются вспомнить и ее название, и содержание, и автора. Естественно, что определить, какой кусок из картины им показан, дети смогут, если при изучении этой темы они были очень внимательны и хорошо рассмотрели и запомнили демонстрируемые им произведения.

Данная игра обычно настолько увлекает учеников, что они просят преподавателя устраивать ее ежедневно — и тем самым дают учителю возможность не только проверить прочность их знаний и внимательность, но и повысить собственную внимательность к показываемым полотнам. Постепенно ученики смогут все более и более быстро определять название и автора произведения, а потому придется усложнять задание: показывать менее примечательные элементы картины или же демонстрировать вовсе неизвестную картину, предлагая им определить ее автора, опираясь на знание манеры письма художников и предпочитаемую ими тематику. Кроме того, можно давать словесные описания картины, по которым учащимся также предстоит определить загаданное произведение.

Как правило, дети любят кому-то подражать. Эту особенность тоже можно использовать в игре, например предложив школьникам воспроизвести сцену, изображенную на картине, придумать ей продолжение или же описать ощущения изображенного человека в момент после его «пробуждения». Что он видит, слышит, о чем думает? Очень много возможностей в этом плане дают картины бытового содержания или с изображениями людей: «Опять двойка», «Бой Ильи Муромца со Змеем» и т. д.

Во время урока стоит проводить и игры-конкурсы. Это позволяет увлечь детей и в очередной раз дает возможность закрепить пройденный материал. В виде конкурса можно провести игру «Я экскурсовод». Перед классом выставляется ряд репродукций, объединенных одной темой, а затем все учащиеся поочередно обыгрывают роль экскурсовода и предлагают зрителям свой рассказ о выставленных произведениях. По окончании игры голосованием выбирается победитель. А когда дети уже будут иметь основные навыки составления рассказа по картине, репродукции художников можно заменить на работы самих учащихся. Это даст возможность услышать о впечатлениях всего класса по поводу каждой из представленных работ, т. е. узнать их мнение на этот счет.

Аналогичным этому конкурсом может стать и игра «Я выдумываю». Проводится она следующим образом: учитель задает ученикам любую тему, дает время на обдумывание (можно поставить в этот момент музыку с необходимым настроением), а затем ученики рассказывают о той вымышленной картине, которую они нарисовали в своем воображении. По окончании игры также может быть проведена оценка рассказов. Естественно, выиграет только тот ребенок, который умеет передавать свои фантазии литературно и связно. Данную игру хорошо использовать в том случае, когда необходимо развить у детей фантазию и умение составлять последовательный рассказ.

Очень привлекают детей и игры, похожие на те, какие они сами придумывают. К ним относится, например, игра «Ярмарка». Ее можно провести следующим образом: устроить в классе большую выставку. При этом каждый стенд должен быть посвящен работам одного из школьников. Затем совместно с классом напишите объявление о том, что на протяжении всего дня в кабинете рисования будет проходить ярмарка, на которой можно «купить» любой рисунок, и всего-то за несколько добрых слов в адрес самого произведения.

Когда же на переменах в класс потянутся учащиеся других классов, учитель должен объяснить, что авторы «продадут» свои работы тем, кто сможет правильно описать понравившееся ему произведение, определить его главную мысль и придумать по нему рассказ. Кроме того, автору дается право задавать «покупателю» дополнительные вопросы на свое усмотрение. При помощи этой игры учитель рисования сможет не только привлечь к своим урокам учащихся других классов, но и продемонстрирует необходимость применения детьми полученных знаний на практике.

Если всевозможные игры и конкурсы проводятся в школе постоянно, то можно приготовить специальные медали лучшим ученикам и победителям: «Мастер натюрморта», «Специалист в области живописного письма» и т. д. В конце года может быть подведен общешкольный итог, где по собранным медалям и будет определен, а затем и награжден лучший художник школы.

Конспект занятия по рисованию «Волшебный мир красок»

Конспект занятия

по рисованию «Волшебный мир красок».

Вторая младшая группа.

Цель: познакомить детей с красками, кистью; учить идентифицировать цвет краски, правильно держать кисть, набирать краску на кисточку, промывать кисть в воде, вытирать кисть салфеткой; развивать желание рисовать кистью, любоваться красотой различных предметов.

Оборудование: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (Карандашик и Кисточка); мольберт, листочки бумаги, коробка с красками (акварель, гуашь); кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная подготовка: экскурсия по группе, во время которой воспитатель обращает внимание детей на красочность окружающих их предметов.

Ход занятия.

Воспитатель: Посмотрите, дети, кто сегодня пришел к нам в гости

(Воспитатель прикрепляет на фланелеграф фигурку Карандашика).

Да, это наш друг Карандашик, с которым мы много рисунков уже нарисовали. Но он пришел не один. Карандашик, познакомь нас со своим другом.

Карандашик: Это моя подруга кисточка. (Воспитатель при крепляетна фланелеграф фигурку Кисточки.) Но и она пришла не одна, а со своими лучшими подругами. Кисточка, познакомь нас с ними.

Кисточка: А вы попробуйте отгадать сами:

Разноцветные сестрицы,

Писанные красавицы,

В коробке лежат,

Рисовать скорей хотят.

(Если дети не могут отгадать, воспитатель показывает коробку с красками)

Кисточка: Да, это мои подруги — краски. Вместе мы украшаем все предметы, игрушки. Вот у вас в группе, я смотрю, красиво. Давайте посмотрим, какая из

моих подруг здесь постаралась.

(Воспитатель показывает детям одну из красок, дети же должны назвать предмет такого же цвета, находящийся в группе. Вариант этого задания: выставить на стол игрушки разного цвета: мячи, кубики, машины. Дети должны также идентифицировать цвет краски с цветом игрушки.)

Физ. Минутка.

Все ребята дружно встали — выпрямиться

И на месте зашагали. — ходьба на месте

На носочках потянулись — руки поднять вверх

А теперь назад прогнулись. — прогнуться, руки положить за голову

Как пружинки мы присели — присесть

И тихонько разом сели. — выпрямится и сесть.

Воспитатель: Да, Кисточка, каждая из твоих подруг постаралась сделать нашу группу красивой. Спасибо, Кисточка. А научите ли вы наших ребяток так красиво рисовать?

Кисточка: Конечно. Начнем с того, что научимся правильно брать кисточку в руку.

(Воспитатель демонстрирует, как правильно держать кисточку, и предлагает детям взять кисточки в руки).

Кисточка: А теперь не забудем опустить кисточку в стаканчик с водой и только потом набираем краску на кисть.

Цвет мне краски назовите,

(дети называют цвет краски)

Хвостик в краску обмакните,

Аккуратно, не спешите.

Посмотрите, вот, ка я,

Молодцы, мои друзья.

(Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали кисть чуть выше металлической части)

Вот теперь можно попробовать нарисовать что-нибудь.

(Воспитатель на мольберте проводит прямую линию, проговаривая: «Вот какая лента у меня получилась», и предлагает детям сделать то же самое на своих листочках).

Кисточка: Как хорошо у вас получается, ребята! А теперь, если вы хотите со мной дружить, промойте кисточки в воде и вытрите их салфеткой. Тогда мы не испортимся и вместе с вами нарисуем много красивого и интересного.

Итог занятия.

Воспитатель: Спасибо тебе и твоим подругам — краскам, Кисточка. Приходи к нам почаще. Наши дети очень хотят научится рисовать. Правда, ребята?

Сколько в мире красок1

Столько красоты!

Рисовать научимся

Я, и ты, и мы.

Нетрадиционные техники рисования. Пальчиковая живопись. Путешествие в страну «Вообразилию».

Пальчиковая живопись

Рисование руками – одна из самых древних техник живописи! Она развивает творческие способности в любом возрасте.

Рисование пальчиками помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое «Я».

Сейчас написано множество хороших исследований о пользе подобных занятий и их влиянии на развитие личности ребёнка. Ускоряется эмоциональное и телесное (физическое) развитие детей, устраняются последствия родовых стрессов и болезней, прекрасно развивается мелкая моторика обеих рук, ускоряется и усложняется развитие речи, воспитываются трудовые и волевые качества, взращиваются чувство прекрасного и собственного достоинства, познаются способы передачи красоты окружающего мира и многое другое. По всему миру психологами признается успокаивающий эффект рисования руками.

«Пальцевая живопись» — это «способ передачи эмоций, чувств и состояний, исходящих из глубины сердца человека посредством прямого контакта кончиков пальцев с красками и бумагой». И что самое ценное — для занятий спонтанной живописью не требуется умение рисовать, существует только безоценочное восприятие нарисованного («сердце — на кончиках пальцев»).

Занятия настолько увлекательны, что дети и взрослые сами не замечают, как вовлекаются в процесс терапии. Происходит процесс трансформации негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства находят отражение в картине. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в момент создания картины, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Задачи подобной изобразительной деятельности

— прививать детям интерес к нетрадиционным техникам рисования -пальчиковой живописи;

— развивать творческое воображение детей, фантазию;

— воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;

— воспитывать внимание, наблюдательность и эстетическое отноше­ние к действительности;

— учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки:

— учить рисованию промакиванием подушечками пальцев, фалангами, кулачком, ладошкой, заканчивая изображение дорисовкой деталей;

— учить рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые линии, а также замыкать их; научить детей изображать предметы круглой, прямоугольной и тре­угольной формы; объединять изображенные предметы в композицию;

— учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке;

— учить детей различать, называть и использовать в работе цвета /красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый/, знать их оттенки /розовый, голубой, серый/.

Обзор инструментов и средств для рисования

При выборе для детей инструментов и средств для рисования нужно обратить внимание на ряд особенностей. Если малыш маленький и тянет все в рот, приобретайте съедобные и нетоксичные материалы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть инструменты для рисования. Также чтобы ребенку было интересно, выбирайте яркие краски.

  • Пищевые продукты. Самыми безопасными для малышей являются съедобные краски, сделанными своими руками. Если сварить кисель из крахмала и воды и добавить в него пищевой краситель, получится отличная густая краска. Также в качестве красок можно использовать фруктовые и овощные соки и пюре, кусочки овощей (например, свеклу) и ягоды.
  • Краски промышленного производства. Малышам можно приобрести специальные пальчиковые краски. Для экспериментирования и смешивания цветов лучше всего подойдет гуашь. А вот акварельные краски рекомендованы для детей старшего дошкольного и школьного возраста.

  • Кисточки. Детям дошкольного возраста лучше покупать крупные кисти для рисования, которые оставляют широкие и яркие следы на бумаге. Также инструментами для рисования могут стать строительные валики, губки для мыться посуды, щетки, тряпки и т.д.
  • Мягкая масляная пастель. Этот вид восковых мелков хорошо подойдет для рисования с малышами, потому что он оставляется яркие следы на бумаге и, при этом, не пачкает все вокруг, поэтому масляную пастель можно держать в открытом доступе.
  • Мягкая сухая пастель по консистенции похожа на мел. Если рисовать сухой пастелью на яркой контрастной бумаге, получатся очень интересные рисунки. Минус этого инструмента для рисования заключается в том, что сухая пастель легко ломается и крошится, поэтому требует осторожного обращения.
  • Восковые мелки. Многие специалисты советуют начинать рисовать именно с восковых мелков, однако, по сравнению с масляной пастелью, они не такие мягкие и яркие.

  • Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами. Лучше всего выбрать толстые и мягкие карандаши.
  • Фломастеры. Большинство специалистов отмечают такие минусы фломастеров, как невозможность смешивать цвета и регулировать силу нажима. Однако у фломастеров есть один большой плюс – они оставляют очень яркие следы на бумаге, а это вызывает неподдельный интерес у детей. Важно отметить, что существуют фломастеры на водной основе, которые легко смываются практически с любой поверхности.

Для того, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои творческие способности, ничто не должно его сковывать. Это относится как к психологическим, так и к физическим факторам. Размер бумаги, на которой рисует ребенок не должен быть меньше А4. Лучше всего рисовать на рулонной бумаге или ватманах. Многие специалисты не рекомендуют использовать для рисования детские столы и мольберты, а придерживаются мнения, что удобнее всего ребенку рисовать на полу.

На развивающих занятиях в дети рисуют мелками, карандашами, красками, а также используют нетрадиционные инструменты для рисования (губки, соломинки, трафареты и т.д.). Творческие занятия с дошкольниками направлены на развитие мелкой моторики, мышления, воображения, эстетического восприятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]