Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ
Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.
Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.
Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства
Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.
Малыши должны быть развиты
Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:
- Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
- Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
- Архитектура — создание зданий и сооружений.
- Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
- Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.
Дети любят картины
Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:
- карандаши;
- гелиевые ручки;
- тушь и перо;
- краски гуашь;
- акварель;
- масло;
- акрил;
- пастель масляная и сухая;
- уголь;
- сангина;
- фломастеры;
- бумага;
- глина;
- пластилин;
- мрамор;
- металлы;
- стекло;
- гипс и многие другие.
Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка
Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:
- Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
- Помощь в развитии фантазии дошкольника.
- Свобода в использовании материалов для творчества.
- Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
- Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).
Малыши любят оформлять территорию садика
Эстетическое воспитание в условиях детского сада
Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:
- видеть прекрасное вокруг;
- понимать и ценить искусство;
- тянуться к красоте.
Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.
Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.
Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.
Раннее развитие по методике Монтессори — что это такое
Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:
- насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
- росу на траве;
- первые пожелтевшие листья;
- красные гроздья рябины;
- ранний приход зимы.
Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.
Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию
Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).
Вид: практическое занятие.
Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.
Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.
Продолжительность: один академический час.
Ход:
- «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
- «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
- «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
- «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
- «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
- «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
- «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
- «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
- «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!
Коллективное развитие приоритетнее
Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Татьяна
Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
Эстетическое воспитание
– это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – музыкальная, изобразительная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является развитие у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал эстетическое в поведении человека как форму проявления его нравственности. Границы между нравственным и эстетическим условны. Воспитывая эстетически, мы совершенствуем нравственные качества человека, его представления о добре и зле, долге и чести, совести, дружбе. В этом основное значение эстетического воспитания.
Еще в 70 годы ХХ века, в целом положительно оценивая систему эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, Н. И. Киященко отмечал, что сделана попытка поставить некоторые вопросы, без решения которых не может быть построена система воспитания и развития: сущность эстетического развития, его отличие от художественного, роль условий жизни и быта, соотношение между различными воспитательными средствами.
Весь круг выдвинутых автором вопросов находится в тесной зависимости между собой.
Что же принято сегодня понимать под художественным развитием, которое, моделируя разнообразные проявления жизни, способно через искусство ярко раскрывать эстетическую и духовную ценность?
М. С. Коган в книге «Человеческая теория ценностей»
определяет
художественное воспитание исходя из понимания художественной культуры. По его мнению, художественная культура это:
1) всеобщее пространство художественной деятельности, т. е. охватывает все ее разнообразные проявления – литературные, музыкальные, сценические и пластические, киноискусство и т. д. ;
2) художественная культура характеризуется общим для всего мира искусственно-художественным содержанием – определенным образом представлением о мире и человеке, а затем и творческим методом и художественным стилем, в котором эти представления воплощаются;
3) художественная культура представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности.
Исходя из такого понимания художественной культуры, художественное воспитание в широком смысле этого слова, представляет собой способ включения личности в художественную культуру общества.
Художественноевоспитание предполагает:
1) воспитание любви к искусству и художественного вкуса
2) развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)
3) сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства.
Художественное воспитание
– целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей более широкое включение личности в художественную жизнь общества. Решение этой задачи имеет 2 уровня:
1. Приобщить личность к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм.
2. Приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов, начиная с древнейших времен и включая художественную культуру всех народов мира.
Такая структура художественного воспитания объясняется тем, что великое искусство переживает время своего создания и входит как необходимый компонент в художественную культуру каждой новой эпохи; точно также искусство каждого народа принадлежит всему человечеству, органично входя в жизнь других народов.
Художественноевоспитание предполагает объединение трех направлений воспитательной деятельности:
1. Художественного воспитания в узком смысле слова, т. е. воспитание художественного вкуса как психологического механизма, способного обеспечить адекватное восприятие искусства и формирование художественного сознания – взглядов, позиций, идеалов.
2. Художественного образования, имеющего целью расширение знаний человека в области истории и теории искусства.
3. Художественного научения, призванного развивать способности к художественному творчеству в одной или нескольких областях искусства (независимо от того, станет ли человек профессионалом или любителем)
.
Эстетическое воспитание
– понятие гораздо более широкое, чем воспитание художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности. Эстетическая культура человека предполагает развитость всей его чувственной сферы («эстетическое»
значит
«чувственное»
, эмоционально откликающейся на многообразные явления природы и самые различные стороны действительности. Главным критерием тут служит наличие чувства прекрасного.
В эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная. Воспитание, в процессе которого осуществляется художественное развитие детей, имеет большие возможности, но процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
При этом под развитием мы будем понимать особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно предполагающий качественные преобразования.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное развитие в человеке эстетического отношения к действительности, «формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».
Основными задачами эстетического воспитания в отечественной педагогике принято считать:
1. Воспитание и развитие у человека эстетического восприятия, эстетических чувств, эмоций, переживаний, воспитание эстетического вкуса, т. е. умения понимать прекрасное в жизни, в искусстве.
2. Эстетический вкус выражается в оценочном суждении. Он отражает определенный эстетический идеал, который свидетельствует о способности человека понимать сущность прекрасного.
3. Развитиеэстетического отношения к действительности: умение и стремление вносить красоту в окружающую жизнь
По мнению Ветлугиной Н. А. особое значение имеет формирование эстетического отношения к действительности, которое начинается уже в раннем детстве. В эстетическое отношение ребенка к окружающему входит его эмоциональный отклик на прекрасное, его творческая деятельность, стремление к оценке гармоничных сочетаний красок, звуков и т. д. А. А. Мелик-Пашаев эстетическое отношение определяет как особое восприятие и оценку окружающей жизни; как художественную практику детей; как адекватное восприятие произведений искусства.
Главным средством художественного воспитания является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного воспитания, когда искусство обладает эстетической ценностью. Вот почему «художественное и эстетическое воспитание стянуты в один узел».[26,c.18] Поэтому правомерен термин «художественно-эстетическое воспитание«.
В дошкольном возрасте дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности. Характерная особенность трактовки эстетического воспитания в детском саду состоит в том, что это целенаправленный процесс, организованный в единую систему и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
Н. А. Ветлугина в теории эстетического воспитания дошкольниковотмечает важность системного подхода и определяет его основные признаки:
а) целостность эстетического воспитания как подструктура всестороннего воспитания и развития;
б) определяющая роль задач воспитания обучения в эстетическом развитии ребенка;
в) совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребенка при руководящей роли взрослого;
г) взаимовлияние частей этой подсистемы.
Каждый из перечисленных признаков имеет определенное место в процессе формирования личности.
Характеризуя системный подход в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина пишет, что все компоненты эстетического воспитания тесно взаимосвязаны, хотя одни являются ведущими, определяющими, другие – более производными. Они воздействуют на личность каждого ребенка в целом, проходя сквозь призму его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Очень важно, указывает автор, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В этой связи к перечисленным выше задачам системы эстетического воспитания следует отнести (по мнению И. Ф. Харламова)
и такие как:
– формирование эстетических потребностей в области искусства;
– овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;
– приобщение детей к художественному творчеству, раскрытие их склонностей и способностей.
Система художественно-эстетического воспитания и развития является органичной частью общечеловеческого воспитания; в основе ее организации, как отмечает И. Ф. Харламов, лежат следующие основные принципы.
1. Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества (его суть в том, что эстетические явления жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности). Эстетическое воспитание не ограничивается сферой искусства и тем более каким-либо одним его видом. Эстетическое воспитание должно происходить непрерывно и повсеместно в ходе приобретения знаний, в процессе научения навыкам любой деятельности, во всех контактах ребенка с окружающей средой.
2. Принцип единства художественного и общего психического развития (художественно-эстетическая деятельность обеспечивает интенсивное развитие воображения детей, их эмоциональной сферы, памяти, речи, мышления).
3. Принцип последовательности предполагает постоянное совершенствование эстетических чувств, вкусов, расширение эмоциональной сферы и т. п.
4. Принцип эстетизации всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения детей по законам красоты.
Названные принципы целесообразно дополнить теми, которые подчеркивают своеобразие художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. В программе «Творчество», например, разработанной авторским коллективом под руководством А. И. Смоляр, художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников строится в соответствии с принципами: учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности; природосообразности; создания художественно-творческого пространства; комплексности.
Все предпосылки художественно-эстетического развитиядетей тесно связаны с игрой: они ее создают и в ней создаются, развиваются и укрепляются. Художественный потенциал игрового опыта ребенка огромен, игровой опыт выступает основным фактором художественно-эстетического развития детей. Этому будет посвящен отдельный параграф в настоящей главе.
Принцип природосообразности предполагает учет природы ребенка и природы искусства (дошкольное детство самоценно, это один из самых важных этапов в жизни ребенка).
Принцип создания художественно-творческой среды через совместную эстетическую деятельность и деятельное общение. Описанию среды как фактору художественно-эстетического развития будет посвящен материал во второй главе нашей работы.
В художественно-эстетическом развитии комплексность понимается как единство разных видов деятельности,в котором соблюдаются следующие условия:
а) научно-обоснованное содержание и методы;
б) осуществление задач нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания и развития;
в) возникновение новых возможностей и путей художественного освоения действительности, обогащение детей различными способами передачи образного содержания, сознания поисковых ситуаций, формирование творческих способностей.
Принцип комплексности проявляется в том, что содержание работы с детьми строится в соответствии с единой целью (развитие эстетического отношения к миру, имеет одни психологическое предпосылки, общую направленность творческих заданий и игр, раскрывается через тематическое единство, выражается в методической стратегии проведения занятий. Процесс художественно-эстетического воспитания и развития ребенка (детей)
строится таким образом, что искусство становится основой жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Комплексность воспитания предполагает решение всех актуальных проблем системной организации художественно-эстетического воспитания и развития, в том числе и реализацию принципа преемственности как одного из основополагающих принципов в формировании и развитии системы воспитания подрастающего поколения. Совершенствованию преемственности в процессе художественно-эстетического воспитания способствует тесная связь между комплексом педагогических воздействий в ДОУ и в школе и процессом художественно-эстетического развития детей. Преемственность предусматривает использование наиболее эффективных форм, средств и методов художественно-эстетического воспитания; выявление новых форм, средств, при опоре на достигнутый уровень художественно-эстетического развития детей. Значимость данной проблемы сейчас особенно возрастает в связи с созданием экспериментальных программ по различным видам искусства (ИЗО, музыке, а также комплексных.
Итак, можно сделать некоторые выводы.
Эстетическое развитие – понятие гораздо более широкое, чем развитие художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности.
Главным средством художественного развития является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного развития, когда искусство обладает эстетической ценностью. Поэтому можно говорить о единстве художественного и эстетического развития.
Основными задачами художественно-эстетического развитияс нашей точки зрения являются:
• развитие у человека эстетического восприятия;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие эстетического отношения к действительности;
• воспитание любви к искусству и художественного вкуса;
• развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)
;
• сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства;
• широкое включение личности в художественную жизнь общества;
• приобщение личности к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм;
• приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов.
Принципами художественно-эстетического развития дошкольников являются:
• принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества;
• принцип единства художественного и общего психического развития;
• принцип последовательности;
• принцип эстетизации всей детской жизни;
• принцип учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности;
• принцип природосообразности;
• принцип создания художественно-творческого пространства;
• принцип комплексности.
Анализ литературы по возрастной психологии позволил нам выделить возрастные особенности, на которые необходимо опираться в опытной работе по художественно-эстетическому развитию детей.Они следующие: детский анимизм, повышенная впечатлительность и восприимчивость; нестандартность и не утраченная первичность восприятия; ориентирочно — исследовательский характер сенсорных процессов; достаточно развитая двигательная память; наглядно-образное мышление (как новообразование дошкольного возраста)
; начало возникновения творческого воображения; способность действовать осознанно и произвольно.
Особенности развития технического творчества дошкольников
Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:
- Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
- Планировать свою деятельность.
- Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
- Выделять части и объединять их в целое.
- Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.
Занятия по математике для дошкольников 6-7-летнего возраста
Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.
Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.
Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:
- магнитные конструкторы;
- строительные наборы;
- различные кубики;
- блочные конструкторы;
- наборы для моделирования;
- конструкторы с суставным креплением;
- конструкторы с болтовым креплением.
Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников
Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.
К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:
- Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
- Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
- Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
- Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
- Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
- Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
- Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.
Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.
Что это такое?
В педагогике под художественно-эстетическим развитием дошкольника понимают формирование способности воспринимать красоту окружающего мира, так и развитие способности проявлять творческую активность.
Эти качества закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте.
Художественно-эстетическое развитие выполняет следующие задачи:
- Развивает эмоциональную сферу внутреннего мира ребенка.
- Помогает накапливать эстетические знания и эталоны.
- Формирует умение наслаждаться эстетическими объектами, а так же высказывать собственное отношение к ним.
- Развивает способности в творческой сфере.
Эти задачи достигаются разнообразными формами и видами эстетического развития.
С дошкольниками проводят беседы на темы о возвышенном и прекрасном.
Большую роль играет общение с природой, которая является неисчерпаемым источником красоты.
Кроме того, важно, как организовано пространство, в котором находятся дети, оно так же несет воспитательное значение.
Дошкольники непосредственно участвуют в разнообразной творческой деятельности – рисование, танцы, музыка, ремесло и т. д. В праздниках и играх дети воплощают художественные идеи, с которыми познакомились в процессе обучения.
Существуют разнообразные формы организации художественно-эстетического развития:
- Игры.
- Учебные занятия.
- Выставки.
- Экскурсии.
- Праздники.
ВАЖНО! Подбирать форму и вид занятия в художественно-эстетической сфере необходимо в соответствии с возрастом и интересами воспитанников. Следует учитывать цели, к которым стремится педагог.
Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте
Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.
Занятия в 3-4 года
СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.
Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:
- Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
- Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
- Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.
Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.
ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.
Занятия в 5-7 лет
СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.
В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.
Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.
Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.
Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.
Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.
Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.
Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.
ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.