«Что изменилось?» — детская развивающая игра с матрешками
Игра развивает зрительную детей дошкольного возраста. Тренирует ребенка, в возрасте 3 — 4 лет, различать цвета и размеры предметов, запоминать различия.
Тип: Игры с предметами.
Дидактическая задача: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, развивать у детей, в возрасте 3 — 4 лет, зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.
Игровое правило: Отвечает только тот, кого назовет матрешка — мама (самая большая матрешка).
Игровое действие: Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.
Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми воспитатель называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.
Дети сидят за столиком полукругом; он поставлен так, чтобы всем были видны матрешки, стоящие на столе воспитателя.
Педагог задает вопрос:
— Дети, что вы видите на моем столе? — Матрешки — отвечают дети хором. — Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? («Разные».) А что у них разное? Посмотрите внимательно!
Вначале дети затрудняются ответить правильно, воспитатель помогает им наводящими вопросами:
— Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки красный платочек, у другой — зеленый, а у этой — синий. Как мы скажем про платочки одним словом? («Платочки у матрешек разного цвета».) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.
А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали. Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.
При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.
В этой развивающей игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.
Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников
Ольга Овчинникова
Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников
Особенности организации дидактических игр у младших дошкольников
Для успешной организации дидактическихигр существуют три основных этапа: подготовка дидактической игры, непосредственно ее проведение, а также проведение итогов игры.
Готовясь, педагог отбирает дидактическую игру, которая бы отвечала бы задачам воспитания и обучения, а также соответствовала определенной возрастной группе. Педагог должен определить наиболее удобное временя, а также место проведения дидактической игры. Он должен подготовить необходимый дидактический материала для выбранной игры, который должен быть красочными, крупными, прочными, иметь доступное для понимания ребёнка содержание. Педагог должен подготовиться сам, и что немало важно подготовить детей к игре, так как игра чаще всего опирается на знания, уже имеющиеся у детей.
Далее педагог проводит дидактическую игру,где он: знакомит детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре; объясняет ход и правило игры.
Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения дидактической игры. Рассмотрим особенности проведения в младшей группе. У детей младшего дошкольного возраста слабо развита координация движений, а также низкий уровень сенсорной и особенно моторной речи, поэтому обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным, либо небольшими подгруппами. Целесообразно повторять одни и те же игры с детьми несколько раз. Дидактические игры проводятся ежедневно. Длительность игр зависит от их содержания и не должны превышать 5-8 мин. Важно помнить, что при проведении дидактической игры детям нельзя переутомляться. Дидактическая игра должна приносить радость и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
С помощью дидактических игр дети младшего дошкольного возраста учатся обследовать предметы, знакомятся с их различными признаками. Дидактические игры также требуют от детей словесного обозначения этих признаков, что способствует развитие активного словаря. Одни игры дают представление о различных формах, цветах и размерах предметов («Чудесный мешочек»
,
«Найди такой же предмет, как у меня»
,
«Собери цветок»
,
«Спрячь ежика»
и др.). Другие игры учат ребенка группировать предметы по тому или иному признаку(
«Большой и маленький»
, «Найди домик зверятам
(соответствующего цвета)
. Дети учатся сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью
дидактических игр.
В конце дидактической игры подводятся итоги по результатам, которых можно выявить какие приемы, при подготовки и проведения дидактической игры, оказались наиболее эффективными для достижения поставленных задач. А также о том будет ли она с интересом использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.