Что дети должны знать об эмоциях
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:
- радость
- грусть
- страх
- гнев
- обида
- удивление
Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:
- Только ли у человека есть чувства?
- Что такое положительные и отрицательные эмоции?
- Когда я рад, а когда огорчаюсь?
Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:
- жестов
- мимики,
- действий
Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Картотека игр для эмоционального развития в средней группе
Инна Лихачева
Картотека игр для эмоционального развития в средней группе
«Тренируем эмоции»
учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.
Радость. Улыбнись, пожалуйста,как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
Гнев. Покажи,как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
Испуг. Покажи,как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
«Лото настроений»
развивает умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
«Уходи, злость, уходи»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками —по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая,когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …»
,
«Я злюсь, когда …»
,
«Я огорчаюсь, когда …»
,
«Я обижаюсь, когда …»
,
«Я грущу, когда …»
и т. д.
Игра «Обзывалки»
Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой)
названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов
«А ты.»
и сопровождаться взглядом на партнера.Например:
«А ты — морковка!»
. В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное,например:
«А ты — солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «Подушечные бои»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен»
,
«вот тебе за.»
или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала
(колокольчик, хлопок и т. д.)
игра прекращается.
Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.
Игра «Необычное сражение»
Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение»
. Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.
Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно»
,когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Игра «Молчание»
Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.
Игра «ДА и НЕТ»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА»
и
«НЕТ»
говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Игра «Говори»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори».Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу)
– Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?. Говори. Какой сегодня день недели? Говори. «»
Нарисованные картинки
Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.
Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.
Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.
В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.
Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.
Как выглядят различные эмоции?
Злость — брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх — брови приподняты, глаза расширены, рот открыт
Грусть — внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление — брови приподняты, глаза округлённые, рот приоткрыт.
Радость — брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие — брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Правила игры «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ”
Детям от 5 лет
Количество игроков: 1-18
Уважаемые родители и педагоги!
Перед вами интересная и познавательная игра, которая направлена на развитие эмоционального мира детей и умения чувствовать эмоциональное состояние героев игры.
Подготовка к игре
Аккуратно разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас получится 18 карточек с изображениями персонажей сказок, 12 карточек с изображениями частей лиц. Вырежьте и склейте бумажный кубик.
Вариант 1
Для игры потребуются кубик, на гранях которого изображены схемы эмоций, и 18 карточек с персонажами сказок. Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх.
Определяется очерёдность ходов.
Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшую схему эмоции, называет её (например, грусть) и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием (Пьеро). Если игрок справился с заданием — оставляет карточку у себя, нет — кладёт её обратно.
Побеждает тот, кто соберёт больше всех карточек с героями сказок.
Ведущий раздает игрокам карточки с героями одной сказки и даёт задание: разложить карточки по порядку так, чтобы в начале оказалась карточка с самой приятной, положительной для игрока эмоцией, а в конце — с самой неприятной, отрицательной.
Игроки объясняют свой выбор. Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.
Вариант 4
Количество игроков 1-18.
Для игры нужны карточки с изображениями сказочных героев.
Карточки перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Игроки поочерёдно берут карточки и смотрят на рисунок, а затем изображают эмоцию сказочного героя мимикой лица.
НЕМНОГО ОБ ЭМОЦИЯХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью мимики — движения бровей, рта и выражения глаз. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется.
Вариант 2
Количество игроков: 1-6.
Для игры потребуются 12 карточек с изображениями частей лиц и 6 карточек с героями сказок в различных эмоциональных состояниях: радость, злость, страх, удивление, спокойствие, грусть.
Ведущий раздаёт игрокам карточки с изображениями сказочных героев, уточняет их эмоциональное состояние и предлагает составить «портрет» сказочного героя, описать его, используя карточки с изображениями частей лиц.
Выигрывает тот, кто лучше других составил «портрет» сказочного героя.
Вариант 3
Количество игроков: 1 — 3.
Пиктограммы
Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.
Игры с пиктограммами
Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:
Подбери и назови
Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
Найди пару
Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.
Превращения настроений
Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
Колобки
Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии
Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.
Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Дидактическая игра «Эмоции сказочных героев»
Дидактических игр
По ознакомлению
с жанром живописи:
Портрет
Старший дошкольный возраст
Дидактическая игра «Портрет сказочного героя»
Цель: Формирование знаний о жанре живописи: портрет.
Задачи:
— Формировать умение правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях;
— Упражнять в составлении целого из отдельных частей;
-Развивать эстетическое восприятие;
— Развивать связную речь.
Материал: Портреты сказочных героев(10 шт), каждый разрезан на 10 частей, опорная картинка (10шт) с портретом сказочного героя
Методика работы с пособием:
Вариант 1
Игровой мотив: Помочь собрать портреты сказочных героев
Игровая ситуация: Сказочница собралась идти к детям младшей группы рассказать сказки и показать портреты сказочных героев. Но вот беда: кто- то разрезал портреты на маленькие части. Сказочница просит вашей помощи собрать портреты. Одной ей не справиться.
Детям предлагается помочь Сказочнице собрать портреты сказочных героев
Дети по опорной карточке собирают портреты сказочных героев, называют их, рассказывают из какой сказки эти герои, какие они по своему характеру
Вариант 2
«Найди и собери портрет по одной части»
Детям выдается по одной части портрета. Детям предлагается найти другие части портрета, собрать его и назвать сказочного героя.
Вариант 3
«Кто быстрее соберет портрет сказочного героя»
Можно проводить за столами, объединив детей в пары или в виде эстафет, объединив детей в подгруппы по 4-6 детей.
Дидактическая игра «Собери портрет»
Цель: Формирование знаний о жанре живописи: портрет.
Задачи:
-Закреплять знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении;
— Развивать умения определять и различать эмоции и чувства;
— Упражнять в умении составлять целое из частей;
— Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Материал: карточки с вариантами изображений разных частей лица: лоб с бровями, глаза, губы, подбородок, прическа
Методика работы с пособием:
Варианты игры:
Для 2-3 игроков:
-Собрать портрет с грустным, весёлым, злым… настроением.
-Составить портреты с настроением, как у сказочного героя, как у мамы, папы.
Для одного игрока:
— Составить портрет по словесному описанию.
— Собрать портрет мальчика или девочки, мужчины или женщины
— Собрать портрет, похожий на друга, на самого ребёнка, отражая определённые эмоции;
Игра может использоваться для составления детьми рассказов о себе, друзьях и для работы по темам: «мир красоты», «мир дружбы», «я и мой организм».
Дидактическая игра «Чего не хватает на портрете»
Цель: Формирование знаний о жанре живописи: портрет.
Задачи:
-Закрепить знания о составных частях лица их пространственном местонахождении;
— Продолжать учить передавать в изображении соотношение частей лица по величине, расположению относительно друг друга.
— Развивать внимание, мышление.
— Закреплять знания детей о значении частей лица для жизнедеятельности человека.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками. Методика работы с пособием:
Игровая ситуация
Художник приготовил портреты для выставки, но злая Резинка испортила портреты: стерла части лица. Художник один не успеет исправить портреты к открытию выставки. Просит вас помочь.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица, и дорисовать их.
Можно предложить детям рассказать, какую функцию эти части лица выполняют.
Дидактическая игра «Волшебные кирпичики»
Цель: Формирование знаний о жанре живописи: портрет.
Задачи:
-Закреплять знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении;
— Развивать умения определять и различать эмоции и чувства;
— Упражнять в умении составлять целое из частей;
— Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Материал: 12 деревянных брусков на гранях, которых нарисованы части лица( по 3 бруска на каждую часть), карточки- пиктограммы, обозначающие эмоции.
Методика работы с пособием:
Вариант 1
Игровая ситуация:
«Это волшебные кирпичики. Из них можно построить разные портреты».
Воспитатель предлагает построить разные портреты, назвать эмоции, у получившихся портретов.
Вариант 2
Воспитатель показывает карточку-пиктограмму и предлагает детям выложить(построить) портрете этого состояния человека.
На выполнение задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние.
Можно предложить детям объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.
Вариант 3 «Придумай портрет»
Предложить детям придумать и собрать как можно больше разных портретов, За каждый вариант портрета ребенок получает фишку. Победит то кто построить большее количество разных портретов
Можно предложить назвать своего героя, какой он по своему характеру, где он может жить.
Дидактическая игра «Эмоции сказочных героев»
Цель: Формирование знаний о жанре живописи портрет.
Задачи:
— Развивать умения определять и различать эмоции и чувства, передавать их в мимике.
— Формировать представление, что разное настроение человек может показать с помощью выражения лица (спокойствие, радость, грусть, гнев, удивление и т.д.);
Материал: кубик с картинками – пиктограммами , обозначающими эмоции ,картинки с портретами сказочных героев с разными эмоциями.
Вариант 1
Воспитатель раскладывает картинки с портретами сказочных героев на столе лицевой стороной вверх. Каждый игрок по очереди бросает кубик, называет, выпавшую эмоцию и находит портрет сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок оставляет у себя.
Побеждает тот, кто соберет больше картинок с различными эмоциональными состояниями.
Вариант 2
Воспитатель раздает игрокам (1-3реб) картинки с портретами сказочных героев одной сказки и дает задание: разложить по порядку так, чтобы в начале оказалась карточка с самой приятной для игрока эмоцией, а в конце — с самой неприятной.
Игрокам нужно объяснить свой выбор. Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.
Вариант 3
В игре участвует любое количество игроков. Ведущий(может быть ребенок) показывает портрет сказочного героя, ребенку нужно изобразить эмоцию героя.