Консультация для родителей. Игры с детьми «Разрезные картинки дома и в саду»


Консультация для родителей. Игры с детьми «Разрезные картинки дома и в саду»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №396» г. Перми

Консультация для родителей детей второй младшей группы

тема: « Разрезные картинки — дома и детском саду»

Разработала воспитатель Феденева Юлия Витальевна

Уважаемые родители! Интересным вариантом дидактических игр являются разрезные картинки, об этом мы сегодня поговорим. Но сначала хочу спросить вас, используете ли вы такую игру со своими детьми и внуками? Где берёте картинки? Как ведут себя дети в игре?

Разрезная картинка

— это картинка
,
разрезанная по прямым линиям на разное количество частей. Ребенку не надо думать о форме частей, и он может сосредоточиться только на изображении.

Цель разрезных картинок:

Научить ребенка составлять целое из нескольких частей. В процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика.

Когда малыш собирает рисунок, он должен представить то, что он собирает, какой образ у него получится. В этом случае куски он должен соотносить с изображением так, чтобы ему было отведено правильное место. В противном случае не получится иллюстрация. От детей это требует сосредоточенности, серьезности, внимательности.

При складывании разрезных изображений малыш начинает осознавать предметную целостность, составлять иллюстрацию из частей. У него тренируется память, развиваться мышление, ориентировка в пространстве. Рисунки прекрасно влияют на усовершенствование мелкой ручной моторики. Закрепляя знания о предметах и явлениях, собирая целое из кусочков, формируется цель игры разрезные картинки.

От простого к сложному

Сначала лучше применять самые простые рисунки с маленьким количеством отдельных кусков. Изображение должно быть знакомо малышу. Хорошим вариантом являются две похожие картиночки, одна из которых поделена на 2 части. В этом случае одна может быть образцом.

После того, как ребенок освоит эту забаву, пример картинки ему не будет нужен. Для этой игры пригодятся рисунки из раскрасок или старых книжек. Намного интереснее будет, если нарисуете их сами. Используйте яркие, но не раздражающие цвета.

Сначала разрежьте изображения на две, далее на три детали. Затем количество кусков увеличивайте постепенно тогда, когда ребенок складывает самостоятельно предыдущий рисунок. Вы должны знать, что число собираемых элементов возрастает, а их размер уменьшается. Бывают случаи, когда малыш складывает картинки с крупными кусками легче.

Очень часто в детском саду я привлекаю детей старшего возраста к изготовлению таких игр для ребятишек помладше, дошколята с удовольствием мне помогают. Но при этом я преследую свои цели, моя задача не только привлечь ребёнка к художественному труду, а ещё и научить резать бумагу, развивая при этом ручки и пальчики детей. Игра разрезные картинки имеет широкое применение в логопедической деятельности с дошколятами средней, старшей группы. С ними занимается логопед и применяет в своей работе эти игры. В каждом возрасте, начиная с 1,5 – 3 и продолжая до 7 лет, ребенку очень интересна эта забава, поскольку с помощью нее он познаёт азбуку, игрушки, профессии, транспорт и т.д

Методика «Разрезные картинки»

Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Стимулъный материал’,

картинки, разрезанные на части с разной конфигу­рацией разреза.

Нормативы.

разрезная картинка из 2-х фрагментов — 2,5-3 года;

разрезная картинка из 3-х фрагментов — 3-3,5 года;

разрезная картинка из 3-5 фрагментов — 4-5 лет;

разрезная картинка из 5-8 фрагментов — 5-6 лет

Ход исследования:

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получи­лась целая. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

8) совершает целенаправленные действия;

9) соединяет части без анализа полученного целого;

10) прикладывание с разворотом;

11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания:

• Высокий уровень — выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картин­ки.

• Средний уровень — выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных).

• Низкий уровень — составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается.

Сенсорный уровень действий —

складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак.

Перцептивный уровень

— ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками.

Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий —

быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов вос­приятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2.

Конструирование их палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 го­да), образцу (с 4 лет), по памяти.

Стимульный материал:

2-6 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования:

Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить за­дание по образцу.

Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величи­ны, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадек­ватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года — показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

Стимульный материал:

мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 — 3 года — понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;

3,5-4 года — выполняет все задания.

б) 4-6 лет — показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади.

в) Речевой вариант пробы Хэда.

1) Простая ориентировка (4-6 лет).

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет — прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой — за ле­вое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы:

выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины наруше­ния восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).

Раскраски

Для проведения занятий по теме «Игрушки» также очень полезно использовать тематические раскраски. Они помогают ребенку не только изучить и запомнить всевозможные названия предметов для игр, но соазу же потренироваться в использовании большого числа описательных прилагательных (в описаниях различных цветов и материалов). Правильно подобранная раскраска — настоящий помощник для логопедов и родителей!

Картинки для пазла распечатать

Для изготовления обычного пазла для детей своими руками достаточно взять любую картинку и разрезать ее на произвольное количество частей. Но с фигурными пазлами все сложнее.

Как использовать распечатанные задания

Как работать с картинками-пазлами для детей:

  • распечатайте предложенную картинку-пазл, подготовьте ножницы, при желании — чистый лист и клей;
  • объясните задание ребенку. Все, часть для взрослых окончилась;
  • далее полностью детская самостоятельная работа: разрезать пазл по контурам;
  • вновь собрать пазл в правильном порядке;
  • наклеить на чистый лист бумаги в качестве готовой аппликации.

Обратите внимание, некоторые картинки специально не содержат линий и узоров, перетекающих с одного элемента пазла на другой. Такой пазл собрать сложнее, нужно основываться только на форме элементов, а для этого нужно очень аккуратно разрезать картинку.

Нарисованные картинки

Для формирования пассивного словаря огромное значение имеют картинки для детей, изображающие различные игрушки. Очень хорошо, если они представлены в большом разнообразии, это позволяет предлагать ребенку множество различных речевых упражнений и занятий.

Для логопедических игр намного удобнее использовать именно карточки, а не реальные предметы. Сортировка и описание изображений способствует не только речевому развитию детей, но также совершенствует их:

  • наглядно-образное мышление;
  • оперативную память;
  • внимание.

Конечно, нарисовать такие картинки самому очень сложно, лучше найти готовые, отобранные профессиональными логопедами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]