Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»

Елена Вахрушина

Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»

Конспект

серии занятий

«Знакомство с основами геометрии детей 5-7 лет»

Пояснительная записка

С давних времен людям необходимо было размечать земельные участки под поля, дороги, строения. Так родилась геометрия, что в переводе с греческого языка означает землемерие. Без знания геометрии невозможно построить дома, дачи, создать машины, мебель, одежду, игрушки и многое другое.

Данная серия занятий позволит

познакомить дошкольников в возрасте 5-7 лет с основными понятиями геометрии на плоскости и в пространстве,

— формировать геометрическое и логическое мышление,

— активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных решений сложных математических задач,

— вырабатывать внимательность и привычку к продолжительной умственной работе.

Предлагаемые задания можно использовать как часть занятия по ФЭМП.

Тема 1: «Точка. Линия»

.

Материалы:

Совенок и Сова – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: ндивидуальная тетрадь, линейка;

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек.

Ход занятия:

Воспитатель: В прошлый раз я рассказала вам сказку о Совенке, про маму Сову и про страну Геометрию. А что же было дальше, на следующий день?

Мама Сова была занята своими делами на кухне, а нетерпеливый Совенок отправился в страну Геометрию один. И, конечно же, заблудился. Тут он повстречал одну очень любопытную Точку.

Она тоже хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит (слайд №5)

: «Как эта линия называется?
(Прямая или кривая? Длинная или короткая)(Ответы детей)
.

И отправились они в путешествие вдвоем.

Пошли они вместе по прямой линии. Шли-шли, устали.Остановились и говорят: «Долго ли мы еще будем идти? Скоро ли конец прямой?»

Что вы ответите им ребята?

Дети: «Без конца, без края –

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди

Не найдешь конца пути».

Воспитатель:Опечалились Точка и Совенок: «Как же нам быть? Так идти без конца?»

.

Тут появились ножницы, щелкнули перед самым носом и разрезали прямую с одной, а потом и с другой стороны.

«Как интересно!»

— воскликнули Точка и Совенок. – Что же с нашей прямой случилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Как это называется?»

«Это отрезок»

, — сказали Ножницы, –можно нарезать много отрезков и даже разной длины: одни короткие, другие длинные».

Задание: Ребята, возьмите ножницы и сделайте отрезок из полоски бумаги.

Воспитатель: Поднимите то, что у вас получилось.

Воспитатель: Отрезок – часть прямой, которая ограничена с двух сторон.

Слайд №6

Воспитатель: А кто нам расскажет, чем отличается прямая от отрезка? (есть ли концы у прямой, сколько концов у отрезка)

.

Воспитатель: Ножницы разбросали отрезки повсюду.

А Точка нарисовала кружочек, и получилось солнышко с разными лучиками.

Ребята, у каждого из вас есть набор палочек — отрезков. А что вы можете выложить из них? (самостоятельная работа, рассматривание и обсуждение выполненного задания).

Воспитатель: В это время Точка все играла с отрезками, потом она спросила у Ножниц, как можно определить, какой из отрезков самый длинный, а какой самый короткий?

Как вы думаете, что ответили Ножницы? (рассуждения детей, самостоятельная работа по сравнению отрезков разной длины).

Вывод: Отрезки можно измерять путем приложения или наложения друг на друга.

Тема 3: «Разнообразие линий и отрезков»

.

Материал: Совенок и Точка – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: альбомный лист, ножницы.

На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, кистей для рисования разного размера, гуашь, шерстяные нитки, полоски цветной бумагн, клей ПВА, влажные салфетки и т. д.

Занимательная геометрия для дошкольников

Заниматься математикой с ребёнком можно и нужно в дошкольном возрасте. Математика для малышей — это не только цифры и счёт. Это ещё и основы геометрии.

Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.

Геометрические сказки

Геометрические сказки, как разновидность более широкого понятия «математические сказки», представляют собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей или служат в качестве декораций, на фоне которых разворачивается повествование.

Геометрические сказки для дошкольников — важный элемент в системе занятий, формирующих математическую грамотность:

  • они учат ребёнка рассуждать и аргументировано обосновывать своё мнение;
  • помогают определять причинно-следственные связи;
  • углубляют представления о геометрических фигурах;
  • развивают навыки решения математических задач;
  • формируют логическое мышление.

СОВЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: учитывая, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, выбирая или сочиняя геометрическую сказку, позаботьтесь о наглядном материале: это могут быть сюжетные картинки по содержанию истории, вырезанные из картона фигуры, сложные декорации, которые превратят сказку в целую театральную постановку.

«Три товарища»

Далеко-далеко, в стране Геометрия в волшебном Фигурном городе жили в квадратном доме с треугольной крышей да круглыми окошками два друга: весельчак Круг и смельчак Треугольник.

Круг был гладенький да румяненький, ровненький да ладненький. Ни уголочка у него, ни кривулечки. Знай себе, катится по дорожке да песенки весёлые напевает. А треугольник — тот парень чуть колючий. Ещё бы, целых три угла в фигуре, шутка ли. Зато ничего и никого он не боялся. Чуть что — уголок свой остренький выставит вперёд и готов за себя постоять да друга своего круглого от опасности защитить. Так и жили они, чай с круглыми плюшками пили да гулять на треугольную полянку в лес ходили.

И вот идут они однажды на прогулку. Вдруг, откуда ни возьмись, выбегает на дорожку незнакомец. Круг сразу песенку свою оборвал да за треугольник закатился. Не то чтобы испугался, конечно, но так-то всяко понадёжнее будет. А треугольник ощетинился, руки в боки-стороны упёр, да вопрошает незнакомца чуть грозно:

— Стой, добрый молодец, кто такой будешь?

— Я — Квадрат-акробат, — отвечает незнакомец. — Не пугайтесь меня да не сердитесь. Я хорош собой, добр да бодр. У меня все стороны равные, все 4 уголочка одинаковые. Я весь ровненький да миленький. Родом я из Четырёхугольного города нашей страны Геометрия. Там у меня много друзей: и Ромбик, и Трапеция, и Прямоугольник, а главный в нашем городе — господин Параллелограмм. Но куда ни глянь, а повсюду у всех по 4 угла. Вот и решил я побродить по белу свету, посмотреть, кто где есть да кто как живёт. Возьмёте меня к себе в друзья?

Тут круг из-за треугольника выкатился да радостно воскликнул:

— Отчего ж не взять, братец Квадрат. Давайте вместе дружить. Втроём-то веселее!

И с тех пор они часто встречались на треугольной полянке втроём: Круг-весельчак, Треугольник-смельчак да Квадрат-акробат. И случались с ними приключения разные, да только это уже другая история. А пока — КОНЕЦ!

Задания по сказке:

  1. Ответить на вопросы:
      В какой стране жили друзья?
  2. Какие города страны Геометрия описываются в сказке? Придумай подходящие названия для других городов этой страны.
  3. Назови, какими чертами характера обладали Круг и Треугольник.
  4. Почему Круг и Треугольник стали дружить с Квадратом?
  5. Как зовут друзей Квадрата из Четырёхугольного города?
  6. А как зовут твоих друзей? Почему ты с ними дружишь? Какие черты характера своих друзей ты ценишь больше всего?
  7. Смастери для сказочных друзей красивый домик.

Малышам 2–3 лет приготовьте фигуры для аппликации заранее. Ребятам постарше можно предложить вырезать блоки для домика самостоятельно.

  1. Нарисуй к сказке рисунок.

Геометрическая физкультминутка

Составляя план развивающих занятий с дошкольником, не забывайте о том, как важно периодически менять вид деятельности и обязательно подключать к интеллектуальным заданиям подвижные игры и упражнения.

Физкультминутка решает важные задачи:

  • снимает напряжение и усталость;
  • даёт эмоциональную разрядку;
  • укрепляет общую моторику;
  • развивает координацию двигательной и речевой активности;
  • ускоряет мыслительный процесс.

Чтобы ваша разминка получилась и полезной, и развивающей, и весёлой, подберите в качестве музыкального сопровождения любимые песенки вашего малыша, а в качестве текстового оформления — изучаемую до этого тему.

«Ушки на макушке»

Для игры приготовьте две картонные фигуры. Например, квадрат и круг. Объявите: «Ты должен внимательно на меня смотреть и внимательно меня слушать. Если я говорю и показываю одинаковую фигуру, то ты хлопаешь в ладошки. Если называю одну, а показываю другую — ты прыгаешь на месте».

После этого вы включаете музыку и приступаете к игре. Сначала ребёнку будет сложно, поэтому дайте ему время подумать, а пока он не решился, какое действие будет правильным, пусть держит ручки на поясе и делает под музыку лёгкие покачивания корпусом (или неглубокие приседания) в разные стороны.

«Круги и кружочки»

Хороводная игра, рассчитанная на группу детей. Но в домашних условиях вы можете ходить по кругу и выполнять игровые движения вдвоём с малышом.

Покажи-ка мне, мой друг (идём по кругу под музыку)

Вот такой большущий круг (останавливаемся, становимся на цыпочки, согнутыми в локтях руками тянемся вверх (показываем большой круг)),

Покажи-ка мне, дружочек (идём по кругу под музыку)

Самый маленький кружочек (приседаем и вытягиваем перед собой ручки с сомкнутыми указательным и большим пальцами).

«Поймай фигурку»

Расставьте по периметру комнаты для занятий несколько стульев спинкой к центру помещения. Прикрепите на спинку крупные карточки с разными фигурами. Объясните ребёнку задание.

Пока играет музыка, ты танцуешь в центре комнаты, а фигурки тобой любуются, но как только музыка замолкает, одна из фигур попытается сбежать, а мы должны её удержать. Я буду тебе помогать: следить за фигурками и говорить, какая пытается улизнуть от нас. А ты должен быстро подбежать и задержать беглянку.

Если закрепить несколько повторяющихся фигур разного цвета, можно усложнить задачу, добавив определение нужного объекта по двум свойствам.

Можно договориться, что под музыку малыш не просто произвольно танцует, а выполняет ваши словесные команды:

  • ходит по кругу с высоким подниманием колен;
  • приседает;
  • прыгает;
  • кружится на месте

и пр.

Геометрические игры

Заранее запаситесь карточками с геометрическими фигурами разного цвета. Используйте их, чтобы закреплять умение различать фигуры при помощи знакомых игр:

  • лото;
  • домино;
  • «найди лишнее»;
  • «что изменилось»;
  • «найди пару».

Используйте разные свойства объектов:

  • форма;
  • цвет;
  • размер.

Например, для упражнения «Найди лишнее» можно предложить ребёнку такой рисунок:

Рассмотрите его внимательно. Задайте малышу несколько вопросов:

  1. Сколько на рисунке столбиков?
  2. Сколько на рисунке строчек?
  3. Сколько фигур в каждой строчке.
  4. Назови мне все фигуры, которые ты видишь.
  5. Сколько на рисунке {красных | синих | зелёных} фигур?
  6. Сколько на рисунке {кругов | квадратов | треугольников | многоугольников}?
  7. Зачеркни в каждой строчке лишнюю фигуру. Объясни свой выбор.

Друзья, включайте педагогическую фантазию, экспериментируйте и получайте от занятий с ребёнком истинное удовольствие, и тогда ваши усилия непременно дадут положительные результаты.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы опять будем путешествовать с нашими старыми знакомыми Точкой и Совенком. Значит, как можно назвать всех нас? (путешественники)

. А тот, кто много путешествует, часто фотографируют красивые уголки земного шара.

Посмотрите, какие снимки сделали наши знакомые: слайд №7, 8 (смена снимков по клику)

.

Задание: рассматривание снимков — что изображено, какие линии по ширине, направлениям, прямые или извилистые и т. д. Есть ли отрезки? Какие они?

Воспитатель: Природа нашего земного шара очень разнообразна, ее нужно беречь, чтобы эту красоту могли увидеть и другие поколения.

А линии и отрезки можно увидеть не только в природе, но и в нашей комнате.

Задание: найдите вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, широкие, узкие и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! А сейчас попробуйте на своем листе бумаги порисовать с помощью разных линий и отрезков (самостоятельная работа, рассматривание, обсуждение рисунков)

.

Тема 4: «Знакомство с углами»

.

Материал: Совенок и Точка – игрушки;

Мультимедийный проектор;

Для каждого ребенка: рисунок города из геометрических фигур, набор цветных карандашей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Геометрии. А наши друзья Совенок и Точка еще не встретились сегодня. Давайте привезем их сюда на машинах.

Обыгрывается ситуация: одна машина везет Совенка, другая Точку (соответственные движения детей)

. Друзья встречаются в одной точке, здороваются, дети садятся за столы, см. Слайд №9.

Воспитатель: Посмотрите, это 2 дороги, по которым ехали наши машины. В одной точке дороги пересеклись, образовался угол.

А Совенок предлагает найти в нашей группе, где спрятались углы? (самостоятельная работа)

.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на картинки у вас на столах, это задание вам от мамы Совы. Она хочет, чтобы вы внимательно рассмотрели рисунки, нашли все углы, геометрические фигуры, аккуратно разукрасили все, что видите, а потом мы побеседуем (самостоятельная работа)

.

Воспитатель: Итак, все вы справились с этим заданием, молодцы. А кто догадался, как называется этот город, который изображен на ваших рисунках? (город Геометрии)

.

Тема 5: «Знакомство с кругом»

.

Материал: Точка – игрушка;

Для каждого ребенка: набор геометрических фигур, индивидуальная тетрадь, набор цветных карандашей, линейка.

Мультимедийный проектор.

На каждом столе: набор предметов круглой формы.

Учим геометрические фигуры с малышами в ДОУ

При изучении геометрических понятий параллельно дети получают также и другие знания и навыки:

  • они учатся логически мыслить;
  • получают возможность развивать знание русского языка;
  • улучшается восприятие пространства, способность ориентироваться в нем;
  • дети развивают мелкую моторику движений;
  • развиваются интеллектуальные качества: умение производить сравнение, делать анализ, обобщать.

Обратите внимание! При обучении в детском саду освоение геометрических понятий не выделяется в качестве отдельной темы, а происходит в сочетании с другими темами.

Дети учат геометрию

Учим цвета и фигуры для детей от 2 лет

Обучение геометрии нужно начинать с самых простых фигур, более сложные лучше оставить на последующие годы. Считается, что на подсознательном уровне воспринимать форму дети способны уже через полгода после рождения. В это время основной способ обучения — это упоминание во время рассказа. Показывая картинки, можно вскользь заметить о том, что изображенные на ней предметы имеют определенную форму.

При обучении нужно учитывать, что малыши способны пока научиться различать только простейшие: круг, квадрат и треугольник.

Обратите внимание! Изучение в год, два или три должно происходить легко и в развлекательной манере. Для освоения удобно использовать объемные фигурки. Изучая, например, круг, можно представить, что он пришел в гости к малышу. Пальчиком ребенка можно обвести круг по контуру. Можно сделать такую аппликацию, украсив глазками и носиком.

Занятия по рисованию в средних группах ДОУ на тему «Весна»

Ребенок может поиграть с этим предметом: сделать башню, положив один на другой, бросить в сторону или сложить в коробку.

Такой комплексный подход в проекте, посвященном изучению геометрических объектов, очень эффективен для малышей, но в младшем возрасте его можно считать основным способом, чтобы выучить фигуры.

В возрасте до двух лет можно использовать следующее:

  • способность детей сравнивать объекты;
  • применить детский обучающий набор, где для фигурки нужно подобрать подходящее по форме и размеру отверстие.

Двухлетний малыш способен выбрать подходящую форму из набора.

Когда учат фигуры для детей 3 лет, они уже могут показать ту, которая была названа воспитателем.

Учим фигуры для детей 3 лет

Обучая детей геометрическим фигурам, важно закрепить знакомство с тем материалом, который был усвоен ими ранее. Нужно продолжить изучение и перейти к тем, которые более сложные для понимания — это овал, ромб и прямоугольник.

Обучая малышей, можно показывать детям образцы фигурок, буквы алфавита и сопоставлять их с другими предметами по форме и размеру.

Важно! На прогулке детям рассказывают о предметах, которые они видят с упоминанием их формы и простейших геометрических свойств.

Важную роль, когда учат геометрические фигуры с малышами, играют занятия творческого характера, когда малыши рисуют или лепят образцы, складывают их из заданного набора составных частей.

По карточкам с изображением сложных предметов малыша просят рассказать о составных частях в виде определенных фигур.

Плакат для обучения детей

Геометрические фигуры в старшей группе

В это время на уроках переходят к рассмотрению новых, более трудных для понимания фигур, повторяя те, которые они должны были знать ранее.

На занятиях в пять лет детям предлагают рассматривать и рассказывать об их общих и различных свойствах. Например, задают вопросы о том, где у открытых фигур есть уголки, а в каких случаях их нет.

Детей стараются научить анализировать сложные формы реальных предметов, находить в них элементы, имеющие форму простых фигур. Они узнают о более сложных фигурах, например, конусе.

Геометрические фигуры в подготовительной группе

В этом возрасте дети уже освоили основы понимания форм предметов. На этом этапе важно развивать знания, сделать их более систематическими. В этом возрасте у малышей создается база для школьного обучения.

Обратите внимание! Детям в подготовительной группе, знакомя с многоугольниками, рассказывают об их сторонах и углах, учат по описанию находить нужную фигуру.

Вот пример обучающей игры, которая может быть включена в конспект занятия и использована для обучения. Детям дают набор фигур. Играющий выкладывает одну из них. Другой должен положить рядом такую, которая отличается только по одному признаку. Например, если один предлагает большой синий квадрат, то другой может выложить маленький синий квадрат, большой желтый квадрат или большой синий круг.

Воспитатель рассказывает детям о фигурках

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]