Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ (из опыта работы)


Инновационная экологическая деятельность в ДОУ

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека.

Самое лучшее открытие —

то, которое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям, к себе и своему здоровью. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности. В группе создала лабораторию юного эколога, где находиться природный материал, собранный при помощи воспитанников и родителей, а также имеется оборудование для опытов.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» подразумевает знакомство с детской литературой, в частности с природоведческой. Поэтому в группе оформлена мини-библиотека. Здесь собрана разнообразная литература известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки которую использую на занятиях, тематических чтениях. В свободное время с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

В своей работе я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке экологических спектаклях. Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» позволила закрепленные знания, впечатления, полученные на прогулках, играх-путешествиях, образовательной деятельности в детском саду проводить экологические праздники, развлечения, досуги, викторины. Они помогают детям увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Статья:

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования. Не стоит забывать, что новое считается более эффективным, чем старое, в том случае, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

На сегодняшний день инновационных технологий, применяемых в наших детских садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

-·здоровьесберегающим технологиям;

— технологиям, относящимся к проектной деятельности;

— информационно-коммуникационным технологиям;

— личностно-ориентированным технологиям;

— игровым технологиям.

Одним из важнейших направлений дошкольной педагогики, реализуемым во многих дошкольных учреждениях страны, в настоящее время стало экологическое образование. Инновационные технологии, столь актуальные в деятельности современного дошкольного учреждения, получили свое новое развитие и в экологическом образовании.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников: 1) здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом образовании дошкольников – это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.

Правильная организация экологического образования дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.

2) технологии, относящиеся к проектной деятельности.

Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Во время работы над проектом дети шире и глубже изучают мир природы. В результате использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста повышается уровень знаний о животном и растительном мире, уровень экологической грамотности, воспитывается любовь к природе родного края, происходит формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка. А также позволяет сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной.

Проекты можно классифицировать следующим образом:

1.«Игровые» – занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2.«Экскурсионные» – проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3.«Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4.«Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

3) информационно-коммуникационные технологии.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому образованию.

4) личностно-ориентированные технологии.

Использование личностно-ориентированных технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества

5) игровые технологии.

Игровые технологии в детском саду – это ключик к каждому ребенку. В игре дети лучше усваивают материал, им легче выразить свои мысли. Они по праву занимают важное место в воспитании подрастающего поколения.

Особое место в этой работе отводится играм экологического содержания. Использование игр в экологическом образовании способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Виды игр, используемые в экологическом образовании, разнообразны по форме и содержанию и не отличаются от обычной игровой деятельности ребенка. Это и театрализованная игра, и настольная игра, и подвижная, различного рода аттракционы, игры с природным материалом, соревновательные, сюжетно-ролевые, дидактические игры и др.

Таким образом, применение инновационных технологий в области экологического образования дошкольников позволяет педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и вместе с тем без излишней нагрузки для дошкольников. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.

Проект по экологии в подготовительной группе детского сада

Экологический проект в подготовительной к школе группе

Автор публикации: Антонова Татьяна Геннадьевна. Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования. Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы МАДОУ ДС «Дарование» с. Ташла Оренбургской области Антонова Т.Г., Амирова Г. Р. Краткая аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы. В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители. Актуальность темы: Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Тип проекта: Краткосрочный(апрель- май), исследовательский, практико-ориентированный. Цель проекта: Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру. Задачи проекта: • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в • процессе общения с ними. • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе • поисково-познавательной деятельности. • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. • Охранять и укреплять здоровье детей. • Принять участие в озеленении территории детского сада. • Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями. Ожидаемые результаты: у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым; у детей развит интерес к явлениям и объектам природы; дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы; повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей; создано единоое воспитательно — образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Этапы реализации проекта: 1 этап – Подготовительный 2 этап – Основной 3этап –Заключительный Подготовительный этап Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием. Основной этап Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство». Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме. Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница». Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща. Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора». Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок. Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес». Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща. Беседы: Беседа «Помогите птицам» Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Беседа «Как образуется иней?» Беседа «Елкины иголки» Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения. Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?» Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга». Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Беседа: «Вода – это жизнь» Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов. Беседа об охране природы. Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных. Дидактические игры: Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания Детей о насекомых. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу» Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе. Дидактическая игра: «Назови растение». Цель: уточнить знания о комнатных растениях. Дидактическая игра: «Кто где живет». Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания. Дидактическая игра: «Живое – неживое». Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях. Чтение художественной литературы: Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада и Изготовлению интерактивных папок – лэпбуков «Экология», «Времена года». Заключительный этап Подведение итогов Презентация проекта Участники проекта: Воспитатели, дети и их родители. Срок реализации проекта: апрель-май 2021г. Принципы реализации проекта: Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей. Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности. Формы реализации проекта: Беседы, Непосредственная образовательная деятельность; Наблюдения и экологические экскурсии; Познавательное чтение. “Уроки доброты”. Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты). Практическая деятельность в цветнике. Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности. Ресурсное обеспечение проекта: Уголок экологии и экспериментирования в группе. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.). Библиотечка юного эколога. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”. Ожидаемые результаты: 1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам. 2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. 3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. Продукты проекта: 1. Цветник на участке детского сада. 2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Литературное сопровождение проекта: Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ) Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю. М. Скребцова «Липкины дары» Много людей приходило к липке за дарами ее. Никому она не отказывала, но дружила липка только с одним человеком — лесником старым. Он часто приходил к ней поговорить. Липка общительной была и всегда ждала лесника с нетерпением. Каждый год в конце июня, когда ее цветочки распускались, лесник приходил и осторожно собирал их в корзину. После этого он низко кланялся дереву и ласково говорил: — Чудесница ты, липка. Не знаю, как тебя благодарить. В этом году я всю зиму со своей женой отваром из твоих цветов от простуды спасался. Выпьем по чашечке, от болезни и следа нет. Иногда лесник приходил к липке ранней весной или поздней осенью и собирал липовые почки, листья, орешки и кору. Каждый раз он говорил ей спасибо и объяснял, для чего ему нужны ее дары. — Спасибо тебе, липка, за листочки, — говорил лесник, — я тут в одной старой книге вычитал, что порошок из твоих листочков кровь из носа останавливает. У внучки моей, бывает, кровь из носа идет, по весне особенно, полечим ее твоим лекарством. В другой раз, набрав почек и коры, он объяснял: — Спасибо тебе, липка, за помощь. Жена моя руку обварила, а говорят, почки твои размельченные и разваренная кора при ожогах и ранах помогают. Однажды лесник пришел к липке за цветами не один, а с внучкой. Девочка долго разглядывала золотистые липкины цветы и аккуратно складывала их в корзину. Ее вопросам не было конца: — Дедушка, а почему липа так душисто пахнет? — Насекомых к себе зовет, внученька, чтобы цветочки ее опылили. — А почему у нее к веточке с цветочками такой странный, продолговатый, бледный листик прирос? — Это не листик, это крыло. На месте цветков вырастут у липы черные орешки. Когда придет им пора с материнским деревом прощаться, этот листик им крылом послужит, унесет их подальше. — А что за орешки такие, для чего они липе нужны? — Орешки — это семена липовые, из них новые липки вырастут. Внутри у них ядрышки с вкусным и питательным маслом. Очень любят их звери да птицы разные. Если орешек прорастает, и в лесу новая липка появляется, все деревья вокруг радуются такому соседству. — А за что деревья так липку любят? — Хорошо им возле нее живется, так как земля от липкиных листьев жирной становится. Богаты они витаминами, перегнивают быстро и кормят почву сытно. Я тоже как-то набирал земли возле липки для нашего огорода. Постой, внученька. Давай-ка мы лучше у липки кое-что спросим, и старик повернулся к дереву: — Помоги, липка, внучке моей. Задал ей на лето учитель задание. Принес он детям в класс несколько предметов: лапти, мочало, резного коня-игрушку, хохломскую чашку с ложкой расписные, веревку да баночку с медом прозрачно-белым. Попросил учитель детей все предметы внимательно рассмотреть и написать о них истории интересные, да такие, чтобы понятно было, чем эти предметы между собою связаны. Услышав вопрос лесника, липка зашумела ветвями и проговорила радостно: — Все эти предметы я хорошо знаю, потому что все они из моей коры, древесины и нектара делаются. В древние времена люди говорили, что без липки — крестьянину не жизнь. И правда, чего только не делали из меня: и лапти, и коробы, и веревки, и мочало, и посуду, и даже игрушки и много еще нужного и полезного в хозяйстве. У меня древесина удивительная: мягкая, хорошо режется, гладко строгается, при высыхании не растрескивается. — Спасибо тебе, красавица, — поблагодарил липку лесник и добавил, — но нам пора домой, внученька. Он поклонился липке и сказал ей на прощание: — Жаль, липка, что ты так быстро отцветаешь: две-три недели — и нет твоих чудесных цветочков. Зато сколько дел ты успеваешь за это время переделать: и пчел накормить, и с людьми своими цветочками целебными поделиться, и лес медовым ароматом наполнить. — Какая липка чудесная, жалко мне с ней расставаться, — вздохнула девочка по дороге домой. — У вас в городе тоже много лип-красавиц, — успокоил ее дедушка. — Они, как и лесные липки, труженицы неутомимые: не только город украшают, но и спасают его от задымления и копоти. Из-за этого городские липы живут совсем недолго — всего каких-то шестьдесят лет. Лесным липкам полегче приходится, вот и живут они дольше. Доживают до четырехсот лет, а то и больше. Вернешься в город, передавай городским липкам привет от их лесной сестрицы. А. Лопатина «Жизнь дерева». Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева. — Дерево живое, как и мы, люди, — объясняла учительница, остановившись перед большой елью. — Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить. Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса. — Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, — сказал один. Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась. — Конечно, глупости, — засмеялся другой, — деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет? — А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, — поддержал друзей третий. — Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, — закричал он через некоторое время. Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать: — Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя. Вдруг они все трое почувствовали, как что-то вцепилось им в курточки и приподняло их над землей. — Ой, что это? — закричали ребята хором. Ветви старого дуба зашелестели грозно: — Я хранитель леса, — голос дуба был такой гулкий, что все деревья содрогнулись вокруг. — Ведь вы спрашивали мое имя, негодные мальчишки? Перепуганные ребята молчали. Голос дуба, словно грозный вихрь наполнил лес: — Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки? Деревья в ответ испуганно зашумели. — Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — сказала осинка. — И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель. — У меня забот и без мальчишек много, — объяснила рябинка, — мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать. — Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, — грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков. — Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, — зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. — К тому же Творец велел нам служить людям. — Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, — уже мягче прошелестели ветви дуба. — Так и быть, возьми их и научи уму разуму. Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке. Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им: — За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето. У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод. — Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик. — Ты должен сделать это, — отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты. Потом береза обратилась к стволу и веткам: — У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда — защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь. — У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик. — Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, — ответила береза и обратилась к листьям: — Вы, листья, — лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните. — Я не хочу умирать осенью, это несправедливо,— я еще совсем маленький, — возразил третий мальчик. — Кроме того, я не могу работать день и ночь. — Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса — великан дуб — теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка и добавила, — а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же. — Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? — услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба. — Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса. — Трудная у тебя жизнь, — добавил второй. А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре. Стихи про экологию для детей Птичка Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи. И этот случай не отметил Дежурный местного ГАИ. (С. Михалков) Вишня В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада, — Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо, — Все равно я вишню посажу!» (М. Исаковский) На городском субботнике На городском субботнике Отличные работники. Прибрать сегодня город Пришли и стар и молод. Собрали́сь пенсионеры Чистить улицы и скверы. – Вам помощники нужны? Предложения слышны. Это вышел третий класс На уборку в первый раз. Только слышится: – Давай! На работу налетай! Кто-то мусор собирает, Кто-то деревца сажает, Кто-то в клумбах копошится, Всюду радостные лица. На городском субботнике Все дворники, все плотики. Даже беспокойный мэр Помогать пришёл в наш сквер. Никто ни с кем не ссорится, У всех работа спорится. Третий класс решил на «пять» Город к празднику прибрать. (Н. Анишина) Обращение дерева к Человеку – Эй, Человек, я – ДЕРЕВО! Высокое, могучее! Пока еще в лесу стою И шелестю пока. Лесная вся промышленность Ждет не дождется случая Свалить, срубить, спилить меня – Ищите дурака! Пусть только хоть попробует! Хочу ее заранее Предупредить по-дружески, Министра – в том числе: Что б из меня ни сделали – Напрасны все старания! Я это с виду смирное, Пока стою в земле. Но только преврати меня В различные изделия – Я шкафом с диким ужасом Вдруг заскриплю в ночи! Занозой табуреточной В твоем зароюсь теле я! Паркетом под тобой сгнию – Хоть падай, хоть кричи! Случайно в унитаз спущусь Зарплатой за три месяца! Столом я рухну на гостей, Министра – в том числе… Не проще ль, чем рубить меня, Взять сразу и повеситься? Веревку можешь не искать – Она лежит в дупле! (И. Шевчук) Прогулка Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, Консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти! (С. Михалков) Хоть трава не расти Всё меньше нетронутых мест на планете. По тундре разлиты озёра из нефти. И вихри враждебные вьются из труб… Живая природа – уже полутруп. Поставил её человек на колени. Всё дальше на север уходят олени… Мы денег побольше хотим огрести. А что после нас? ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв) Унылый гражданин Жужжит пчела – она летит На свой медовый луг. Передвигается, кряхтит, Ползет куда-то жук. Висят на нитке паучки, Хлопочут муравьи, Готовят на ночь светлячки Фонарики свои. Остановись! Присядь! Нагнись И под ноги взгляни! Живой живому удивись: Они ж тебе сродни! Не так ли щепочку свою Мы тащим в общий дом И шепчем брату-муравью: – Крепись, браток! Дойдем! Иной, что сеть свою плетет, Не схож ли с пауком? Вот этот ползает, а тот Порхает мотыльком. А ты меж них и мимо них, А иногда по ним Шагаешь на своих двоих, Унылый гражданин… (С. Михалков) Плохой дядя Этот дядя не жалеет Что в лесу окурок тлеет… На такого дядю глядя, Мы, ребята, скажем речь: – Как же вам не стыдно, дядя? Лес нам надо уберечь! Деревце Была горячая пора: Всё лето жарила жара, И я про клён не забывал, Пять раз в неделю поливал. И выжил в это лето клён! Меня повыше ныне он, И зеленеет по весне. Иду – он веткой машет мне. Привет, привет, дружок! Расти! Рад, что помог тебя спасти. Не зря прожита жизнь моя: Хоть что-то с пользой сделал я! (А. Дмитренко) Огонь – это не игрушка! За окном мороз трещит, Спит на печке Мурка, В печке жар – огонь горит, Греет Мурке шкурку. Поскользнулся рыбачок, Промочил одежду, Живо сделал костерок, Стал сухим, как прежде! Возле леса на заре Шумные туристы, Кашу варят на костре, Чай с травой душистой. От огня – тепло и свет! Он, как друг хороший! Но, наделать много бед Без присмотра может! Незаметно подползёт, Жгучий и опасный, Кустик тут же обовьёт Лентой ярко – красной. Затрещит и запоёт, Силу набирая. Зверь лесной из нор уйдёт, Жизнь свою спасая. Укротить и потушить Пламя очень трудно! Где теперь лисичке жить?! Нет норы уютной! Не вернётся больше в дом Зайка и лягушка! Будь внимателен с огнём! Это не игрушка! (Т. Ефимова) Кормилец Я единственный кормилец Всех ворон и голубей, Ждёт мой крошечный гостинец Каждый крошка-воробей. Только выйду на крыльцо, Узнают меня в лицо, И гурьбой с окрестных крыш: – Чем, родимый, угостишь? (А. Орлова) Окружающая среда Всё – от старой сосны у забора До большого тёмного бора И от озера до пруда – Окружающая среда. А ещё и медведь, и лось, И котёнок Васька небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь, И в пруду отраженья крыш, Рвать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису… Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда! (Л. Фадеева) Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная») Издавна люди повсюду сорили, Вот и в Твери мужички Выпили дружно, потом покурили, Бросили в воду «бычки». Нежно течение их подхватило, Словно заботливый друг, Волга могучие воды катила Вместе с «бычками» на юг. Припев:
Река течёт, Людей влечёт В дальние дали. Уже века Несёт река, Что люди в неё накидали. Уже века Несёт река, Что люди в неё накидали. Волга у Сызрани вовсе не Уже Той, что была у Твери. Жители тоже нисколько не хуже – Всюду и сплошь – волгари… Глянули в реку – «бычки» увидали Со своего бережка. Фантики в воду они накидали – Их принимала река.
Припев.
Дети Самары, резвясь после школы, Лепту не меньше внесли: Бросили тару из-под кока-колы – Волны её унесли. В устье волжане хотели бы тоже В воду «бычки» покидать, Но не везёт им с рекою, похоже, – Там уж воды не видать! Припев. (А. Дмитренко)
Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким) О чём просит рыбка Удружил бы Ты, рыбак, Угостил бы Просто так: Без подвоха, Без крючка Подарил бы Червячка! (С. Погореловский) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти. Ответ (Радуга) В синем небе, Как по речке, Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их? … Ответ (Облака) По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой … Ответ (Тучи) На улице рубашка, В избе рукава. Ответ (Солнечный луч) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все … Ответ (Солнце) Голубой платок, алый колобок, По платку катается, людям улыбается. Ответ (Небо, солнце) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! Ответ (Небо) Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. Ответ (Луна, месяц) Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня … Ответ (Луной) Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой. Ответ (Ветер) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — … Ответ (Дождь) На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. Ответ (Снег) Что за звёздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке. Ответ (Снежинки) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … Ответ (Мороз) Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём … Ответ (Узор) Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. Ответ (Иней) Фото работы над проектом. Посадка семян цветов на рассаду.


Посадка семян цветов в клумбы.


Помощь родителей по разбивке цветника на участке детского сада.


Работаем в цветнике.


Скоро здесь будут расти деревья. Посадка саженцев.


Экскурсия в парк.


Экскурсия в музей.


Результаты проекта: Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, значимой и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей. В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты: Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым; Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы; Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии; Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Экологическое воспитание детей в детском саду Аналитическая справка ДОУ по организации работы. Раздел «Экологическое воспитание» Экологический утренник в детском саду. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий экологического мероприятия в детском саду

Конспект НОД по развитию экологических представлений у детей старшей группы

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Экология в музыке

Конспект занятия на тему «Красная книга» в подготовительной группе

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Большой интерес вызывают у детей проект — «Приключения капельки» о свойствах воды, в ходе реализации которого мы познакомились со свойствами воды с помощью простых экспериментов. Реализуя проект «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом. Проектная деятельность «Плесень – это гриб» познакомила детей с разновидностью грибов. Один из проектов, успешно реализованных в моей группе, является проект «Лесное царство» по ознакомлению с хвойными растениями архангельской области.

10. «Экологические акции»

Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акциях «Посади дерево — сохрани лес», «Сохраним ели», «Сбережем лес от пожаров», «Кормушки для птиц», «Чистая территория- чистый дом», «Сдай макулатуру-сохрани дерево», «Эко-сумка для семьи»

11. «Экологические тропинки»

Создание экологических тропинок

на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

12. «Экологический ай— стоппер»

«Экологический ай- стоппер» ловушка для глаза — яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить.

Ай — стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Такой приём успешно применяется в Центрах и уголках самостоятельной активности детей для побуждения их к самостоятельной исследовательской деятельности, а также на экологической тропе (здесь ай -стопперы могут одновременно служить указателями). Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу — не оставляй после себя мусор!» и т.д.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование инновационных форм экологического образования в дошкольном образовательном учреждении

«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем». Гвездослав Павол словацкий поэт.

Все мы — дети Природы. Каждый человек с малых лет должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома — планеты Земля. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача — формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – наблюдением и копированием поведения взрослых. Стало быть, способы природоохранного экологически грамотного поведения взрослых ставятся во главу угла.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно –правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. (5, с.3)

Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать свои мысли, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности (1.).

Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологической культуры — это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

Инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.

Приведем примеры инновационных форм экологического образования по возрастам (4, с. 88)

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

— Младшая группа: огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа. Экологические проблемы решаются на занятиях кружка «Озорные кисточки». Педагог научила детей изготавливать красивые наряды из оберточной бумаги, фантиков; игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты (4, с. 88).

Так же был реализован долгосрочный проект «Времена года» и «Особенный цветок». Цель проекта «Времена года»: формирование начальных представлений о временах года. В ходе проекта дети знакомились с характерными особенностями каждого из времен года, с трудом взрослых, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы. Цель проекта «Особенный цветок» — развивать интерес к развитию и росту комнатных растений. В рамках реализации проекта с детьми проводили организованную образовательную деятельность, разучивали стихи о комнатных растениях, рассматривали журналы, иллюстрации, фотографии комнатных растений, организовывали экскурсии в соседние группы, дети наблюдали за трудом взрослых: пересадка, посадка комнатных растений, полив, опрыскивание.

— Средняя группа: в каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы — краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе; огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; экологическая лаборатория, в которой есть все необходимые для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учиться ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает; Работа с родителями – это КВН, викторины, совместные вечера досуги, брейн-ринги, традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала «Мои рученьки, мамины ручки и папины руки», экологические праздники, беседы за круглым столом, совместные походы за пределы участка (4, с. 88).

В средней группе был реализован проект «Наши друзья – деревья», цель проекта — формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; воспитание бережного отношения к природе. В ходе проекта совместно с детьми наблюдали за деревьями на территории детского сада, рассматривали иллюстраций различных деревьев, читали стихи и рассказы о деревьях, рисовали красками на тему: «Деревья», делали аппликацию методом обрывания: «Во поле береза стояла», беседовали о деревьях. В результате проекта дети научились различать деревья по листьям, плодам и коре, оформили альбом «Деревья нашего участка», изготовили макет дерева.

Интересно был организован проект «Рыбы», цель проекта — систематизирование и обобщение знаний детей о рыбах. В ходе реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Дети имеют представление о внешнем виде рыб, знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов, изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов, из подручных средств изготовили аквариум.

Цель проекта «Домашние животные» — формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними, воспитание гуманного и бережного отношения к животным. На подготовительном этапе проекта были сформулированы проблемные вопросы, подобрана необходимая литература. На практическом этапе работу над проектом осуществляла с учётом принципа интеграции образовательных областей, организовывала все виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной. На заключительном этапе была проведена выставка страничек альбома «Домашние питомцы».

— Старшая и подготовительная к школе группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведенное для экскурсии по экологической тропе; имеется огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; создана экологическая полиция, членами которой являются дети. У неё своя форма: зеленые пилотки и зеленые галстуки. Это игра, но дети серьезно относятся к своим правам и обязанностям. Дел не мало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки; конкурсы «Родному городу- чистоту и порядок». Дети принимают в нем самое активное участие, с нетерпение ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.

В работе над проектами используем опытно- исследовательскую технологию, которая способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты проводятся на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. В ходе опыта учим детей высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи. При обсуждении результатов опытов подводим детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты с детьми организуются подгруппами с различными объектами живой и неживой природы. В младшей группе проводили опыты по определению свойств воды, определяли «Где прячется воздух?» и другие. В средней группе проводили опыты: «Сравнение свойств льда и снега», «Влияние света на рост растений», «Проращивание семян», «Сравнение свойств мокрого и сухого песка», «Из чего птицы строят гнезда». Применение опытно-экспериментальной технологии является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов, ознакомления детей с окружающим миром, развития наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира.

Игровую технологию используем как в проектной, так и в свободной деятельности детей. Игры экологического содержания организуются с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Дидактические игры используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни, в некоторых играх отражаются явления неживой природы. Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними (2).

Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования (3).

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе учитывались возрастные особенности. Работа строилась интересно и содержательно, что решало практически все задачи экологического образования и воспитания детей.

Огромный интерес у детей вызывает совместная деятельность по составлению классификаций и коллекций. Умение относить объект по совокупности ряда признаков к тому или иному классу дает ребенку возможность лучше познать окружающую природу, выделить в объекте новые качества, свойства, научиться вычленять признаки различия и сходства. Дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в составление классификации минералов, растений, овощных культур, животных и др.

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтение книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. (7).

Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

На занятиях по изо с помощью красок дети передают «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, темные цвета.

Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуком (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образы из мира природы давало возможности ребенку прочувствовать его состояние. Проведение праздника экологического характера также помогло детям ощутить себя частью природы, детям нравились репетиции, они с удовольствием выступали не только друг перед другом, но и перед детьми из других групп и конечно же перед родителями.

Информационно-компьютерные технологии используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Знакомя детей с природой, используем разнообразный материал на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); мультимедийные презентации (обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире). Мультимедийные экологические игры включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность.

Проблему формирования эко-культуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведен КВН на тему: «Мы – друзья природы», анкетирование родителей, родителям был предложен список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями мы выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию ДОУ: перекапывали землю возле деревьев, собирали семена цветов, подрезали кусты.

Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования различных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и др.) Данная работа опиралась на следующие основные принципы:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры)
  • в-третьих, активного включения детей
  • в-четвертых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.

Литература.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З. Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников. 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011- 122с.
  3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2010. — №7. с. 3-9.
  4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
  5. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. – с. 10-14.
  6. Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! /Л. В. Ковинько. — Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  7. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 6. – С. 28-31.
  8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский , 2010. – 184с.
  9. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 257с.
  10. Панько Е.А. «Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: базисная программа и методические рекомендации /под редакцией Панько Е.А. 3- е издание. – Минск: НМЦентр, 2008. – 471с.
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]