Выступление по теме: «Цели и задачи экологического воспитания дошкольников»

Замечание 1

Цель экологического воспитания – формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры.

В глобальном понимании цель экологического воспитания – это воспитание поколения, способного ориентироваться в реальной ситуации, происходящей в окружающей среде, владеющей всеми необходимыми экологическими знаниями и методами решения разнообразных экологических проблем.

Задачи экологического воспитания – создание эффективных условий, способствующих гармоничному экологическому развитию личности ребенка, посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и педагога.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Дошкольный возраст является уникальным периодом в становлении и развитии ребенка. Правильно организованный процесс воспитания продуктивно влияет на общее развитие ребенка, создает предпосылки для его дальнейшего воспитания и обучения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Общая цель воспитания детей дошкольного возраста – это полноценное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Очень сложно выделить единую цель эковоспитания детей дошкольного возраста, так как экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всей жизни.

Замечание 2

Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.

Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:

  • бережное отношение к окружающей природе
  • устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого
  • правильное понимание «здорового образа жизни» (ЗОЖ)
  • моральные установки и представление об экологических ценностях
  • эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления
  • положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой
  • желание познавать и узнавать окружающий мир

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Цель и задачи экологического воспитания 440 ₽ Реферат Цель и задачи экологического воспитания 280 ₽ Контрольная работа Цель и задачи экологического воспитания 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста, указанная во ФГОС ДОО, достигается посредством решения его основных задач:

  1. Образовательные задачи:
    • формирование целостной системы знаний об актуальных проблемах экологии мира
    • усвоение путей разрешения экологических проблем

  2. усвоение знаний по профилактике возникновения экологических проблем
  3. Воспитательные задачи:
    • формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
    • формирование ЗОЖ на протяжении всей жизнедеятельности, негативное отношение к вредным привычкам

  4. развитие потребности в ЗОЖ и соблюдении экологических правил поведения
  5. Развивающие задачи:
    • развитие системы теоретических и практических знаний, умений и навыков, направленных на изучение и оценку состояния окружающей среды
    • развитие умений по сохранению и улучшению состояния окружающей среды.

Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Дунаева Юлия Александровна

воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко»

Сеченовский район

Нижегородская область

Интенсивная просветительская работа по формированию у населения экологического сознания начинается в детском саду – в первом звене системы непрерывного экологического образования.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к рукотворному миру, себе и к окружающим людям. В основе экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособленных зависимостей от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ (пищевые связи). Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослого. Могут самостоятельно или при помощи взрослого выделить отдельные трудовые действия, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, которые направлены на сохранение и улучшение жизни животных и растений.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается отдельными формами поведения ребенка, которые служат критериями оценки его экологической воспитанности (экологической культуры).

Экологическая культура – это совокупность взглядов на природу, осознанное отношение к ней, которое отражается на поведении человека и всей его практической деятельности.

«Хранилищем» традиционной экологической культуры является экологическая субкультура детей.

На сегодняшний день различные аспекты детских субкультурных особенностей представлены в исследованиях В.В. Абраменковой, М.А. Козловской, Е.Ю. Копейкиной, Е.Е. Сапоговоой, Е.О.Смирновой и Р.Е. Радевой, М.В. Осориной. Смысл и значение детства и детской субкультуры как социально-исторического явления рассматривают А. Баркан, М.Д. Дональдсон, В.Т. Кудрявцев, В.Д. Шадриков и др.

Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.Д. Клещев, а Г.П. Сикорская видит в экологической субкультуре образовательный системокомплекс. Экологическую субкультуру Детства и саморазвитие ребенка в ней изучает В.А. Зебзеева.

Основным педагогическим условием, способствующим становлению экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования является использование эколого-субкультурных практик Детства.

Эколого-субкультурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми, сверстниками или самим ребенком приобретение и повторение различного культурного опыта общения и взаимодействия с природой в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах – со взрослыми, сверстниками, младшими или старшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности, любви дружбы, заботы, помощи объектам природы, а также формирование негативного отношения к проявлениям недовольства, обиды, грубости кем-либо по отношению к объектам природы.

Эколого-субкультурные практики, применяемые в ДОУ:

1. Обустройство собственной экологической культурной среды ребенка.

2. Насыщенное информацией речевое и предметное общение с воспитателями и сверстниками.

3. Практика вопрошания, начала рефлексии (задать вопрос экологического содержания и найти на него ответ).

4. Практика познания и самостоятельное учение.

5. Нравственные нормы практики общения и взаимодействия с природой.

6. Становление характера и своеволие (стремление и способность действовать ради блага природы, несмотря на свои желания).

7. Привычное участие в природоохранной деятельности и труде в природе.

8. Культурное пространство природоведческого чтения.

9.Экологическое творчество.

10. Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов.

11. Музицирование и овладение элементарными основами музыкальной культуры.

12. Регулярное прослушивание и свободное пение песен о природе.

13. Экологоориентированная двигательная активность.

14. Коллекционирование.

15. Посещение культурных учреждений и культурно-массовых мероприятий.

16. Телевидение и компьютер – замена традиционно любимых детьми современных мультфильмов на те, которые воспевают природу и грамотного, заботливого, бережливого по отношению к природе человека.

Эколого-субкультурные практики предполагают включение ребенка в решение проблемных экологических ситуаций развития с целью приобретения экологического опыта; реализацию накопленных ребенком знаний и опыта в специально организованных и не регламентируемых видах деятельности или ситуациях, в окружающей педагогической, социальной или природной среде.

Экологическая культура как качество личности формируется как в процессе педагогического взаимодействия, так и при стихийном становлении и активности самого индивида, каждая из обозначенных практик будет включать и самодеятельность ребенка и культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, отражающие знаки, символы, образы природы.

Литература:

1. Зебзеева, В.А., Моисеева, Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования: монография /В.А. Зебзеева, Л.В. Моисеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2008. – 169с.

2. Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии: (24.00.01) /Копейкина Елена Юрьевна. — Нижний Новгород, 2000. — 31с.

3. Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка /Н.Б. Крылова //Новые ценности образования (Самобытность детства). — 2007. — №3. — С.79-108.

4. Е.В. Михеева. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. — №6 (40). – С147-150 с.

Цели и задачи экологического воспитания в школе

Замечание 3

Главная цель экологического воспитания в школе – формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.

Экологическое воспитание школьников направлено на передачу экологического опыта старшего поколения. Однако это не всегда достаточно для того, чтобы экологическое воспитание было полноценным и эффективным. Для того, чтобы достичь указанной цели школьник должен быть активным участником воспитательного процесса и сам воздействовать на старших и на сверстников.

Необходимо отметить, что экологические цели воспитания в школе различны, в зависимости от возраста детей.

Цели экологического воспитания детей в начальных классах:

  • воспитание бережного и уважительного отношения к окружающей природе
  • развитие устойчивого желания соблюдать нравственные принципы в процессе взаимоотношений с природой и при использовании природных ресурсов
  • пропаганда экологических целей
  • занятие активной деятельностью по изучению правил обращения с природой и способ ее защиты

Задачи экологического воспитания детей начальной школы аналогичны задачам воспитания детей в ДОУ. Однако помимо воспитательных, образовательных и развивающих типов задач, выделяют ряд специфических задач, основанных на возрастных особенностях и потребностях детей младшего школьного возраста.

Задачи экологического воспитания в начальной школе:

  1. Образовательные и воспитательные задачи: углубление и расширение имеющихся экологических знаний
  2. Поведенческие задачи: формирование начальных экологических умений и навыков
  3. Познавательные задачи: развитие познавательной, творческой и общественной активности детей в процессе экологической деятельности
  4. Преобразовательные задачи: направлены на воспитание чувств бережного отношения к природе.

«Экологическое образование дошкольников»статья по теме

«Экологическое образование дошкольников»

Бархатова Ирина Николаевна,

воспитатель ЧДОУ «Детский сад «Дар»,

г. Санкт — Петербург

Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения — школьников и дошкольников.

Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества! Кроме того, к этому процессу будет приобщаться значительная часть взрослого населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Что составляет сущность экологического воспитания

Воспитывая детей, мы должны особое внимание уделять следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;
  • осознанию ребёнком себя как части природы;
  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;
  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • усвоению азов экологической безопасности;
  • усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

«Организм и среда» — взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

«Человек и среда» — взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Цель и задачи экологического образования дошкольников

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д.Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д.Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Он подчёркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются:

  • Обучения- овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем.
  • Воспитания – ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды.
  • Развития – способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние среды.

Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического образования. В чем оно заключается?

Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Каково содержание экономических знаний, доступных дошкольникам?

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.

2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Какие методы являются особо значимыми в экологическом образовании? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики?

Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

1.Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

4. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Данные методы отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики тем, что это не просто методы ознакомления детей с природой, а методы экологического образования.

Работа с семьей по экологическому образованию

Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека.

В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

1) педагог — родитель;

2) педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).

Направления работы с родителями

1. Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

— данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

— экология жилища;

— выращивание экологически безопасного урожая;

— комнатные, лекарственные, пищевые растения;

— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

— информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители многих детских садов проявляют большой интерес к данным их «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.

Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. Совместная деятельность с детьми:

— во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

— помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки;

— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек)

Список используемой литературы:

  1. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
  2. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.
  3. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский , 2001.— 184 с.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Л. А.Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, — СПб.: АКЦИДЕНТ,1998. — 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное
  5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений) М, 1993 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]