Консультация для педагогов: «Цели, задачи, способы правового воспитания дошкольников»


Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение

Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.

Требуется воспитывать право-образованную личность с детства.

Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.

Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер.

Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения.

Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.

Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет.

К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия.

Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов.

  • нравственно-правовые представления — первый компонент;
  • нравственно-правовые суждения — второй компонент;
  • ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по правовому воспитанию дошкольников»

Ольга Воробьева

Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по правовому воспитанию дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ

«Организация работы

по правовому воспитанию дошкольников«

Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности.

Актуальность правового воспитанияв наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.

Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Поэтому возникает необходимость с дошкольного возраста проводить работу по правовому воспитанию.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Основные направления деятельности педагога по правовому воспитаниюдетей в детском саду:

работа с родителями по правовому воспитанию детей

работа с детьми по правовому воспитанию

Работа с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребёнка – это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Работу по привитию основ правового сознания необходимо проводить совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит от подготовленности и компетентности педагога. Поэтому необходимо ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка следует через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.

Эффективными формами работыс родителями являются:

просветительские:

• информация о международных и российских документах о правах ребенка; информационные стенды «Права ребенка»

,
«Права и обязанности родителей»
;

• памятки для родителей «Нужно ли наказывать ребенка»

;
«Будем взаимно вежливы»
;
«Если ребенок провинился…»
;
«Кнут или пряник?»
и др.

традиционные:

• родительские собрания «Знаем ли мы права ребёнка»

,
«Защита прав и достоинства ребёнка»
;

консультации «Права и обязанности родителей»

,
«Как воспитать ребёнка без физических наказаний»
,
«Понимаем ли мы своих детей»
;

• совместные праздники, досуги, конкурсы.

интерактивные:

• дискуссии;

• анкетирования, тестирования «Я и мой ребенок»

,
«Какой Вы родитель»
; •
«круглые столы»
:
«Я и мой ребёнок»
,
«Обсуждаем права детей»
,
«Соблюдение прав ребёнка в семье»
;

• тренинги;

• деловые игры;

• индивидуальные и групповые беседы;

• посещения на дому;

• почтовый ящик «Правовая почта»

.

Работа с детьми по правовому воспитанию.

В младшем дошкольном возрасте (I этап)

у детей закладываются нормы поведения в коллективе, умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми через различные формы
организации: игровые ситуации в ходе режимных моментов, игры.
В среднем дошкольном возрасте (II этап)

продолжается
работа по развитию коммуникативных способностей детей; формированию нравственных норм поведения. И педагог подводит детей к умению оценивать на примере героев сказок те или иные поступки, как положительные, так и отрицательные, а также оценивать свои поступки.
В старшем дошкольном возрасте (III этап)

формируется нравственно –
правовая культура на основе знаний основных прав, дети знакомятся с понятием «право»
. Нормативно-целевым ориентиром в образовательной
работе с детьми по формированию основ правовой культуры стала картина психологического склада ребёнка на пороге школы. К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребёнок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие, владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребёнок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками
Формы и методы правового воспитания детей.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Поэтому необходимо организовывать образовательную деятельность с дошкольниками по правовому воспитанию в течение всего пребывания детей в дошкольной организации: в ходе режимных моментов, в различных видах детской деятельности и формах общения. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Педагог на свое усмотрение, в соответствии с целями и задачами, комплексно-тематическим планированием и неожиданно возникшей проблемной ситуацией, может планировать и подбирать различные формы и темы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию используя, подходящую по его мнению и творческому замыслу, методическую литературу. Форма совместной деятельности – подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая образовательная ситуация должна нести в себе момент воспитания.

Формы работы с детьми:

Организованная деятельность;

• Игры (ролевые, театрализованные и дидактические и др.)

;

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

• Беседы;

• Проблемные ситуации.

•Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Методы работы с детьми:

• Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, CD – диски, презентации, беседа о прочитанном и просмотренном.

• Решение проблемных задач,поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в …

•Дидактические игры: «Я имею право»

,
«Чьи права нарушены
,
«Назови права героев»
,
«Выбери право»
.

• Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот приём способствует развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

• Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться»

в другого, войти в его положение. Каждому ребёнку присуще
«театральный инстинкт»
— стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.

• Метод презентации детьми различных рисунков, иллюстраций, сказок, рассказов. С помощью этого дети сами учатся понимать окружающий мир. Герои из сказок учат детей правильно мыслить и действовать по законам современного общества. Такого рода обучение стимулирует детей поступать как можно лучше.

Примерные темы НОД и бесед на правовую тематику.

Младшая группа.

1.Тема: «Ты и твое имя»

Цель. Познакомить детей с
правом на имя. Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
2.Тема: «Моя семья»

Цель. Формировать представления о семье. Знать имена своих родителей.
Воспитывать уважение к членам семьи.
3.Тема: «Наш дом – детский сад»

Цель. Поддерживать интерес к жизни в детском саду.
Воспитывать чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам.
Средняя группа

1.Тема: «Дружная семья»

Цель. Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.

2.Тема: «Дом, в котором ты живешь»

Цель. Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением
(двор, дом, улица города)
.
Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь.
3.Тема: «Как поступить правильно»

Цель. Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения.
Правильно оценивать себя и других. Видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых произведений.
Старшая группа

1.Тема: «О правах играя»

Программная задача. Дать детям общее представление об их
правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
2.Тема: «Право жить и воспитываться в семье»

. Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла
(правовое воспитание)
. Познакомить с
правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.
3.Тема: «Право на жизнь и здоровье»

. Программная задача. Познакомить детей с
правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
4.Тема: «Право на жилище и личную неприкосновенность»

. Программная задача. Познакомить детей с
правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.
5.Тема: «Мы в стране сказок»

. Программная задача.
Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним закрепить знания детей о декларации прав ребенка.
Подготовительная группа.

Тема: «Право на труд и свободный выбор работы». Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.

Тема: «Право на отдых и досуг»

. Программная задача. Познакомить детей с
правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.
Тема: «Право на образование»

. Программная задача. Познакомить детей с
правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.
Тема: «Право-искусство добра и справедливости»

. Программная задача. В интересной и занимательной форме закреплять знания о
правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека. Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни

Документы защиты прав ребенка

Детские права защищают как международное, так и российское законодательство.

Во Всеобщей декларации прав человека есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество.

Для такой правовой защиты требуется дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут родители и педагоги.

Следующим документом по правовому воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в 1924 году и остается актуальной по сей день.

В 1959 году ООН принял еще один документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на формирование счастливого детства у наших малышей.

Другим документом прав ребенка является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах ребенка.

Для этого в 1974 году была составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и вооруженные столкновения.

На протяжении многих лет общество создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось спокойной.

Ребенок должен расти в благоприятных для него условиях и должен знать, на что он имеет право.

правовое воспитание дошкольниковконсультация на тему

Правовое воспитание дошкольников

Консультация для педагогов

Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу — формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя:

  • Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
  • Правовое воспитание и образование дошкольников.
  • Повышение уровня правовой культуры родителей.

Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Система взаимодействия — это:

— организованное обучение;

-совместную деятельность взрослого и ребенка;

— самостоятельную деятельность детей.

Организованная форма обучения включает в себя:

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей включает:

  • Работу с литературой.
  • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Двигательную активность.

В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с воспитателями.
  3. Работа с родителями.

Работа с детьми.

Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.

Формы и методы правового воспитания детей.

Формы работы с детьми:

  1. Специально организованное занятие «О правах играя»Форма занятий — подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
  2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
  3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
  4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
  5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

  1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
  3. Дидактические игры: «Я имею право:», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
  4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
  6. Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
  7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
  8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились родительские собрания, консультации для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье»

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление.

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

— активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

— формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

— позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

— обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

— пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования

Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ

В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.

От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.

Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:

  • объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
  • характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
  • способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.

Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.

Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.

Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.

В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.

Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.

Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.

Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.

Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.

В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.

Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.

Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.

Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.

В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.

Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.

Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.

Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.

В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий. Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.

Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.

Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.

Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.

Педсовет «Гражданско — правовое воспитание дошкольников»методическая разработка на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

Педсовет

«Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

2011г.

Цель: реализация прав ребёнка в практике работы педагогов.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребёнка.
  2. Способствовать социальной адаптации ребёнка при помощи формирования основ правовых знаний.
  3. Совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.

Ход:

С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Законодательное оформление защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране прав детства.

Назовите основные документы, обеспечивающие защиту детства.

— Декларация прав ребёнка (1959г)

— Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г).

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребёнка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространённых видов нарушений прав детства:

  1. физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
  2. морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
  3. игнорирование родителями интересов ребёнка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребёнка вне дома, пренебрежение взглядам и интересам ребёнка;
  4. отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);
  5. нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителям супружеской неверности.

Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.

Выступления педагогов по теме педсовета.

  1. Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения.
  2. Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах.
  1. Младший дошкольный возраст.
  2. Старший дошкольный возраст.

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно представлена в документах международного права, нормативно-правовых актах на федеральном и региональном уровнях.

Ст. 19 Конвенции о правах ребёнка оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (…) со стороны родителей…».

Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут (…) унижающим его достоинство видам обращения и наказания».

Задачи педагогов дошкольного учреждения:

— формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении;

-развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию;

-предоставлять каждому ребёнка возможность почувствовать в свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву;

— вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.

Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

Конвенция о правах ребёнка, принятая ЮНЕСКО в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полного развития личности ребёнка в каждом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно раньше познакомить детей с ней. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, нужно защищать их. А это задача взрослых. Конвенцию о правах ребёнка должны знать специалисты, юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребёнка, в первую очередь, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребёнка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст.

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

Вся современная система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

  1. неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
  1. присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  1. безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
  2. статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  3. низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  1. нежеланный ребенок;
  2. умственные или физические недостатки ребенка;
  3. «трудный» ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

  1. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  2. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  3. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  4. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  5. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  6. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
  7. Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
  8. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
  9. Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
  10. Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям. Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

  1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  2. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  3. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев. В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

• разработка системы планирования;

• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

• подготовка дидактического материала;

• определение содержания работы;

• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН «Неразлучные друзья — взрослые и дети»; праздники — концерты «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья»; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

— использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

— решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком … , если бы я поймал золотую рыбку… , если бы я вдруг превратился в …; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови — не ошибись!», «Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими правами пользовались персонажи?» Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

В своей работе должно учитываться право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных знаний, умений, навыков».

Конкурс – игра «Знатоки права».

За правильный ответ игрок получает фишку. У кого больше фишек – тот победитель.

Вопросы:

1-й тур.

  1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка)
  2. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет)
  3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей)
  4. Воспитание является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
  5. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).
  6. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя)

2-й тур.

  1. Какие права были нарушены в ситуации: 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)
  2. Какие права были нарушены в ситуации: 17 – летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола)
  3. Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь)
  4. Какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).

3-й тур.

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросёнка», зайчик из сказки «Ледяная избушка»).
  3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка – путешественница)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить защиту и убежище от преследований в других странах (Дюймовочка)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).

4-й тур.

  1. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей)
  2. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна – лягушка»? (Право вступать в брак по собственному и обоюдному желанию).
  3. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность).

5-й тур.

Предлагаю педагогам решить ситуацию.

  1. Ребёнка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущённого молока «Мишутка».

Вопросы:

— Какое право ребёнка нарушено?

— К каким последствиям может это привести?

  1. Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идёт за куклой и начинает её укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.

Вопрос:

-Какое право реализует ребёнок в данной деятельности?

  1. Родители выступили против сбора денег на оплату охраны в детском саду. Эта проблема была внесена в повестку родительского собрания.

Вопрос:

— Какое право пытаются родители оспаривать? На какие документы вы будете ссылаться на родительском собрании?

  1. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.

Вопрос:

-Какие права ребёнка были нарушены?

  1. Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопрос:

-Нарушает ли воспитатель права ребёнка?

Подведение итогов игры.

Решения педагогического совета.

  1. Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и занятиях детей. Все педагоги. Постоянно.
  2. Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни. Зам. зав. по ВМР, педагоги. До 01 марта 2012г.
  3. Создать картотеку игр по правовому воспитанию дошкольников. До 01 февраля 2012г.
  4. Предложить родителям поделиться своим опытом по воспитанию и образованию детей в «Копилке семейных мудростей». Воспитатели. До 01 февраля 2012г.

Эффективность правового воспитания дошкольников в семье

Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.

Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.

Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.

В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.

Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.

Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.

В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей.

Особенности правового воспитания дошкольников через игру

Игра способствует становлению нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме.

Сюжеты игр могут быть различными. Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации.

Можно рассмотреть несколько игр, способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]