«Традиционные и нетрадиционные техники лепки»
Традиционные и нетрадиционные техники лепки.
Составила: воспитатель МБДОУ «ДСОВ №39»
По программе ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основная задача направлена на формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Одно из направлений данной образовательной области «художественное творчество». Основная цель – обучение детей созданию творческих работ средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В традиционной педагогике рисование, лепка, конструирование называются продуктивными видами деятельности; дети создают «продукт» – рисунок, аппликацию, мини-скульптуру. Остановим свое внимание на таком виде деятельности как лепка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагога и родителя.
Лепка – вид художественной деятельности, имеющей много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве, по пропорциям, по динамике и т.д. В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения. В декоративной лепке дети создают декоративные изделия. В комплексной лепке дети произвольно или для решения постановленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Лепить можно из резных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса.
Глина – наиболее пластичный естественный материал, пригодный для лепки. Она эластична, нейтральна по цвету, что важно для восприятия формы. Старые поделки из глины можно использовать повторно. Для этого их нужно раздробить, залить водой и т. д. Пригодность глины для лепки проверяют следующим образом: небольшой кусочек глины разминают, раскатывают в «колбаску» и сворачивают в кольцо. Если кольцо потрескалось, значит глина суховатая и ее надо сбрызнуть водой или добавить немного растительного масла. Если глина излишне влажная, можно оставить ее на некоторое время на воздухе, чтобы часть воды испарилась. Вылепленные поделки высушивают, обжигают, а затем грунтуют и оформляют красками.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичен как глина, но имеет свои преимущества. Большой выбор цветов дает возможность создавать многоцветные поделки и композиции.
Тесто – еще один доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Да и от рук тесто отмывается легко. Поделки из соленого теста похожи на настоящие шедевры. Вот только поделки из соленого теста нужно очень долго и хорошо высушить. Их можно покрыть лаком и хранить много-много лет.
Творческие работы детей во многом зависят от выбранного способа лепки. При конструктивном способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).
Скульптурный способ иногда еще называют пластичным или лепкой из целого куска. Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники.
Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
Поделки, изготовленные рельефным способом, представляют собой объёмное лепное изображение на плоскости. Различают следующие виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф.
Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозайки или конструирование из одинаковых деталей. Еще оригинальный способ лепки, это лепка из колец. Этим способом пользовались народные умельцы – гончары.
Лепка из пластин. С помощью этого редко применяемого способа можно рационально, экономно и достаточно быстро создавать объемные, полые поделки. И лепка на форме. Когда раскатывают, например, пластилин равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Украшают налепами или прорезным узором.
Использование дополнительных материалов и инструментов зависит от того из какого материала будет выполняться работа. Это доска для лепки; стеки – деревянные или пластиковые; салфетки – бумажные и тканевые; миска с водой для смачивания пальцев и салфеток при лепке глиной. Природный материал: раковины, камешки разной формы и расцветки, листья, плоды, ветки, семена, перья. Штампики фабричного производства. Бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пробки, колпачки фломастеров и пр.). Картон, коробки, баночки, крышки, трубочки (коктейльные), бисер, пуговицы. Формочки для теста или для игр с песком.
В качестве наиболее популярного материала, используемого педагогами в работе с детьми, является пластилин. Лепка пластилином – это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе, в семье. Большой интерес этот материал вызывает и у детей. Использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Пластилинография – новый вид декоративно – прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Занимаясь пластилинографией, развивается общая и мелкая моторика рук, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную в непосредственно образовательной деятельности по все образовательным областям программы «От рождения до школы».
На занятиях пластилинографией у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В детях воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчестве.
«Пластелиновая» живопись по праву может рассматриваться как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые цвета и оттенки. Это обогащает и разнообразит палитру пластилина, сближает лепку с рисованием красками. Условно можно выделить два способа: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке. При неполном смешивание разных цветов получается окраска «под мрамор». При полном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки. Нужно показать детям рациональную технику смешивания: отщипнуть или отрезать кусочки нужного цвета, кусочек каждого цвета раскатать в валик, соединить валики и раскатать в один валик, сложить этот валик пополам и снова раскатать, опять сложить и раскатать. Эту операцию нужно продолжать до получения однородного цвета. Но сначала можно поэкспериментировать с акварельными красками. Это поможет узнать, что желтый и красный цвета при смешивании дают оранжевый, синий и желтый – зеленый, а из красного и синего получается фиолетовый. Опыт с гуашью наглядно показывает, что белый цвет помогает создать целую гамму оттенков любого цвета. Стоит только изменить пропорции. Чем больше белого, тем нежнее и светлее цвет.
Преимущество пластилинографии перед лепкой объёмных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.
При работе с пластилином может возникнуть ряд трудностей:
долго лежащий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.
Все эти неприятности можно избежать, если следовать следующим рекомендациям;
Твердый пластилин разогреть перед непосредственно образовательной деятельностью.
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания,
расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности. Картон лучше использовать лакированный.
Чтобы картина со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишней пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убрать пыль.
На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая влажная салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок. Проводя непосредственно образовательную деятельность важно, чтобы она содержала не только познавательную информацию, но и была насыщена играми, физкультминутками, пальчиковой гимнастикой, игровыми ситуациями,
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения сложности: начинать лучше с простых изображений небольшого размера и постепенно переходить к созданию более сложных. Выполняя пластилинографические изображения, дети постепенно осваивают приемы «рисования» пластилином, а именно: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание, налепование, прижимание, примазывание, придавливание, намазывание, размазывание. Успешно используют все виды пластилинографии: прямую, витражную, контурную, многослойную, модульную, мозаичную, фактурную. Дети постепенно научатся создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут подарить своим близким и друзьям. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы.
Хранить детские шедевры, сделанные на картоне можно в обычных файлах скрепленные в папке. Можно красиво оформить в рамку.
Список литературы
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная прог
рамма дошкольного образования /
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – ОООТЦ «Сфера», 2000.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2014,
Виды лепки
Когда дети освоили основные приемы работы с пластилином, я перешла к фронтальным занятиям со всей группой.
Во время занятий активно знакомила детей с формами предметов. Дети держали в руках шар, мяч, апельсин, ощущали их размер.
В начале занятия я показывала детям приемы, брала в руки пластилин и выполняла необходимые движения. Затем дети повторяли эти движения с пластилином, для закрепления. Только потом начинали лепить нужный предмет. Вся работа детей сопровождалась моим показом и рассказом.
В работе с детьми я использовала игровые приемы. Обыгрывала тему занятия, предлагала игру с фигурками, которые получились, дополнить их деталями. Например, при лепке цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.
В работе с детьми прибегала к чтению художественной литературы, в частности сказок. Например, читая сказку «Колобок» дети представляли дорожку, колобка, его строение. Заканчивала занятия я с помощью потешек, песенок, которые помогали углубить образное изображение предмета.
Мною была разработана система занятий по лепке для детей младшей группы. В младшей группе с детьми используются традиционные техники лепки, в основном предметная лепка.
В конце года я начинала вводить нетрадиционные способы лепки – пластилинографию. Но для этого использовала простые приемы и простые картинки. Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.
Формируя навыки надавливания и размазывания я учила детей прилагать усилия пальчиками. Показывала приёмы, а при необходимости брала указательный пальчик ребёнка и помогала нарисовать пластилиновую линию, поворачивала пальчик в нужном направлении.
Мною проводились беседы и консультации для родителей, для того, чтобы они тоже помогали деткам осваивать приемы лепки, знакомили их с материалами для лепки, помогали детям закреплять и осваивать формы предметов. Я выступала на родительских собраниях по данной теме.
Также мною был проведен мониторинг по освоению навыков лепки в младшей группе.
Заключение.
В данной работе было выяснено, что художественно – эстетическое развитие является важной образовательной областью в жизни дошкольника. Скульптура, в частности лепка, является составной её частью.
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.
Консультация для родителей
Пластилин используется на занятиях лепкой в качестве наиболее популярного материала. Он является мягким и пластичным материалом. Его обычно используют для изображения мелких форм из цветных частей. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
Существует несколько техник работы с пластилином:
- традиционное создание объемных форм;
- нетрадиционная техника – создание пластилиновых картин (процарапывание, отпечатки с поверхности, пластилиновый налеп (барельеф), рисование пластилином, работа с шаблоном и т.д.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Рисование пластилином — замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Начинать нужно с нанесения эскиза на лист картона, продумать цветовую гамму, только затем начать нанесение пластилина. Пластилин нужно разогреть, чтобы он легко размазывался по поверхности картона. Изготовление пластилиновой картины начинаем с нанесения фона, используя приемы «придавливания», «примазывания, «разглаживания». После нанесения фона начинаем работать непосредственно с основным изображением. Во время работы над картиной важно учитывать сочетания и правила смешивания цветов, добиваясь нужных оттенков. После завершения картины необходимо покрыть ее лаком для волос.
Процарапывание. Для выполнения данной техники понадобится кусок картона, разноцветный пластилин, стеки с острым концом для процарапывания пластилина. Сначала берем несколько ярких цветов пластилина и размазываем их на поверхности картона (вся поверхность должна быть покрыта). Теперь берем стеку или палочку и острым концом начинаем процарапывать изображение.
Отпечатки с поверхности. С помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета. Для этого нужно подготовить основу из пластилина и любым рельефным предметом наносить отпечатки, формируя какой-либо узор.
Работа с шаблоном. Для этого нам понадобится лист картона, на который предварительно нанесен рисунок, разбитый на ячейки разных цветов. После чего ребенок заполняет каждую ячейку пластилином соответствующего цвета. В итоге должно получиться задуманное изображение.
Барельеф – лепка фигуры, выступающей над поверхностью основания менее чем наполовину. Для его изготовления на лист картона наносят предварительный рисунок. Затем берем кусок пластилина нужного цвета, разминаем его в руках и наносим на рисунок так, чтобы пластилин дал необходимый объем. По мере необходимости пластилин покрывают гуашью, а затем покрывают лаком.
Контур. Для выполнения этой техники необходимо предварительно нанести на лист картона несложный рисунок. Из кусочка пластилина нужного цвета раскатать тонкий жгутик. Затем выложить его по контуру рисунка. Фон и недостающие элементы дорисовать акварельными красками.
Мозаика. На лист картона предварительно наносим рисунок. Затем раскатываем из пластилина толстые жгуты разного цвета. Далее нарезаем жгуты на мелкие кусочки, напоминающие плоские камешки. Ими и выкладываем рисунок. Готовую работу желательно покрыть лаком. Так она будет дольше храниться и лучше выглядеть.
Итак, мы видим, что существует огромное количество техник и методов работы с пластилином. Каждая из них приносит огромное удовольствие для ребенка, а также имеет большое практическое значение.