Сенсорное воспитание дошкольников . Консультация для педагогов


Статья:

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.

Значение сенсорного воспитания

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-Является основой для интеллектуального развития;

-Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-Развивает наблюдательность;

-Готовит к реальной жизни;

-Позитивно влияет на эстетическое чувство;

-Является основой для развития воображения;

-Развивает внимание;

-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.

2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.

4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.

5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

6. Чаще задавайте ребенку вопросы.

7. Учите детей действовать в определенной последовательности.

8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).

9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.

11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с

образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.

3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, формы и т.п.).

4. Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.

5. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар), цвета (трава, апельсин, помидор и др.).

6. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски — «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Библиотека родителя

1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

2. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)»;

3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

4. Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк, И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие»;

5. Айрес Энн Джин «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».

Консультация для воспитателей.

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс развития ощущений, восприятия, чувств. Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки), которые обладают природными способностями определять: глаза

(цвет, форму, величину, пространственные отношения);
ухо
(звуки);
нос
(запахи);
язык
(вкус);
тело
(внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Существуют задачи сенсорного воспитания. Главными являются:

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

  • Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
  • Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.)

2. Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

  • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
  • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
  • Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы — клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

  • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
  • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
  • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
  • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
  • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
  • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
  • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
  • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:

  • Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
  • Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
  • Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг — круглый, катиться, нет углов. Квадрат — есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно — развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала Монтессори.

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]