План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»


План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
  • формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
  • формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
  • формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
  • формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
  • формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;
  • взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об здоровом образе жизни.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты:

  • овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
  • совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
  • повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
  • стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;
  • пополнена РППС группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей.
  • Пополнение методической копилки.
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Подготовительный этап

Содержание работыЦель
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования.
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.
Изучение нормативных документов, периодических изданий.Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.
Участие в профессиональных конкурсах.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.Освоить формы работы с родителями.
Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни»Привлечь внимание родителей к теме самообразования

Основной этап

МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиРазвивающая среда
СентябрьЗанятие «Как устроено тело человека?» Цель: познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека (человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) Беседа «Как растёт человек?» Д\И «Умею – не умею»«Создание здоровье сберегающего пространства» — практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения.Методические рекомендации «Организация закаливающих процедур в домашних условиях» Анкетирование «Культура здоровья в детском саду»Создание с детьми алгори. «Правила в картинках – правильная осанка» Создать стенд из детских работ.
ОктябрьПрезентация «Кожа – помощница» Цель: сформировать представление детей о защитной функции кожи человека ; закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей. Чтение худ. литературы: Н. Кнушевицкая «Кожа»; Г.Юдин «Микробы» Беседа «Первая помощь при порезах, ушибах и царапинах» Цель: учить детей правильно реагировать на небольшие травмы и умению оказать первую помощь.Методические рекомендации: «Игра – как средство здоровья сбережения ребёнка».Консультации: «Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп» Выставка рисунков детей и родителей «Наша здоровая и спортивная семья».Д\И «Лабиринты здоровья». Задачи закрепить знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут «путешествия» . Материал: карточки с изображением лабиринтов. Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела , для которой он предназначен. Объяснить , как и для чего используется данный предмет.
НоябрьИгра «Дышите – не дышите» Цель: дать знания о строении органов дыхания, о значении чистого воздуха для здоровья человека. Экспериментирование. Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений, увеличивающих объём лёгких. Чтение х/л « «Как стать Неболейкой» Н.СемёноваКонсультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья»Спортивный праздник « Папа, мама и я – спортивная семья» Привлечь родителей к делу воспитания здорового ребёнка , помочь улучшению микроклимата в семье.Изготовление с детьми схем «Точечный массаж».
ДекабрьБеседа «Микробы и вирусы» Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. С\Р игра «Больница (лаборатория) Цель: Познакомить детей с профессией – лаборант, закрепить знания о возбудителях болезней и способах борьбы с ними. Экспериментирование. Опыт «Можно ли снег есть снег и сосульки?» Цель: на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы.Практические рекомендации на тему: «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка»Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка» Беседа «Выходные на свежем воздухе с ребёнком»«Создание своей лаборатории в группе» — подбор игрового оборудования, изготовление совместного с детьми атрибутов к игре.
ЯнварьБеседа «Что происходит, когда мы едим?» Цель: ознакомить детей с значением и работой пищеварительной системы организма. Чтение х/л Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р.Корман и Л.Либерман «Эта вредная еда». Д\И «Полезная и вредная еда»Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»Консультации: «Вкусно и полезно ли?» «Если ваш ребёнок – аллергик» Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения»Д\И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание , логическое мышление , грамматически правильную речь. Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью фишки – картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации Описание: 1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющихся полезными. Вариант 2. Ребёнку предлагаются карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на их фишками – картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.
ФевральБеседа «Режим дня» Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. С\Р игра » Детский сад » (режимные моменты) Цель: показать в игре , как соблюдается режим дня в д.саду, подчеркнуть его важность. Чтение х/л О.Иваненко «Спокойной ночи» Цель: уточнить значение сна для здоровья человека»Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Консультации «Лечебная гимнастика» «Стоп – грипп» Организация фотовыставки «Движение – жизнь» Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье!»Д\И «Что сначала – что потом (режим дня) Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснить свои действия. Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определённого периода суток. Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснив при этом свой выбор.
МартБеседа «Если хочешь быть – закаляйся!» Цель: Закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека. Чтение х/л С. Михалков «Мимоза» Цель: дать представление о закаливании, о профилактики простудных заболеваний. Д\И «Оденься правильно» Цель: Продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны.Консультация «Слагаемые здорового образа жизни»Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание». Конкурс для родителей: «Проект по оборудованию участка для двигательной активности детей»Лепка «Спортсмены» — учить изображать человеческую фигуру в движении, правильно соблюдая пропорции.
АпрельБеседа «Осанка – стройная спина» Цель: познакомить детей с правилами сохранения правильной осанки.Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека».Консультации: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей».Создание фотоальбома семейных плакатов: «Моя семья и спорт»
МайИтоговое ООД «Поможем Буратино стать здоровым» Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!» Беседа «Правила поведения на воде» Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде.Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ».Консультации: «Здоровый образ жизни в семье» «Осторожно, клещи! Консультации: «Летний отдых».Оснащение участка группы для развития двигательной активности детей в летний период.
В течение годаПривлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками.
МайДень открытых дверей. Презентация Центра здоровья
Презентация отчета работы по теме самообразования

Литература:

1. Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

4. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М. :Школьная Пресса, 2006г.;

5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

6. Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» — Москва, Гуманитарный издательский , 2004г.;

7. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

8. Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;

9. Ресурсы сети Интернет, точка доступа: www.refoteka.ru.

План самообразования Тема: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном обучении»

План самообразования

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном обучении»
Цель:

повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении здоровьесберегающих технологий; внедрение и применение технологий в работе с детьми, педагогами и родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Актуальность:

В Конституции Республики Казахстан, в Законе «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан», в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева подчеркивается важность решения задач, связанных с сохранением здоровья граждан Казахстана, реализация которых, несомненно, должна начинаться еще с дошкольных организаций (Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан», Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года, Концепция государственной политики в системе образования, Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан др.).

Здоровье — один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:

· Закон РК «Об образовании».

· Закон РК «О физической культуре и спорте».

· Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»[1].

В послании президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана говорится, что «здоровье народа – это неотъемлемая составляющая успеха Казахстана в достижении своих стратегических целей…» [2]. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Дошкольный возраст – это уникальный возраст для развития личности, из всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируется представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное психическое и физическое развитие. В настоящее время стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей: несовершенство деятельности медико — психолого — педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное, творческое развития детей, отсутствия режима дня в семье, перегруженность групп); отсутствие материально- технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно- образовательного процесса. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье. Быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения ( комплексы дыхательной гимнастики, подвижные игры, физкультминутки)

3. Направить жизнедеятельность детей в школе в классе предшкольной подготовки на сохранение и укрепление здоровья.

5. Систематизировать изученную литературу.

4. Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и валеологическому просвещению родителей.

Личный план воспитателя

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы Отчет о выполнении
Изучение методической литературы Сентябрь — май «Быть здоровыми хотим» М. Ю. Картушина. Москва 2004г.

«Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева. Ростов – на – Дону 2005г.

«Спортивные праздники в детском саду» З. Ф. Аксенова. Москва 2003г.

«Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» А. С. Сундукова М. : АРКТИ. 2010г. стр. 104.

«Парная гимнастика» Т. Э. Токарева. Издательство «Учитель» 2009г.

«Формирование двигательной активности детей 5 – 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель» 2010г.

Алимжанова Г.Д. Формирование здорового образа жизни детей в условиях гуманизации образовательного процесса / . — Алматы : Б. и., 2004. — 54 с.

Бейсенбаева А.А., Шокыбаев Ж.А, Катпаева Л.М. «Здоровый образ жизни и воспитание молодого поколения» // Вестник «Педагогические науки» — 2013- № 4 –С.114.

Повышение знаний, сбор материала
Работа с детьми В течении года Беседы о здоровье Учить детей охранять и укреплять свое здоровье Фотоотчет
Ежедневно Гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастики В целях укрепления организма

В качестве развития моторики

Фотоотчет
В течение года Музыкотерапия, сказкотерапия Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность. Фотоотчет
Ежедневно Организация подвижных игр

Проведение физкультурных занятий (в течение года)

Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения. Фотоотчет
Ежемесячно Самомассаж Формировать навыки здоровьесбережения Фотоотчет
в течении года Проведение динамических пауз во время занятий В качестве профилактики утомления Фотоотчет
в течение года Проведение релаксации В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы Фотоотчет
каждый день Проведение утренней гимнастики.

Динамических пауз.

В целях укрепления организма Фотоотчет
Работа с родителями Октябрь Индивидуальные беседы с родителями по теме «Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой» Папка-передвижка
Ноябрь Консультация для родителей «Берегите глазки» Предоставление родителям педагогической информации по данной теме доклад
Январь Консультация для родителей «Агрессивные дети» Предоставление родителям педагогической информации по данной теме Конспект
Февраль Консультация для родителей « Что такое подготовка к школе?» Конспект
Март «Условия здорового образа жизни в семье» Анкетирование родителей Анкета
Апрель Консультация для родителей «Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Предоставление родителям педагогической информации по данной теме доклад
Самореализация Октябрь Продолжение изучение программы по образовательной области «здоровье» Повышение знаний, сбор материала
Январь Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Анализ заболеваемости в зимний период

Повышение знаний, сбор материала

Сбор аналитической информации

Май Работа с методической литературой Повышение знаний, сбор материала

Литература:

1. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, приказ МОН РК от 12 августа 2021 года №499

2. Методические рекомендации по профилактике детского травматизма.2018г.

3. «Дошкольное воспитание», научно- методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

4. Методические рекомендации «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ОУД возрастной группы дошкольной организации». – Астана, 2021.

5«Здоровье дошкольника», научно- практический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва

6. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику». — М.: Эксмо, 2008

7.Алимжанова Г.Д. Формирование здорового образа жизни детей в условиях гуманизации образовательного процесса / . — Алматы : Б. и., 2004. — 54 с.

8. Бейсенбаева А.А., Шокыбаев Ж.А, Катпаева Л.М. «Здоровый образ жизни и воспитание молодого поколения» // Вестник «Педагогические науки» — 2013- № 4 –С.114.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]