Программа воспитания для ДОУ «Рабочая программа воспитания»


Понятие и сущность воспитания

Определение 1
Воспитание – это специально организованный процесс, направленный на передачу подрастающему поколению накопленного жизненного опыта, формирование правильной модели поведения и реализации основных образовательных целей в рамках педагогического процесса.

Основная цель воспитания – культурное, полноценное и всестороннее развитие ребенка, способного к физическому и духовному саморазвитию.

Педагогически правильно организованное воспитание должно побудить ребенка к личностному и культурному росту, саморазвитию, стремлению развивать свои духовные и нравственные потребности и чувства.

Результатом воспитания является полноценная и гармонично развитая личность, способная продуктивно существовать в рамках современного социума.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Воспитание принято рассматривать с двух точек зрения:

  1. Воспитание как общественное явление – направлено на передачу подрастающему поколению исторического и культурного опыта.
  2. Воспитание с точки зрения педагогики – направлено на овладение воспитанниками духовным и социальным опытом, ценностями и отношениями.

Структура воспитательного процесса – это взаимосвязь его основных элементов (цель, содержание, методы, средства и полученные результаты).

Эффективность воспитания во многом зависит от установленного развивающего взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, основанном на взаимном уважении и сотрудничестве.

Замечание 1

Таким образом, воспитание – это длительный и непрерывный процесс, который с течением времени переходить в самовоспитание.

Формирование личности дошкольника на примере родителей

Поскольку личность человека формируется уже с первых дней его жизни, все, что его окружает, влияет на этот процесс, особенно самое близкое окружение — его родители. В зависимости от того, какая атмосфера царит в семье у малыша, формируется его понятие о мире и о том, каким нужно быть. В благополучных семьях, где царит добро, взаимопонимание, близкие поддерживают друг друга, прислушиваются, не врут, ребенок вырастает достаточно честным и открытым человеком, верящим, что все люди такие же положительные. И в детском саду таких детей заметно сразу — они всем помогают, стараются угодить воспитателям, отвечают за свои ошибки и могут признать свою вину.

Ну, а в тех семьях, которые нельзя назвать благополучными (отец-алкоголик, гулящая мать, постоянные крики, скандалы) формирование личности дошкольника может замедлиться, ведь малыш не чувствует заботы, он не развивается в социуме, ему никто не помогает. Такой ребенок становится загнанным зверьком, остерегающимся и боящимся всего на свете. В итоге формируется недоброжелательная личность, которая чуть ли не с пеленок привыкает бороться за свою жизнь всеми известными способами. Не удивляйтесь, если в такой семье вырастет врун, лицемер, трус и жадина. Конечно, есть исключения из правил, но только в том случае, если в семье хотя бы кто-то уделяет ребенку внимание, например, если отец пьет, а мать всеми силами пытается оградить ребенка от этого и убеждает малыша, что отец — плохой пример для подражания.

Ребенок усваивает тип отношений, который сложился в его семье, и уже идя в садик, он может проявить себя как личность доброжелательная или как испуганная, жестокая. Развитие личности дошкольника происходит не только в те моменты, когда вы что-либо говорите или запрещаете ребенку, но и в каждую секунду, когда находитесь рядом. Ребенок видит и замечает всё — какое у вас настроение, чему вы радуетесь, а от чего приходите в ярость, как вы общаетесь со своими родителями, с друзьями, как отзываетесь о них в стенах дома. Пока ребенок маленький, ему больше неоткуда черпать информацию о мире, кроме как от вас, и потому дети так схожи со своими родителями — они учатся на их примере.

Особенности воспитания детей в педагогическом процессе ДОО

Особенность воспитания детей в ДОО состоит в уникальности дошкольного возраста. Дошкольный период – это один из жизненных этапов, который значительно отличается от всех других жизненных периодов. Воспитание детей дошкольного возраста ориентируется и на общие закономерности процесса воспитания, и на своеобразие развития дошкольника.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Воспитание детей в педагогическом процессе ДОО 430 ₽ Реферат Воспитание детей в педагогическом процессе ДОО 230 ₽ Контрольная работа Воспитание детей в педагогическом процессе ДОО 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В целом можно выделить следующие особенности воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО:

  1. Ориентир на самоценность дошкольного возраста, его значимость во всем последующем развитии ребенка.
  2. Развитие личности ребенка как процесс усвоение социального опыта.
  3. Создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
  4. Организация необходимых для успешного развития ребенка видов деятельности.
  5. Предоставление ребенку возможности проявления субъективных позиции, опыта и активности.
  6. Взаимодействие в вопросах воспитания семьи и детского сада.
  7. Воспитание дошкольника имеет целенаправленный и непрерывный характер.

Воспитание детей в рамках педагогического процесса ДОО направлено на формирование целостной личности ребенка, формирование навыков взаимодействия с окружающими и успешным вхождением в современный социум.

Еще одной особенностью воспитания детей дошкольного возраста является обусловленность своеобразия развития психики детей и возможностей усвоение социального и культурного опыта.

Основные особенности воспитания детей в педагогическом процессе ДОО:

  • воспитание выступает как главный транслятор культурного опыта;
  • при организации воспитательного процесса педагог должен постоянно опираться на чувства детей;
  • правила и нормы должны сопровождаться жизненными примерами;
  • дошкольники в силу возраста и особенностей психики имеют неустойчивость в формировании определенных качеств и способов поведения, что требует от педагога организацию дополнительных занятий по их закреплению (упражнения, анализ жизненных ситуаций и т.д.);
  • осуществление обязательной педагогической поддержки и сопровождения ребенка в педагогическом процессе, с учетом его индивидуального темпа развития.

Фазы развития личности ребенка до 3-х лет

  • Адаптация ребенка

Малыш с первых недель жизни пытается адаптироваться к окружающему его миру — он осваивает простейшие навыки (кушать, двигать ручками и ножками, ползать, ходить). Ребенок потихоньку начинает осваивать язык, и начинает выделять себя из остального окружения.

  • Индивидуализация ребенка

Малыш уже понимает, что он — индивидуальность (хотя, конечно, значение этого слова ему еще недоступно). Во вторую фазу развития мы можем заметить, как ребенок все время повторяет «Я», «Моё», «Моя мама». Так дети подчеркивают то, что они отличаются от окружающих. И немаловажно на этом этапе формирования личности выделять имя ребенка, называть его ласково, придумывать уменьшительно-ласкательные формы его имени. Достоинство ребенка должно утвердиться через его имя, поэтому стоит вместо «ути-пути, мой хороший мальчик» говорить ребенку «Ванюша молодец», «Аня сделала лучше всех!». Ведь в нашем имени уже заключается личность, и ребенок должен понимать, что при хорошем поведении его называют ласково, а при плохом его и вовсе могут не называть по имени, и это будет обидным, но поучительным уроком.

  • Интеграция

В фазу интеграции ребенок способен управлять своим поведением и знает, как управлять другими. При правильном воспитании дети начинают понимать, что важны не только свои прихоти, но и желания окружающих — с ними также нужно считаться. Взрослых нужно слушаться и подчиняться им, но дети понимают, что и взрослыми можно манипулировать разными путями — уговорами или путем крика и истерик. На данной фазе очень важно воспитать отзывчивую личность, а не капризную и эгоистичную.

Родители должны заботиться не только об удовлетворении всех без исключения потребностей и прихотей ребенка, но и о нравственном воспитании. Ребенок должен понимать, что не все вертится вокруг его персоны, что есть определенные обязательства перед другими людьми, нравственные нормы. Малыши не рождаются эгоистичными, они такими становятся вследствие неправильного воспитания и чрезмерной слепой любви родителей.

Гномик.ру рекомендует компанию Холод Групп Ремонт холодильников Стинол, низкие цены! Профессионально и оперативно ремонтируем холодильники Stinol + любые другие производители. Опыт более 5 лет. Бесплатный выезд мастера и диагностика!

Все услуги по ремонту и обслуживанию холодильного оборудования.
Используйте промокод: Гномик.ру
и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области. Подробнее по районам обслуживания.

Звоните

Бесплатно вызвать мастера

Организация времени в детском саду

Распорядок дня включает обязательные моменты (сон, прогулку, питание, мероприятия), а также время занятий по выбору ребенка. Дети учатся планировать, делать перерывы в играх, откладывать, договариваться и возобновлять начатые замыслы, например, после сна или прогулки. Ребенок учится управлять временем.

Уклад детского сада включает также традиционные события, праздники, мероприятия, которые придают лицо каждой организации. Где-то проводятся олимпиады, где-то театральные сезоны — это решают педагоги и родители. Родители и педагоги могут определять до 40% содержания программы воспитания в своем детском саду.

Мотивация в развитии личности дошкольника

  • Идти к цели

В первые 3 года своей жизни ребенок не может конструктивно подойти к своим желаниям, то есть они возникают у него по наитию — хочу то, что вижу. Поэтому, отвлечь малыша одной игрушкой от другой очень легко. Не составляет трудностей сменить слезы на смех — достаточно переманить внимание малыша от своих горестных переживаний, играясь с ним и подкидывая его вверх. То есть ребенок на данном этапе жизни действует под влиянием ситуативных желаний и чувств, которые возникли здесь и сейчас. Для детей в 3-х летнем возрасте важны те предметы, которые яркие и блестят — когда малыш их видит, у него появляется желание иметь такие же. Старшие дошкольники уже не так часто обращают на это внимание — их больше пленит красота природных явлений, праздников, и вместо того, чтобы выпрашивать яркую игрушку, он попросит маму купить продукты и спечь праздничный пирог или выйти на улицу гулять под ярким солнцем.

Старший дошкольник способен осознанно делать те или иные поступки, то есть уступать чем-то или делать что-то не очень ему нравящееся ради достижения определенной цели. Вот она, ступенька в эволюции личности — это цель! Ребенок либо видит цель, либо представляет её себе и вполне может объяснить, почему он поступил так или иначе для её достижения. Здесь мы можем наблюдать отголоски раннего дошкольного возраста, когда на формирование личности дошкольника большей степенью влияли родители. Ребенок, воспитывавшийся в доброжелательной семье, идет к своим целям через благородные дела — помочь маме по хозяйству, чтобы она поблагодарила его и купила понравившеюся игрушку. А ребенок, в семье которого царит злоба и недовольство, будет добиваться подарка путем капризов и истерик.

  • Быть самостоятельным

Наши дети в столь раннем возрасте уже стремятся быть не только похожими на нас, но и делать то же, что и мы — сами отдавать деньги продавщице, сами завязывать себе шнурки, сами наливать себе сок. Нужно нашим деткам давать шанс быть самостоятельными — разрешать им одеваться самим, справляться с той или иной ситуацией. Когда человек идет к своей цели, его моральный дух становится сильнее, поэтому самостоятельные дети становятся более сильными и достойными личностями, чем те, за которых везде и всегда все делают родители.

  • Заслужить одобрение

Малышам так важно, чтобы их рвение заметили, чтобы их похвалили. Первые 3 года жизни дети ждут похвалы от родителей, а когда идут в садик, то для них становится важной похвала еще одного человека-воспитателя. Детям важно установить и сохранить положительный контакт с окружающими, поэтому они с такой любовью делают родителям подарки, стараются хорошо себя вести, чтобы их хвалили, а не ругали. Именно поэтому малыш считается с мнением взрослых, старается получить оценку своих действий, пытается соответствовать правилам, установленным окружающими. Уже в 4 года ребенок прекрасно понимает, что такое вежливость, как она выражается и для кого безоговорочно нужна в первую очередь. Но малыш только тогда научится вежливости, если в его семье к старшим и к другим людям также будут относиться с вежливостью, да и к нему будут обращаться так же.

За первые 6 лет жизни ребенок успевает научиться большему, чем за всю следующую жизнь, поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент и воспитать в малыше достойную личность, которой можно будет гордиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]