Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания

Определение 1
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.

Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  1. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
  2. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
  3. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
  5. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
  6. Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • принцип личного нравственного примера;
  • принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
  • принцип индивидуальности воспитания;
  • принцип интеграции программ воспитания;
  • принцип актуальности и востребованности воспитания.

«Духовно-нравственное воспитание- как основа гармоничного развития учащегося»

Во-вторых, в
современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых,понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание — это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное — самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

С

ильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Духовно-нравственное воспитание XVII – начала XX веков

Эпоха Петра Великого (1682-1725) изменила взгляды на образование. За относительно короткий период времени в России были созданы основы национальной системы образования. До Петра I в России оценивали человека по принадлежности к тому или иному сословию, при Петре I впервые стали значимыми личные достижения и заслуги перед Отечеством.

В эпоху Петра I в обществе начали формироваться новые идеологические ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, знакомство с западноевропейской модой влияли на жизнь и сознание людей. Поклонение всему «чужому» не могло не повлиять на изменение подходов к воспитанию и обучению молодежи. В XVIII. Век в России формируются первые образовательные ассоциации. В XIX веке реализуются различные педагогические проекты творческого, свободного воспитания молодого поколения.

Опыт семейного воспитания стал той почвой, на которой «выросли» первые педагогические теории. Сначала они не подчеркивали специфику воспитания в семье, а использовали опыт семейного воспитания, чтобы сделать общие педагогические выводы.

С появлением государственного образования возникла проблема соотношения семьи и школы в общем процессе воспитания. Она решалась по-разному — в зависимости от господствующего общественного строя, философских и общественно-политических взглядов мыслителя или учителя-практика. Так, по убеждению Квинтилиана — теоретика ораторского искусства в Древнем Риме — общественное (школьное) образование имеет больше преимуществ по сравнению с индивидуальным (домашним). Он писал: «Тот, кто воспитывался в уединении, будет ослеплен ярким блеском солнца и не найдет для себя никаких новостей, когда войдет в жизнь со своими знаниями».

Он выделил четыре стадии развития нового поколения (младенчество, отрочество, юность и мужественность) и наметил шестилетний период обучения (шестилетняя школа) для каждой стадии; он сказал, что школа для ребенка — это школа матери в каждой семье. Я.А. Коменский выдвинул систему идей, связанных с признанием великих даров в природе ребенка: естественного влечения к свету, к знаниям, к добру, и определил роль воспитания как помощь ребенку в процессе его взросления. Это стремление проникнуть в природу ребенка было выражено им в определении принципа «естественности».

Английский философ XVII века Локк был убежденным сторонником индивидуального воспитания в семье под руководством гувернанток. Главной целью образования, по Локку, является добродетель, воспитание нравственного человека. Но этого нельзя достичь в школе: Школа — это «отросток общества», а общество таково, что воспитывает безнравственных людей. Поэтому Локк решительно настаивает на том, что образование происходит не в школе, а в семье, где умный и добродетельный воспитатель может воспитать такого же «джентльмена». В этом аргументе — трезвая оценка Локком современного общества и утопическая мечта о воспитании нравственных людей в безнравственном обществе. Педагогические идеи Локка о раскрытии природных способностей ребенка оказали большое влияние на историю педагогической мысли. Для него ребенок — это как чистый лист, то есть ребенок может воспринимать все, что вносит опыт. Из этих мыслей, как следствие, возникла вера в исключительное влияние школы Локка.

Статья «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания»

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

В.А.Сухомлинский

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Вследствие этого новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

В связи с чем цели и задачи духовно-нравственного воспитания в школе приобретают особо важное государственное значение, ведь важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Согласно целям и задачам духовно-нравственного развития и воспитания

в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из выступлений отметил:

«Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца».

В связи со всем этим ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]