Авторская сказка.» Матушка-Земля.» Для детей от 6 до 12 лет.

Мы — земляне. Все известные нам страны, города, леса и океаны расположены на одной планете — Земля. Она относится к Солнечной системе. Солнечная система — это восемь планет, вращающихся вокруг одной звезды — Солнца. Кроме Земли, в систему входят Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Земля — третья планета по удалению от Солнца. И единственная из всех планет нашей системы, на которой есть жизнь. Почему?

Ученые считают, что существует много условий, необходимых для возникновения жизни на планете. Это и температурный режим — не слишком жаркий и не слишком холодный, — и наличие воды, и атмосфера, в которой должен быть ряд определенных элементов, и многое другое. Ни одна планета Солнечной системы, за исключением Земли, не отвечает всем требованиям. На Меркурии слишком жарко, на Уране очень холодно, на Венере совсем нет атмосферы. Зато наша планета как будто создана для того, чтобы на ней зародилась жизнь.

Наша сегодняшняя статья поможет вам ближе познакомить ребенка с нашей удивительной планетой, рассказать об истории возникновения Земли, ее месте в космосе, строении и других интересных фактах.

Описание планеты Земля для детей

Земля — не самая большая из планет Солнечной системы. Наоборот, она одна из самых маленьких — меньше нее только Меркурий и Венера. Но при этом радиус Земли — 6 тыс. 371 километр.

Земля имеет почти совершенную круглую форму. У полюсов она немного приплюснута. Поэтому часто называют два разных радиуса Земли: экваториальный (на середине планеты) — 6378 км и полярный (на «концах») — 6357 км.

В древности люди не знали, что Земля имеет форму шара. Они представляли себе что-то вроде круглой плоской тарелки. Только после того как мореплаватели обошли вокруг Земли и вернулись в то же место, стало понятно, что наша планета — шар. Теперь в этом нет сомнений: мы много раз видели фотографии Земли, сделанные из космоса. На многих снимках, кстати, хорошо видны моря, горы и даже крупные города.

Вращение Земли

Земля, как и другие планеты Солнечной системы, совершает сложное вращение: вокруг Солнца и вокруг своей оси (воображаемой линии, проходящей через центр планеты). Причем вокруг Солнца Земля движется не по кругу, а по эллипсу — это такой вытянутый круг.

Именно благодаря этому вращению на Земле наступают день и ночь, а лето сменяется зимой.

С временем суток все понятно: день — на той части планеты, которая в данный момент повернута к Солнцу, ночь — на противоположной. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает приблизительно за 24 часа — за это время на Земле проходят сутки.

С временами года сложнее. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней. Многие думают, что смена времен года связана с удаленностью Земли от Солнца. Но это не совсем так. Значительно сильнее на температуру воздуха влияет угол наклона Земли по отношению к Солнцу. Дело в том, что ось Земли (вокруг которой происходит вращение) наклонена по отношению к Солнцу больше чем на 23 градуса. И во время вращения солнечные лучи падают на Землю по-разному. Если прямо — наступает лето, если под углом — холодает. Чем больше наклон, тем холоднее.

Самые прямые лучи достаются экватору, потому там почти всегда ровная теплая погода, а крайние точки Земли — полюса — так сильно наклонены, что солнце скользит по поверхности и не согревает землю. Поэтому в Арктике и Антарктике холодно даже летом.

Как появилась планета Земля?

У ребенка наверняка возникнет вопрос о том, как образовалась наша планета. Ученые могут только делать предположения на этот счет — точного ответа у них нет.

Основная гипотеза заключается в том, что 4,6 миллиардов лет назад из огромного газового облака возникло Солнце, и уже под его воздействием из космической пыли вокруг сформировались, «спеклись», планеты Солнечной системы, в том числе Земля. В то время она мало походила на планету, на которой мы живем. Скорее всего, это был огненный шар, который по мере остывания превращался в каменную пустыню — без воды, атмосферы и, конечно, признаков жизни.

Постепенно под влиянием разных процессов, происходивших в глубине, на поверхность поднимались различные вещества. Одни превращались в воду, другие участвовали в формировании атмосферы. Происходило это медленно: ученые считают, что на образование океанов и поверхности ушло более 200 миллионов лет.

Из чего состоит планета Земля?

Ребенку будет интересно узнать и про строение нашей планеты. Земля, если представить ее в разрезе, состоит из нескольких слоев.

В самом центре — ядро, твердое внутри и жидкое снаружи. Его состав — сплавы металлов, в основном железо и никель. Ядро занимает большую часть диаметра земли, оно величиной с планету Марс. Различают внутреннее и внешнее ядро. Эта часть земли очень горячая, причем чем глубже, тем горячее. Добраться до такого уровня невозможно, но, по мнению ученых, температура внутри ядра может быть больше, чем на Солнце — до 7 тысяч градусов.

Над ядром располагается мантия. Это самый важный слой Земли — и самый большой (свыше 80% всего объема). Именно здесь сосредоточена наибольшая часть веществ, которые составляют Землю. В основном это соединения железа, но структура слоя не совсем твердая: мантия скорее вязкая, поэтому часто говорят, что земная кора «плывет» по мантии.

Земная кора — верхняя часть твердой земли. По сравнению с другими слоями она тонкая. Бывает континентальная и океаническая кора. Слой континентальной коры достигает 40–50 километров, а под океанами — 5–10. Кора составляет около 1% массы Земли.

Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой.

А гидросферой — всю водную часть поверхности Земли, в которую входят Мировой океан, воды и ледники, подземные воды.

Получается, что для поверхности, покрытой водой, гидросфера расположена над литосферой.

Еще выше — атмосфера. Это уже не часть планеты, а ее газовая оболочка, которая находится над Землей и вращается вместе с ней.

Состав земной атмосферы, а конкретнее — содержание в ней кислорода, сыграл ключевую роль в возникновении жизни на Земле.

Кроме кислорода, в атмосфере Земли присутствует азот и другие газы. А благодаря озоновому слою в атмосфере Земля защищена от большей части ультрафиолетового излучения Солнца.

Земная Луна — объяснение для детей

Дети не должны забывать, что у Земли есть верный спутник — Луна. В ширину достигает 3474 км (примерно четверть земного диаметра). Наша планета располагает всего одним спутником, хотя у Венеры и Меркурия их вообще нет, а у некоторых есть два и более.

Луна сформировалась после того, как в Землю врезался гигантский объект. Оторванные обломки и стали составным материалом Луны. Ученые считают, что объект был примерно размером с Марс.

Луна

Как зарождалась и развивалась жизнь на планете

Миллионы лет планета Земля оставалась необитаемой. Ученые нашли подтверждение тому, что живые организмы появились на Земле около 3-4 миллиардов лет назад, в дoкeмбpийcкий период развития Земли. Конечно, это еще не те животные, к которым мы привыкли, а простейшие — микроорганизмы.

Более развитые животные и растения появились позже — во время, которое называют фанерозоем. Этот период делится на 3 эпохи: пaлeoзoй, мeзoзoй и кaйнoзoй. Во время палеозоя появились беспозвоночные, насекомые и рыбы; мезозой подарил нам динозавров, а кайнозой — млекопитающих. Это случилось больше 65 миллионов лет назад, и до сих пор считается, что млекопитающие — высший этап развития для живых организмов. Человек — это млекопитающее.

Вам может быть интересно:

Необъяснимо, но факт: многие дети обожают динозавров. Если ваш ребенок тоже с восторгом смотрит мультфильмы и листает картинки с этими удивительными гигантскими существами, предлагаем вам нашу статью с интересными фактами про динозавров для детей.

Наивысшая точка

Интересный факт о наивысшей точке.

Гора Эверест технически не является наивысшей точкой на Земле. Поскольку Земля не совсем круглая, то объекты, расположенные возле экватора немного «выше» или ближе к космосу, чем объекты, расположенные дальше от экватора. Таким образом, гора Чимборасо в Эквадоре на 2743 метра ниже Эвереста, если измерять от уровня моря. Однако из-за «выпуклости» экватора ее вершина на самом деле находится примерно в 2400 метрах дальше от центра Земли, чем вершина Эвереста.

Материки и океаны

71% территории Земли покрыт водой. Суша существует в виде шести материков: Евразия; Африка; Северная и Южная Америки, Антарктида и Австралия. Самый большой материк — Евразия, самый маленький — Австралия.

На Земле четыре океана. Они соединены между собой (это так называемый Мировой океан), но при этом сильно отличаются — температурой, особенностями дна, соленостью. Тихий океан — самый большой и глубокий, второй по величине — Атлантический, третий — Индийский (по сравнению с Атлантическим он меньше, но глубже). А самый маленький — Северный Ледовитый океан. Он еще и самый холодный, потому что расположен у Северного полюса и частично покрыт льдом.

На нашей планете различают четыре климатических пояса — это территории, которые как будто опоясывают планету. В одном поясе по всей Земле примерно одинаковые условия для жизни: температуры, влажность, осадки.

По самому центру Земли идет экваториальный пояс. Здесь погода почти не меняется в течение года — лето, идут дожди и около +25 градусов.

Тропических поясов два, они находятся по обе стороны от экваториального. Здесь сухо и тепло, но разница между летом и зимой уже очевидна: зимой может быть около +15 градусов, зато летом — до +50.

Климат с холодной зимой и теплым летом нам знаком. Он характерен для умеренных поясов. Их тоже два, и они расположены после тропических по направлению от экватора.

На полюсах Земли расположены арктические пояса. Здесь холоднее всего, особенно зимой. Но и летом температура редко поднимается выше нуля.

Конечно, это деление условно. Климат не меняется резко при переходе от одного климатического пояса к другому. Существуют переходные полюса: два субэкваториальных, два субтропических и два субполярных, где проявляются характеристики соседних полюсов. Если плавно двигаться от одного пояса к другому, изменений в погоде практически не заметно. Но если перелететь на самолете, разница ощущается.

Погода в разных точках Земли зависит не только от расстояния от экватора, но и от рельефа. Основные виды рельефа на Земле — горы и равнины.

По площади равнины занимают большую часть суши. Мы можем это увидеть на карте или глобусе. Ни них равнины и горы в зависимости от высоты обозначаются зеленым, желтым или коричневым цветом. Самые высокие горы — темно-коричневые (Гималаи, Анды, Кавказ).

Самая высокая точка суши в мире — гора Джомолунгма в Гималаях — 8848 метров над уровнем моря. А самая низкая находится в океане, это Марианская впадина (на 11022 метра ниже уровня моря).

Строение Земли

На основании различных исследований ученые разделили Землю на три части — ядро, мантию и кору.

Ядро самая тяжелая часть нашей планеты, радиус которой составляет около 3500 км, а температура в нем 4000 градусов и выше. Его предположительно разделяют на внешнюю жидкую часть, состоящую из серы и железа, и, твердую внутреннюю часть, содержащую сплав железа и никеля.

Мантия пока недоступна полноценным исследованиям, поэтому все данные получены геофизическим и геохимическим методом. Находится в твердом состоянии, от 30 и до 3000 км от поверхности и состоит из ультраосновных пород, тугоплавких элементов.

Поверх мантии лежит земная кора, состоящая большей частью из горных пород и минералов. Именно на ней расположена океаническая и континентальная кора. Толщина ее составляет от 5 до 10 км под водой и до 80 км на суше.

Ученые выдвинули гипотезу, что изначально образовалась океаническая кора, а в следствие различных процессов, которые происходили внутри планеты, образовывались складки — участки гор. Со временем толщина коры увеличивалась, образуя уже континентальную кору.

КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Сказы Матушки Земли» страница 1 из 2

(для дошкольного и младшего школьного возраста)

Книга показывает красоту родной земли, воспитывает любовь к природе и чувство ответственности за мир вокруг. В книге собраны 250 сказок и стихов, которые приблизят сознание детей к природе, научат заботиться о ней; лирические стихотворения, глубоко раскрывающие перед детьми чудо природы; творческие задания и игры, развивающие в детях ощущения взаимосвязи природы и человека. В книге вы найдете легенды и сказки на темы:
  • красота неба, сокровища земли;
  • времена года;
  • сказки о деревьях и растениях;
  • чистый голос воды.

ЧИСТЫЙ ГОЛОС ВОДЫ (фрагменты из книги)

::: Кому нужна водичка :::

Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:

— Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!

Большая лужа моментально испарилась.

— Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, — спросил у девочки котенок.

Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»

Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.

— Мама, — закричала девочка. — Мне срочно нужна вода для рыбок.

— Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, — ответила мама.

— Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? — тихо спросила девочка.

— Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, — серьезно ответила мама.

Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».

— Дочка, вода снова бежит из крана! — обрадовалась мама.

Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.

Вопросы и задания:

  • Включите музыку. Все дети — струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.
  • Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?
  • Нарисуй портрет воды.

::: Слава воде :::

Слава, почет, всегда и везде Нашей волшебной и доброй воде! В реках, морях, океанах, прудах Целыми днями в великих трудах

Капельки, струйки, потоки ее Дело свершают большое свое! Что-то ужасное с нами случится, Если оно хоть на миг прекратится.

Вопросы и задания:

  • Что случится, если вода исчезнет навсегда?
  • Один из детей — Фея воды. Он брызгает на детей водой из чашечки. Те, на кого попадают капли воды, должны сказать что-то доброе о воде.

::: Хрустальная вода :::

Вода без остановки льется, Звенит хрустальной чистотой, Ни на секунду не прервется И не расстанется с тобой.

Она вокруг тебя, повсюду: В трубе, в реке, и даже в чае, Малыш, вода подобна чуду, Об этом чуде каждый знает.

Но обижается водица, Когда ее не берегут И понапрасну много льют, — Исчезнуть навсегда боится!

Вопросы и задания:

  • Почему воду надо беречь?
  • Нарисуй разные места, в которых живет вода.

::: Доброе море :::

Однажды маленькая дождевая капелька упала в море и удивилась:

— Почему ты такое огромное, даже берега не видно?

— Потому что во мне могучая сила, — ответило море.

— Я не такая сильная, как ты, — сказала капелька, — но я могу напоить травку или цветок.

— А я очень сильное. Я сильнее всех. Смотри, какое я сильное, — заревело море.

Оно подняло огромные волны и стало швырять в разные стороны корабли.

— Стой! — закричала капелька. — Зачем разбивать корабли? Разве нельзя быть силь­ным и добрым?

Море откликнулось:

— Можно. Это я просто силу свою показываю. Вообще-то я доброе море, сильное и доброе!

Море на самом деле стало добрым, голубым и спокойным. Корабли поплыли спокойно к разным берегам, детишки плавали в теплой воде, а рыбакам море подарило много рыбы.

— Я доброе, — ласково шептало море. — Я очень сильное и доброе.

Вопросы и задания:

  • Какое море по характеру?
  • Чему море радуется и от чего расстраивается?
  • Как ты думаешь, почему в море вода соленая?
  • Включите музыку и попросите детей представить себя волнами на море. Попросите их изобразить под музыку танец волн, чаек, дельфинов.
  • Представь, что море пригласило тебя на день рождения. Нарисуй в подарок морю узор из морских ракушек, камешков и водорослей.

::: Дно морское :::

Дно морское — будто сказка, Столько в нем чудес! Но нельзя попасть без маски Нам в подводный лес.

Рыбок юрких, разноцветных Страны-города, Но без маски незаметны Яркие цвета.

Незаметны крабов норы, След морских коньков И водорослей узоры Без морских очков!

Вопросы и задания:

  • Любишь ли ты нырять?
  • Что тебе напоминает морское дно?
  • Представь, что однажды ты нашел на морском дне волшебную жемчужинку, которая умела исполнять желания. Какие желания ты попросил бы ее исполнить?
  • Как ты думаешь, из каких материалов морские обитатели строят свои домики? Нарисуй домик для краба, морского конька или морского ежа.
  • Представь, что однажды, плавая под водой, ты встретил невиданного морского зверя и подружился с ним. Нарисуй портрет своего нового друга.
  • Расскажи, какие цветы и растения растут в подводных лесах и садах. Нарисуй эти растения.
  • Представь, что однажды морской царь пригласил тебя на морской бал. Расскажи, что ты делал на этом балу.

::: Мы на море :::

В ластах, в маске, с трубкою морской Я решился покорить глубины, Младший брат отправился со мной, Вместе с ним мы будто исполины.

Мы пересечем морей просторы, Нас давным-давно глубины ждут, Пусть нас чудаками назовут, Это все пустые разговоры.

Встретим мы невиданных зверей, Может быть, подводный клад найдем И к царю всех рек и всех морей Мы на званый ужин попадем.

С рыбками мы поиграем в салки, Покатает нас конек морской, Сходим в гости к сказочной русалке, Нам совсем не хочется домой.

Отдохнем в кроватях из ракушек, Лучших нам постелей не найти, Это поудобней раскладушек! Жаль, что нам пора назад идти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]