Организация прогулок в детском саду в соответствии с ФГОС
Организация прогулок в детском саду.
Описание: В этой статье рассказывается о проведении прогулок в ДОУ. Перечисляются теоретические основы проведения прогулок в ДОУ, задачи, приемы, виды, типы, структурность, временной промежуток и выносной материал, используемый для прогулок с детьми. Этот материал (статья) будет полезен прежде всего воспитателям в ДОУ, т. к. прогулки в детских садах проводятся ежедневно. Воспитатели разных возрастных групп могут воспользоваться этой статьей, подчеркнуть что-то полезное для себя и конечно же для своих подопечных!
Содержание Образовательной Программы согласно ФГОС должно обеспечивать формирование и развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и содержать
следующие образовательные области: • социально-коммуникативное развитие • познавательное развитие • речевое развитие • художественно-эстетическое развитие • физическое развитие Интегрирование данных областей в образовательном процессе совершается в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок в ДОУ позволяет правильнее осуществить детские потенциальные и творческие проявления. Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям. Запрещается: • Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения; • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки. • О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости при-влечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи. В соответствии с требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки либо мешают проведению занятия на площадке). Проведение прогулок должно опираться на здоровьесберегающие виды деятельности, должно происходить закаливание. После интенсивной физической деятельности, занятия на свежем воздухе следует начинать в спокойном темпе, и наоборот ,после творческих занятий, планируются активные физические упражнения. Во время прогулки ,должна происходить мотивация к различным видам деятельности. В нормативных документах указано 10 основных видов деятельности для дошкольного обучения: • игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); • коммуникативная (общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми); • трудовая; • познавательно — исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); • восприятие художественной литературы и фольклора; • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал • изобразительная (рисование, лепка, аппликация) • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально — ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) • двигательная (овладение основными движениями) Задачи прогулок • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы. • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю. • Развитие наблюдательности, познавательной активности, поисково-исследовательской деятельности, любознательности . • Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире. • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы. • Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности. • Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию. • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников. • Оптимизация двигательной активности. • Создание положительного эмоционального фона. Приёмы (структурные компоненты) прогулки • Наблюдение. (Группа, подгруппа, индивидуально). Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу применяются: постановка педагогической задачи, игровые и проблемные ситуации, загадки, сюрпризные моменты, сравнения, привлечение личного опыта ребят, проведение беседы с поисковыми вопросами • Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами состязания в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.) • Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказок о природе, беседа по картинкам, изготовление поделок с природного материала и т. д.) • Трудовые задания: привлечение ребенка к сбору игрушек, оказание помощи в наведении порядка на площадке (уборка листвы, • сухих ветвей, расчистка дорожек и оборудования от снега, песка, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения важности проделанной работы.
Типы прогулок
Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками , согласно месту их проведения: • На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки каждый день, реализуются все без исключения ключевые педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы возможно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов. • Пешеходные прогулки за границы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер без-опасности во время его прохождения. Цель: наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, разных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями, спортом, шоппингом и др.). В случае если детям предстоит пересечь проезжую часть, для того чтобы добраться до места прогулки, необходимо накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
• Виды прогулок по тематике: • Прогулки-походы. С детьми 5–7 лет возможно проводить пешие прогулки в территории детского сада либо за его границами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Данный вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, пробуждает способность наблюдать за окружающим миром, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск природного материала, узнавание видов птиц, повтор правил дорожного движения). Осуществлять прогулки-походы нужно несколько раз в учебном году (по одной в каждое время года), для того чтобы воспитанники не потеряли заинтересованность к данному виду активности. • Прогулка с персонажем. Данный вид прогулки включает в основе развлекательный элемент и направлен на создание отличного настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки как правило представляет сказочный персонаж (его роль выполняет педагог либо иной работник ДОУ согласно договорённости), он поручает ребятам увлекательные задания, формируя проблемную ситуацию и вовлекая к участию в подвижных играх. • Прогулка-мероприятие. Задания должны соответствовать предметной направленности события, формировать важность и сопричастность ребенка. Прогулка-мероприятие может быть посвящена как праздничному так и индивидуальному случаю в жизни группы. • Трудовые акции направлены на реализацию поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы аналогичные прогулки с преобладанием общественной трудовой деятельности закреплялись в памяти детей. Можно создавать стенгазеты с информацией о проведенной работе, выполнять фотоколлажи для информативного стенда ДОУ. • Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Ведутся подобные прогулки в разное время года, акцентируя интерес детей в важности закалки. Выносной материал для прогулок Для проведения занятий на улице, воспитатель ,исходя из плана проведения прогулки ,определяет необходимые предметы и материалы. Правильный сезонный и возрастной подбор дополнительного оборудования и инструментов, способствует развитию положительному стремлению ребят к познавательной деятельности, физической активности, трудовым поручениям. Варианты выносного материала: • Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (гру-зовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др. • Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, обручи, в зимнее время — санки и ледянки. • Для наблюдений: сачки, ветрячки, безопасные цветные пластиковые стёкла, солнцезащитные очки, лупы. • Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки. • Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой. • Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин. • Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания. Временная организация прогулок в детском саду Существует пять структурных элементов для прогулки, каждый из которых длится 7–15 минут: • наблюдение • труд • двигательная активность • индивидуальная работа по различным направлениям развития до-школьников, • самостоятельная игровая деятельность Эти виды деятельности выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием, обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность должна отображаться в конспекте по прогулкам.
Составление конспекта прогулки
В конспекте прогулки педагогом указываются образовательные задачи, оборудование и выносной материал, место организации занятия , детально описывается проведение прогулки. Далее следует осуществить самоанализ занятия, отметив реализованные задачи , обнаружить предпосылки неудач и обозначить методы улучшения педагогической работы в прогулке. Временной план прогулки Длительность пребывания дошкольников на прогулке составляет 3–4 часа ежедневно и формируется из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти компонентов прогулки требуется 7–15 мин., остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность продолжается 6–10 мин. в младшей группе (с увеличением на 5 мин. для следующих возрастных групп), в вечерней прогулке — 10–15 мин. для любого возраста воспитанников. Зимой продолжительность прогулок уменьшается. В плохие погодные условия прогулка отменяется, но заменяется на проведение двигательных занятий в помещении. Организация наблюдений на прогулке в детском саду В соответствии с ФГОС, главным направлением формирования до-школьника считается познавательное развитие . Оно осуществляется в разных конфигурациях: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, разрешение проблемных ситуаций. Наилучший способ познавательного развития в прогулке — наблюдение. Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться как со всеми воспитанниками ,так и индивидуально. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей, наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные..
К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется несколько условий с целью результативного развития каждого ребёнка: • Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками. • Непродолжительность. В период выполнения наблюдения педагог должен следить за эмоциональным состоянием ребенка, остерегаться переутомления у воспитанников. Начать и завершить исследование дети должны с позитивными чувствами. • Доступность. Любому ребёнку предоставляется вероятность проанализировать и изучить предмет. • Структурность. Наблюдение формируется с трёх элементов: начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы), основная часть (получение информации об объекте или явлении), завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний). Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов: • Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе: какие умения и навыки будут совершенствоваться, какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся. • Выбор объекта или явления для наблюдения: объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое), объект неживой природы (ручей, сосульки, камни), природное явление (гроза, метель, листопад, капель), объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге). • Подготовка инструментов и дополнительного оборудования: миски и корм для животного, кормушка и зерно для птиц, специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).
Временной план наблюдений на прогулке
Наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно 7–15 мин. от общей продолжительности прогулки. На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, рекомендовано заниматься изучением объектов природы в несколько коротких этапов, чередуя подвижными и интеллектуальными играми, спортивными заданиями, беседами. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накаливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве жизни.
Прогулка — один из компонентов образования в детском саду. При правильной организации и использовании педагогом разных приёмов обучения, занятия формируют в детях любознательных ученых, внимательных наблюдателей, специалистов природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Организация прогулок в детском саду в соответствии с ФГОС
Похожие статьи:
Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада
Дидактические задания на прогулке в детском саду. Младший дошкольный возраст
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за водой»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за снегом и льдом»
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Май
Организация проведения прогулок (из опыта работы)
Что такое прогулка? И как ее организовать? Многие начинающие воспитатели испытывают затруднения в планировании прогулки. Насколько должна быть различна деятельность детей на участке детского сада. Это подвижные наблюдения игры и спортивные развлечения, труд, самостоятельные занятия детей.
Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем плотнее, шире интереснее деятельность детей. Планирование прогулки помогает молодому воспитателю равномерно распределить программный материал, избежать часто повторяющихся тем, обогащает дошкольников знаниями, развивает любознательность, побуждает поиску, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. Педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности.
Организация проведения прогулок.
Процесс воспитания детей непрерывен.
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Основная цель педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдения, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Это успешно решается в ходе систематических проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулках обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки.
Детей следует привлекать к активной мыслительной деятельности, к выполнению заданий совершенствовать их навыки, умения ориентироваться на участке детского сада и т. п.
На прогулке планируют наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых, жизнью города, животных, а так же за трудовой деятельности самих ребят. В календарном плане воспитатель конкретно указывает, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты как будут распределены между ними обязанности.
Таким образом, структура прогулки состоит из следующих компонентов:
— Разнообразные наблюдения (цель) (дидактические задачи);
— Трудовые действия самих детей (цель);
— Подвижные игры и игровые упражнения;
— Индивидуальная работа по физкультуре;
— Самостоятельная деятельность детей.
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минуты осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. последовательность и продолжительность разных видов деятельности, должны изменяться с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физические и музыкальные занятия, то начать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельности.
Главное — каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формировании личных качеств дошкольников.
На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним-двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры — развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами. Главное — сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Прогулка «У природы нет плохой погоды»
Цель прогулки
— активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей, способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения.
Перед прогулкой следует рассказать детям о факторах, составляющих погоду. Сделать образец дневника природы, показать, как фиксировать известные явления природы в дневнике при помощи условных знаков. Рассказать, как нужно одеваться на прогулку в разную погоду. Выяснить, каких птиц, насекомых, обитающих на пришкольном участке, знают дети. Рассмотреть иллюстрации, изображающие известных птиц и насекомых.
С этой прогулки следует начать ежедневное наблюдение за погодой, за сезонными явлениями природы. В начале и в конце прогулки педагог может спросить детей, какова погода, произошли ли какие изменения в состоянии погоды за время прогулки, как дети определили это. Учли ли они состояние неба (чистое, наличие облаков и туч), присутствие ветра (тихо, ветрено), температуру (тепло, холодно, прохладно). Как выглядят растения (веселые, грустные, поникшие), птицы (нахохлились, радостные, тревожные), летают ли насекомые, как влияет погода на человека (зябко, жарко, какое настроение). Затем попросить детей отметить приметы осени.
Выполнить игровое задание «Природные несуразности» и поиграть в игру «Жмурки в кругах».
«Природные несуразности»
Во время прогулки по определенному маршруту детям предлагается найти предметы неприродного происхождения, которые педагог заранее расположил на этом участке. После прохождения маршрута по количеству увиденных несуразностей определяется самый зоркий путешественник. Затем педагог с детьми ещё раз идет по маршруту, отмечая вместе с ними эти несуразности.
«Жмурки в кругах»
Водящему, выбранному по считалке, завязываю глаза. В радиусе 3–5 шагов вокруг водящего играющие чертят небольшие круги и встают в них. Кто-нибудь из играющих кружит водящего на месте, чтобы он потерял направление, в каком искать круги.
Водящий идет наугад, а играющие перебегают из круга в круг, пока он не подошел близко к одному из кругов. По команде руководителя все останавливаются и больше не сходят с места. Водящий вытягивает руки вперед, стараясь дотронуться до стоящего в круге, а тот приседает, увертывается, не сходя с места. Найдя, наконец, прячущегося, водящий ощупывает его и называет имя. Если водящий ошибся, то он продолжает водить. В случае трех неудач подряд выбирают нового водящего.
Играющий, который сдвинулся с места после того, как водящий подошел к кругу, должен его сменить.
После прогулки дети заносят свои наблюдения за погодой в дневник природы.
Я как старший воспитатель систематически изучаю работу воспитателей с детьми на прогулке, оказываю им методическую помощь в планировании ее содержания, приемов и методов руководства разнообразной детской деятельности. Так же слежу, чтобы в календарном плане воспитатели указывали, какие атрибуты, игрушки будут нужны для игры детей, т. е. материал на вынос. Потому что, исходя из этого у детей возникает желание играть в ту или иную игру (матросские бескозырки, бинокль — «моряков», руль — «шофера» и т. п.
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Литература:
1. Т. Г. Кобзева. Организация деятельности детей на прогулке.
2. Холодова И. А. Детям о природе.
3. М. В. Лучич. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые, перелетные птицы».
4. Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева. Подвижные игры на прогулке.
Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»
На территории учреждения дошкольного образования типовым проектным решением предусматриваются отдельные групповые площадки, общая физкультурная, а также другие площадки функционального назначения.
Планировка территории должна обеспечивать возможность езды воспитанников на велосипеде и катания на лыжах.
Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждений дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников.
Проектным решением на территории учреждения предусматривается устройство навесов, веранд или террас. Навесы ограждаются с трех сторон с наветренной стороны. Полы навесов, террас должны быть преимущественно деревянными или песчано-гравийными.
Уборка территории должна проводиться ежедневно утром (до прихода воспитанников) и по мере загрязнения в течение дня. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории требуется обеспечение поливки земельного участка дошкольного учреждения. В зимнее время игровые площадки и дорожки необходимо расчищать от снега и посыпать песком.
Песок для наполнения песочниц учреждения дошкольного образования завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении проводится смена песка в песочницах.
Перед игрой песок слегка увлажняется и перелопачивается.
Пребывание воспитанников на открытом воздухе планируется не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут — 4 часов в зависимости от режима работы дошкольного учреждения и в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Во время прогулки должны обеспечиваться двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Руководитель учреждения дошкольного образования может принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации), а также в условиях скорости движения воздуха более 3 м/сек. и температуре атмосферного воздуха – 15 °C и ниже — для воспитанников в возрасте до 3 лет, при температуре атмосферного воздуха – 18 °C и ниже — для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
При необходимости, с текстом санитарных норм и правил можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь: minzdraw.gov.by.
Прогулка — важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Цели прогулки: укрепление здоровья; профилактика утомления; физическое и умственное развитие детей; восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки: оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста; оптимизировать двигательную активность детей; способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.
Виды прогулок: на участке учреждения дошкольного образования; пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров). Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования: наблюдение; двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения; трудовая деятельность; индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников; самостоятельная деятельность детей. Последовательность структурных компонентов прогулки: (может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия) • если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения; • если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры; • каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей; • содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе. Организация наблюдений: Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта). Организация двигательной деятельности: В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать: Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей группе – 20-25 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей Самостоятельная двигательная активность: характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием); в зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались; организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия; не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений; особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры; игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по: познавательному социально-нравственному и личностному физическому эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование. Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей: к сбору игрушек оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки уходу за растениями и т.д. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность научить использовать пособия в соответствии с их предназначением осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Подготовила Шляго Галина Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли – сад № 10 г. Мозыря»
Литература: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03 мая 2021 г. № 67 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования». Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования», утвержденное 22.05.2015 заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
View the embedded image gallery online at: https://mozyrroo.by/obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/metodicheskaya-set/2181-pamyatka-po-organizatsii-progulki-v-uchrezhdenii-doshkolnogo-obrazovaniya#sigFreeId0018b9cbf9
Особенности организации наблюдения на прогулкеконсультация по окружающему миру ( группа) на тему
«Особенности организации наблюдения
на прогулке в детском саду»
1. Наблюдение как метод экологического образования Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью взрослого.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.
Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы.
Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому.
К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.
Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопрос, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и знание его использования связывает, прежде всего, с характером знаний – это представления, т.е. образы воспринятых или ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы чистые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям при роду в естественных условиях во все ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Наблюдение с использованием раздаточного материала способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении отводиться обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растения или животного. Побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно.
Организация длительных наблюдений – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
2. Методика использования наблюдения в экологическом образовании Николаева С. Н. предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:
а) ежедневное наблюдение за погодой;
б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);
в) поиск животных и наблюдений за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;
г) ежедневная работа с календарем.
Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления природы, но и их явления на окружающие предметы.
Наблюдая за погодой, включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.
Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.
Таком образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразная наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволят сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности и постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе.
У Рыжовой Н. А. существует программа «Наш дом – природа». Она построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и другие). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Лаврентьева Н. Г. предложила месячную методику ознакомления дошкольников с природой. Эта методология заключается в следующем: первую неделю детей знакомят с неживой природой. Проводят наблюдения за водой, изучают свойства состояние воды, во второй день наблюдают за солнцем, за погодой. Третий день за воздухом, ветром. Четвертый день наблюдения за землей, песком. На пятый день за осадками. Проводят целевую прогулку обобщают наблюдения.
Следующую неделю месяца наблюдают за растительным миром. Рассматривают травянистые растения, дерево, затем сравниваются с кустом. Наблюдение за кустом, сравнение с травянистыми растениями. Проводят обобщающую целевую прогулку на луг. Третью неделю наблюдают за животным миром. В первый день за насекомыми, на второй день сравнивают насекомых. Затем наблюдают за птицами, за млекопитающими. Проводят целевую прогулку по участку. В последний день недели проводят экскурсию в лес, в экосистему. На четвертой недели месяца знакомят детей с социальным миром. Так же в последний день делают обобщение наблюдений с детьми.
Исходя, из всего изложенного можно сделать вывод, что наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов явлений природы
Проведение наблюдений на прогулках
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это не простое дело, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения на прогулках в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения на прогулках в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.
Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми, необходимо весь объем равномерно распределить на несколько занятий. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.
Существуют различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.
Для детей среднего и старшего возраста организовывают более длительные наблюдения в детском саду, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше.
Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.
Детям старшей и подготовительной групп предлагается отражать результаты наблюдения в календаре природы, где можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.
В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения в детском саду используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации. Наблюдениябывают эпизодическими, длительными и обобщающими.
Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:
— определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;
— выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;
— подготовка объекта к наблюдению.
— подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.
— необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.
Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.
Структура прогулки
Захарова Светлана
Структура прогулки
Структура прогулки:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
• Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. устанавливаются факты;
2. формируются связи между частями объекта;
3. идет накопление представлений у детей;
4. проводятся сопоставления;
5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания,правил, игровых ситуаций.
При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
• опираться на уже имеющиеся у детей знания;
• задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
• постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
• конкретно и четко объяснять правила;
Виды дидактических игр:
• Игры с предметами (игрушками или природным материалом,
• Словесные игры.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
• Индивидуальные трудовые поручения;
• Работа в группах;
• Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).