Детишки значительно отличаются от взрослых, причем всем, включая мышление. Если вы хотите найти общий язык со своим ребенком, правильно его воспитать, исключая малейшие ошибки, вам нужно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.
Совместные занятия и беседы сближают
Мысленная деятельность детей также, как и взрослых построена на психологических аспектах. Ведь их развитие происходит с поочередной сменой разных типов мышления, которые постепенно накладываются друг на друга.
Рассмотрим развитие детей по возрастам:
- У младенцев мышление синтезивное, т. е. чувствительно ко всему происходящему вокруг них. В этот период жизни сознание крохи способно воспринимать информацию только через слух и прикосновения к нему.
- В 1,5 года развивается способность наблюдать и совершать какие-либо действия с окружающими предметами.
- В 3-4 годика у ребенка дополнительно к этим качествам формируется уже свое представление и образы, которые он пытается продемонстрировать.
- К 5 годам зарождается словесно-логический тип понимания информации, которую ему преподносят. Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте крайне важно вовлекать детей в игры обучающих программ.
- У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет.
- У подростков в 11-14 лет начинает развиваться четкая потребность к самостоятельному познанию мира. Их мышление становится более сложным и переходит на новый уровень. Именно в этот период, по мнению психологов, начинает формироваться личность.
Занятия с детьми – чудесные моменты близости
Интересно: Значимость ребусов для развития логического мышления у ребенка огромная
Детские психологи и педагоги выделяют несколько этапов развития детского мышления. Рассмотрим их подробнее:
- Наглядно-действенное. Самый ранний этап (1,5-2 года), когда малыши начинают исследовать мир руками. Они стараются все потрогать, попробовать на зуб и даже сломать.
- Наглядно-образное. Относится к возрасту 3-4 лет, когда к наглядно-действенному типу присоединяется наглядно-образное мышление. Оба типа развиваются гармонично, дополняя друг друга. Такое мышление формируется до того момента, когда ребенок пойдет в школу. В этот момент большой упор нужно сделать на рисование, аппликации, конструирование и лепку.
- Словесно-логическое. Начинается с 5-7 лет. Ребенок учится не только говорить о фактах, но и анализировать все окружающее, а также озвучивать свой анализ.
- Творческое. Развивает способности создавать и творить что-то новое, принимать нестандартные решения в конструировании. Примечательно то, что развитие этого типа мышления во многом зависит от родителей, которые должны простимулировать это качество. Тем более, что оно есть у всех детей.
Совместные занятия с детьми – лучше времяпровождение
Понять, насколько быстро и правильно развивается мышление у ребенка можно по некоторым действиям:
- Сравнение. Его могут выполнять малыши, начиная с 2 лет, сравнивая предметы по их признакам, видеть между ними разницу или сходство.
- Обобщение. Такая активность развивается ближе к 6-7 годам. К примеру, можно попросить ребенка назвать несколько предметов (чашка, ложка, кастрюля), одним словом – «посуда». Дети младшего возраста вряд ли сообразят, чего от них хотят.
- Анализ. Анализировать дети начинают уже с 3-4 лет. К примеру, ребенок может провести анализ: из чего состоит бумага, дерево и т. д. Так можно понять, что он начал осваивать его технику.
- Синтез. Эта операция может быть противопоставлена анализу. Ее ярким примером является освоение ребенком дошкольником навыков чтения. Сначала он изучает звуки, буквы, затем учится их складывать в слоги, слова, предложения и текст.
- Классификация. Проводя эту операцию, ребенок учится выделять сходства или различия между окружающими его предметами и явлениями. А после выявления общих признаков, относит предметы к одной группе, к примеру, разделив игрушки по группам из одного материала.
Совместные занятия очень сближают
Какие бывают упражнения для развития логики?
Логика – многогранное понятие, поэтому одним комплексом упражнений не обойтись. Задания могут быть лингвистическими, математическими, художественными. Найти их можно в книгах известных педагогов и психологов. Специалисты НИЦ нейропсихологии имени А.Р. Лурия являются авторами многих пособий для дошкольников, предназначенных для развития мышления, памяти, внимания и других психических функций, поэтому они посоветуют родителям подходящие материалы для занятия с ребенком.
Начать можно с простого:
- языковые игры в форме «вопрос-ответ»;
- занятия с кубиками, палочками, цветными карточками;
- рисование по заданию, дорисовка недостающих элементов;
- загадки на вычисление предмета по описанию;
- решение головоломок, в том числе соответствующие онлайн игры в интернете т.д.
Главное – организовывать занятия в игровой форме. Так ребенок сможет проявлять инициативу, не воспринимая происходящее как обучение и формируя навыки на подсознательном уровне.
Какие преимущества дает развитая логика?
Неразвитость мышления – актуальная проблема настоящего времени. Негативных последствий у нее много. Несформированность умения мыслить логически приводит к тому, что взрослый человек не способен:
- думать системно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- противостоять манипуляциям;
- делать правильные выводы;
- аргументировать свою точку зрения;
- опровергать неверные высказывания.
Поэтому занятия логикой – эффективный метод развития интеллекта. Это вклад в будущее ребенка, где он сможет мыслить нестандартно, выходить за рамки шаблонов. Регулярные умственные тренировки – полезная привычка, ведь новые нейронные связи нужно формировать на протяжении всей жизни.
Зачем развивать ребенка самостоятельно, если есть учителя?
Методики образования развивают мышление, однако заниматься родителям со своим малышом тоже важно. Уроки дают новые знания, а вот усвоить их помогают именно домашние занятия с упражнениями, позволяющими развить умственные способности.
В привычной ситуации каждый чувствует себя намного комфортнее — проще высказывать свои соображения, отсутствует страх ошибиться, ведь никто не мешает испытать себя на новом этапе увлекательного процесса тренировки. Есть еще немало причин для таких занятий:
- Антистресс. При развитом мышлении с эмоциями справляться намного проще, решая сложные задачи.
- Экономия времени. После плодотворных тренировок дети способны расставлять приоритеты, управляя самостоятельно досугом. Они справляются с уроками быстрее.
- Креативность. Новые решения и нестандартные идеи востребованы не только в школе. Они помогают четко определить границу между стереотипами, находя возможность выйти за их пределы.
- Реализация в социуме. Недостаточный мыслительный потенциал ограничивает рамки развития. Чтобы стать действительно успешным, мало хороших отметок — требуется еще мотивация. У специалиста с гибким умом значительно больше шансов проявить себя.
Типы детского мышления
Процесс мышления представляет собой довольно-таки сложную структуру и подразделяется на четыре основных типа:
- Наглядно-действенное. Именно к людям с таким типом мышления чаще всего применяют эпитет «золотые руки». Этот тип характерен для всех детей, без исключения. Любой ребенок любит разбирать и собирать заново игрушки, исследовать и пробовать что-то новое, ими движет цель познания неизведанного.
- Образное. Данный тип мышления начинает формироваться уже в дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет. Дети показывают свою заинтересованность в рисовании, сборе конструктора, для них привычно играть, представляя в уме различные фигуры и образы. В этот период большую роль на ребенка оказывает именно преподаватель детского сада, на котором, в первую очередь, и лежит ответственность за развитие образного мышления. В детском саду ребенка учат придумывать различные образы, описывать их, запоминать и пересказывать различные истории, проигрывать различные жизненные ситуации.
- Логическое. При поступлении ребенка в школу начинается период развития логического мышления. Его учат мыслить в аналитическом направлении, искать главное в подаваемом для изучения материале, делать выводы. К сожалению, большинство современных школ подходят к развитию логики однобоко и шаблонно, без творческого подхода. Конечно, у редкого учителя есть возможность подходить к этому вопросу креативно в силу особой загруженности и плотности программы. В итоге ребенок сталкивается с необходимостью совершать ежедневно одни и те же задания, которые если и различаются, то в мелочах. Суть подхода остается неизменной – механическое следование определенным алгоритмам. Все это не способствует гармоничному развитию ребенка, так что в этом случае помочь ребенку способны только родители, которые поддержат его в поиске нестандартных решений классических заданий.
- Творческое. Многие задаются вопросом, как можно развить творческое мышление у ребенка. Ответ прост – общение. Именно общение с окружающими людьми поможет ему в формировании собственных точек зрения на тот или иной вопрос. Чтение и обсуждение книг, просмотр познавательной передачи – все это будет полезно в ходе обычной беседы. Не стоит отмахиваться от ребенка в его стремлении узнать что-то новое и обсудить это с вами. Именно беседа помогает ребенку развивать коммуникабельность и формировать собственное мнение.