Игры и упражнения на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание.

Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет.

В статье мы поговорим о стадиях развития мышления у детей, способах, а также связи мышления с другими навыками.

Особенности мышления в дошкольном возрасте

Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.

Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.

Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:

  • Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
  • Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
  • Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
  • Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
  • Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
  • Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
  • Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.

Как развивать детей дошкольного возраста — рассказала Майя Макиева, детский психотерапевт

Дети дошкольного возраста активно познают мир и поэтому обладают огромным любопытством ко всему, что происходит вокруг. Они с жадностью впитывают всю информацию, которую им предлагают взрослые, так как они мечтают скорее повзрослеть, стать умными и сильными. Поэтому переоценить роль родителей в формировании мышления ребёнка просто невозможно.

Игры имеют большое значение в жизни малыша. Именно во время игры происходит наиболее быстрое и качественное развитие воображения ребёнка, активная работа всех мыслительных процессов и усвоение новой информации, так как ребёнку хочется узнавать и делать что-то новое именно через игру. Именно через игру родители имеют возможность доносить до ребёнка важную информацию, формировать ценности и правила жизни своего чада, так как в игре ребёнок готов вас слушать и слышать.

В данной статье представлены прекрасные варианты для кратковременных игр, которые позволят развивать все виды мышления, разнообразить ваше общение с ребёнком, а также с пользой и интересом проводить с ним время. Но помните о том, что эти игры должны быть строго дозированы, и если вы видите, что ребёнок начинает уставать, заканчивайте игру вовремя.

Стадии развития мышления

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».

В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.

Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.

Особенности конструктивного развития наглядно-действенного мышления

Для действенного развития этого этапа мышления, а также улучшения мелкой моторики, помогут игры с разными текстурами. Предложите малышу перебирать маленькие камушки, пересыпать песок. Дайте кусочки тканей. Покажите, что шелк и бархат на ощупь совершенно разные.

Важно на этом этапе развития объяснить, что есть горячие и острые предметы, которых необходимо опасаться. Для этого покажите малышу, что если прикоснуться к теплой батарее будет слишком жарко.

Тогда ребенок поймет особенности предметов, что горячее обжигает и его нельзя касаться. Также и с острыми предметами. Покажите, что прикоснуться к чуть заостренному предмету неприятно. Не стоит проводить такие уроки с обжигающими и острыми предметами, так вы можете навредить малышу.

Мыслительные операции

Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение.

На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).

На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.

Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.

Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Математика

Чтение

Окружающий мир

Логика

Английский язык

Анаграммы

Возраст: от 5-6 лет

Анаграммы — это перестановка букв в слове, в результате которой получается новое слово. Например, сон — нос, ракаск — краска. Анаграммы хорошо подходят для детей, уже умеющих читать.

Такие задания повышают концентрацию внимания и скорость мышления, а также развивают зрительную память.

Таблицы Шульте

Возраст: от 5 лет

О таблицах Шульте слышали многие родители. Эти упражнения пользуются большой популярностью, так как повышают концентрацию внимания и в лёгкой игровой форме развивают память. Задача ребёнка проста — найти по порядку числа или буквы, расположенные в таблице случайным образом. Размеры таблицы бывают разные в зависимости от возраста и подготовки малыша (обычно от 3×3 до 16×16).

Упражнение «Слушай и считай»

Возраст: 6-8 лет

Ещё одно отличное упражнение на распределение внимания. Вы читаете предложение, постукивая при этом карандашом или ручкой по столу. Ребёнку нужно запомнить и текст, и количество ваших ударов. Если малыш начинает легко справляться, усложняйте задачу, постепенно увеличивая количество ударов.

Как развивать мышление дошкольника

Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому.

Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.

Виды занятийОписание
Задание на развитие памятиЗапоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее
Логические упражненияНайти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение
Задачи на классификациюСортировка, группирование по признакам и подобное
Упражнения на концентрацию вниманияНахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т.п.
Задания на развитие пространственного восприятияРазвитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок
Упражнение на развитие аналитических способностейПоиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности
Задачи на формирование стратегического подходаПродумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов

В какие развивающие игры играть с ребёнком — рассказала Екатерина Патрина, педагог

Некоторые из предложенных выше игр потребуют от родителей больше времени и внимания, в то время как некоторые другие игры можно выполнять, не выделяя им специально времени. В любом случае родители должны понимать, что всё это – неоценимый вклад в жизнь ребёнка и в его будущее. Например, в игру «Ассоциации» можно играть по дороге в садик, в школу или просто на прогулке.

Среди предложенных игр все важны и всем им нужно уделять одинаковое количество времени, чтобы вырастить полноценную личность. Однако исходя из опыта работы со студентами и взрослыми, я бы порекомендовала родителям уделять особое внимание играм, развивающим критическое мышление. Если не развивать его в самом детстве, его будет ещё труднее развить во взрослом возрасте.

На занятиях по английскому языку мне часто приходится работать с людьми, у которых есть высшее образование, престижная работа, семья, круг интересов. Но почти на каждом уроке они испытывают трудности с развёрнутым ответом на вопрос, часто обходясь короткими «да» и «нет», хотя темы для обсуждения могут быть очень простыми: кино, путешествия, работа, друзья. Без развёрнутых ответов научиться говорить на иностранном языке невозможно, именно поэтому на своих занятиях я часто учу студентов критически мыслить, хотя всему этому можно гораздо легче научиться в детстве.

Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников

Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.

Игры на развитие наглядно–действенного мышления

  1. «Разложи по группам» — игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать.
  2. Игра «Построй ряд». Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
  3. Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

  1. Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
  2. Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
  3. Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.

Игры на развитие словесно-логического мышления

  1. Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
  2. Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить. Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
  3. «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
  4. Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.

Тренируйте память, внимание и мышление онлайн с Айкьюшей

Перейти к занятиям

Развивая эти процессы, многие родители, к сожалению, забывают о важности:

  • Полноценного сбалансированного питания. Разнообразьте меню ребёнка, включив в него необходимые витамины и микроэлементы для полноценной работы мозга.
  • Занятий спортом. Когда ребёнок мало двигается, его кровь недостаточно насыщается кислородом, появляется усталость. Так малыш быстрее утомляется. Если физическая активность противопоказана, просто больше бывайте на свежем воздухе, устраивая вечерние прогулки всей семьёй.
  • Здорового сна. Недосып плохо сказывается на мозговой активности и памяти детей. Внимание становится рассеянным, ребёнок — несобранным и вялым.

Помните, что прежде всего надо создать для детей комфортные условия, и только затем приступать к обучению.

Какие ещё моменты нужно учесть, прежде чем начать занятия?

  1. Занятия должны быть регулярными. Систематичность повторения упражнений — это главный залог успеха.
  2. Длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Иначе такие игры и упражнения станут скучными, а необходимость их повторять будет вызывать негативные эмоции.
  3. Не принуждайте ребёнка заниматься, если он этого не хочет. Превратите занятие в увлекательную игру, тогда у малыша всегда будет отличное настроение и желание повторять упражнения вновь и вновь.
  4. Важно постепенно усложнять тренировки, если вы хотите видеть у детей прогресс. К хорошо знакомым упражнениям не спеша добавляйте новые или усложняйте любимые задания ребёнка.

Существует множество самых разнообразных упражнений и игр на развитие внимания, мышления и памяти детей. Мы подобрали для вас самые интересные и эффективные и распределили их по возрасту. Готовы начать?

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

  1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»
  2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.
  3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.

Ну, а теперь – выводы:

  1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.
  2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.
  3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]