Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.
Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.
Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.
У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.
Статья:
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целяхзапоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: “Вычислительная машина”. “Ход конем”, “Игры с обручами”, “Где, чей дом?”. Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе
Цель: Учить детей подбирать видовые понятия к родовому и наоборот.
Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Закрепить представление о системе графического отображения классификации понятий. Продолжать работу над умением рассуждать; развивать внимание, мышления, наблюдательность. Воспитывать в детях чувство коллектива, быть внимательным друг к другу, помогать своим товарищам в трудностях.
Материал:
- Демонстрационный: макеты планет, луны, звезд, развешенные на потолке; ракета, атрибуты для игры в космос; фонарик, лабиринты, модели логического древа, круги Эйлера, иллюстрация “Найди 10 отличий”, мел, указка.
- Раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, модели с условным обозначением человека, геометрические фигуры; разрезные иллюстрации.
Ход: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, Давайте поздороваемся.
– А теперь отважный экипаж звездолета “Любознательных мыслителей” к космическому полету, стройся. (Воспитатель – предполагаемый начальник полета, у него на голове фуражка. Начальник полета отдает команду. Дети надевают атрибуты).
Капитан (кто-то из детей): Экипаж “Любознательных мыслителей” к космическому полету готов. Разрешите отправляться.
Начальник полета: К космическому путешествию отправляться разрешаю. Счастливого пути!
Капитан: Экипажу занять свои места. (Дети садятся в ракету, которая построена из большого строительного материала). 5,4,3,2,1 – пуск. (Выключается свет, играет космическая музыка группы “Спейс”.)
Капитан фонариком находит планеты, комментирует это:
- Внимание, слева от борта гигантская планета Юпитер. Она вторая планета по яркости после Венеры. Юпитер оранжевого цвета.
- Внимание, слева от борта самая яркая и красивая планета Венера. Она названа в честь богини любви.
- Внимание, следующая планета Марс. Радист передайте привет марсианам.
- Внимание, вижу планету Сатурн. Полюбуйтесь на великолепие его колец. В телескоп заметно, что шар Сатурна сильно сплюснут.
- Внимание, перед нами Луна. На Луне видны лунные кратеры.
Слышится громкий стук, фонарик бегает из стороны в сторону.
Капитан: Ракета столкнулась с непонятным предметом, падает давление. Произошла вынужденная посадка. (Включается свет, дети встают со своих мест)
Дети: – Где мы? Куда мы попали? Что же нам делать?
(Слышится приятная музыка. Появляется воспитатель в костюме звезды)
Звезда: Не волнуйтесь, ребята, я волшебная звезда и помогу вам в вашем путешествии. Помогу узнать, куда вы попали и вернуться домой. Но вы трудностей не боитесь? (Нет). Тогда в путь. По лунной карте мы найдем выход.(Воспитатель показывает цветной лист с ломаной линией красного цвета).
Капитан: Команде разбиться на две группы, чтобы легче было обследовать левые и правые стороны.
Испытания
I. На доске схемы логического древа. Задание для первой группы детей.
– Ребята, необходимо расшифровать модели. Вот эта большая точка будет животные, которые живут в лесу, а вот эти маленькие точки как будут называться?
(С помощью указки дети называют точки: лиса, заяц, волк, белка, медведь, еж)
Задание для второй группы детей:
– А теперь я буду называть маленькие точки, а вы назовете большую точку.
(Свинья, корова, овца, собака, кошка, теленок – это домашние животные)
За правильные ответы команды получают камешки.
Звезда: По лунной карте нам необходимо пройти следующее испытание, и находится оно в этом районе.
II. На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок. Нужно определить, что лишнее и почему.
За правильные ответы дети получают камешки.
Звезда: А теперь наш путь лежит в этом направлении. Но нам опять нужно преодолеть препятствие. Справитесь с ним? (Да). Тогда вперед.
III. На полу лежат наборы моделей для построения логического древа. Первая команда строит модель “ геометрических фигур”. Вторая команда модель “Человека”.
Звезда: Молодцы, все команды справились с таким трудным препятствием и получили камешки. Теперь по лунной карте нам выпадает пройти лабиринты. Давайте отправим разведчиков, чтобы они обследовали территорию и помогли нам выйти. (Команды выбирают по одному ребенку – разведчику).
IV. Конкурс разведчиков.
На двух ватманах нарисованы лабиринты. Разведчики выполняют задание “Пройди быстро лабиринт”.
За успешное выполнение этого задания дети получают камешки.
Звезда: По лунной карте теперь нам надо повернуть сюда. (Дети подходят к столам, на которых лежат наборы геометрических фигур)
V. Первая команда составляет из геометрических фигур фигуру зайца.
Вторая команда составляет фигуру петрушки.
Звезда: ребята, а сейчас мы с вами должны найти десять отличий на картинке.
(На ватмане нарисована картина, и каждый из детей называет отличие, за что он получает камешек)
VI. Игра “Найди десять отличий”
Звезда: А теперь еще одно испытание. Вам, ребята, надо составить картинку из частей.
VII. Игра “Составь картинку из частей”.
Звезда: Наше путешествие заканчивается. Вы все верно выполнили, и поэтому у вас все получилось. Я очень рада, что вы такие умные и внимательные. А сейчас надо подсчитать камешки и каждой команде найти звезду с такой цифрой, сколько камешков у команды. Вы сможете прочитать планету, на которой вы были.
(Дети считают камешки, находят звезды с названием “Логика”)
Дети: Страна имеет название Логика.
Звезда: Молодцы, дети. Вы действительно путешествовали по удивительной стране Логике. Сюда могут добраться и выти победителями только смелые, смышленые ребята. И вы доказали, что вы именно такие. За это я помогу вам вернуться в детский сад. Я вам подарю вот такие звездолеты. (Детям Звезда дарит бумажные звездолеты)
Звезда: До свидания, в добрый путь. (Дети как будто улетают, обыгрывая сюжет со звездолетами.)
Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе
Тема: Конкурс смекалистых “Торопись да не ошибись”
Цель: Учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет. Закрепить с детьми порядковый счет, умение работать с геометрическими фигурами. Развивать образное мышление, память, речь. Воспитывать настойчивость, смекалку и сообразительность.
Материал:
- Демонстрационный: плакаты – лабиринты, иллюстрация “Найди 10 отличий”, бубен, фишки, загадки – шутки. Призы для детей: бумажные кораблики и космические корабли.
- Раздаточный: предметные картинки, модели геометрических фигур, карточки с заготовкой: нарисованы кольца пирамидок;
Ход: Ребята, сегодня у нас состоятся соревнования смекалистых и находчивых. Победит в нем тот. кто не будет отвлекаться, быстро и правильно все решит, быстрее других выполнит задание, я буду давать фишку. В конце соревнования каждый из детей подсчитает фишки, и мы узнаем кто победитель.
Воспитатель предлагает детям выбрать фишки двух цветов, в ходе этого образуется две команды. Работа за столами.
- Задание: найдите листок, где нарисована пирамидка: необходимо закрасить первое, третье, пятое кольца. Кто это сделает быстро красиво и аккуратно, тот получает фишку.
- Задание: дорисовать в пустую клетку нужную фигуру, и объяснить почему. Воспитатель выслушивает ответы детей, отмечает фишками.
- Задание: разложите картинки вряд, рассмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее и почему. Воспитатель слушает рассуждения ребят, отмечает ответы фишками.
- Игра – разминка: под музыку или под бубен дети выполняют следующие задания: идут шагом, прыгают друг за другом, бегут, прыгают вокруг себя, идут на носочках, бегут врассыпную по залу, маршируют.
- Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами. Игра “Ванька – Встань-ка”: кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.
- Игра “Кто быстрей пройдет лабиринт”. По считалке выбирается один ребенок, самый быстрый приносит команде фишку.
- Задание: найди десять отличий. Сначала отличия называет одна команда, потом другая.
- 8. Задачи – шутки загадываются по очереди. – На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре) – На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три) – Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного) – Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)
- Игра “Цифры заблудились”
- Игра “Посчитай на ощупь”
Подводится итог конкурса, подсчитываются фишки команды в целом, проводится награждение.
– Молодцы, ребята, вы оказались самыми смекалистыми, самыми ловкими, эрудированными, и внимательными. Такие качества нужны тем, кто работает пилотами, летает в космос, они получат призы – космические корабли. А другой команде я подарю корабли, вы будете капитанами.
Занятие по элементарному развитию логических представлений в старшей группе
Тема: Подбор родового понятия к видовым.
Цель: Продолжать учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятия. Продолжать закреплять умения классифицировать понятия по разным основаниям; развивать логическое мышление, воображение, память и наблюдательность.. Воспитывать в детях чувство коллектива, умение сопереживать друг другу, желание помочь товарищу при затруднении.
Материал:
- Демонстрационный: набор иллюстраций животных: дикие звери, птицы, рыбы, насекомые; картинки к игре “Логический поезд”, игрушки, мяч.
- Раздаточный: наборы предметных картинок, карточки с геометрическими фигурами, геометрические фигуры; листы бумаги, карандаши.
Ход: Ребята, закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Жужжание). Кто это может жужжать? (Жук, пчела, муха). Вы правильно назвали, но это к вам в гости прилетел веселый Карлсон. А почему он жужжит? Правильно, у него есть моторчик.
– Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть. Давайте поиграем.
Предлагает игру “Назови одним словом”, в проведении игры использует мяч.
– Ребята, я хотел посмотреть картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.
– Поможем Карлсону? (Да)
Работа с кругами Эйлера. дети делят картинки на две группы: цветы и животные. Группу животные делят на четыре группы: звери, птицы, насекомые, рыбы.
– А теперь давайте зарисуем схематично все разделенные группы, чтобы Карлсону было понятней. (Воспитатель рисует на доске, дети на листочках).
– Карлсон благодарит ребят и предлагает поиграть еще.
Игра “Что лишнее”.
– Карлсон такой шалун, он специально положил лишнюю карточку и хочет посмотреть какие вы наблюдательные.(Карлсон проверяет, как дети выполнили задание.)
– А еще Карлсон такой затейник, он очень любит играть. Он говорит, что он самый великий выдумщик и фантазер. Возьмите карточку с геометрической фигурой и найдите с такой же фигурой конверт. (Дети по всей группе ищут свои конверты).
– Затем сами фантазируют и выкладывают фигуры из геометрических фигур, а Карлсон угадывает.
Карлсон загадывает загадку:
Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок.
– Правильно, ребята, это поезд. И Карлсон предлагает поиграть в игру “Логический поезд”: дети берут по порядку карточки и ставите в вагончики, но вы должны объяснить, почему ставите этот вагончик. Он будет правильно поставлен, если вы правильно объясните, какие признаки объединяют картинки.
Проводится игра “Логический поезд”.
Подводится итог занятия, Карлсон благодарит детей за то, как они играли, и дарит им конфетки “Загадка”.
– Ребята, Карлсону понравилось с вами играть, вы такие молодцы. Он принес вам гостинец с сюрпризом: конфетку вы съедите, а фантики мы соберем, а потом отгадаем загадки, которые на них записаны.
Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе
Тема: Подбор родового понятия к видовым.
Цель: Учить детей подбирать родовые понятия к видовым и наоборот.
Продолжать учить детей самостоятельному построению модели соотношения между понятиями. Познакомить детей с системой графического отображения классификации понятий в форме “Кругов Эйлера”. Познакомить с возможностью сравнения объемов понятий; развитие мышления, внимания. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материал:
- Демонстрационный: карточки с изображением посуды (чайная, кофейная, кухонная) указка, мел, круги Эйлера.
- Раздаточный: карандаши и бумага..
Ход:
I. Дети стоят в кругу, воспитатель с мячом в центре круга.
- Воспитатель предлагает детям выслушать несколько названий и дать общее название для всего перечисленного. Отвечает ребенок, которому воспитатель бросит мяч. (Например: чашка, ложка, блюдце, тарелка – посуда; юла, мяч, кукла – игрушки; и т.д. )
- Воспитатель дает общее название, а дети перечисляют относящиеся к нему понятия. (Цветы – роза, ромашка, тюльпан; и т. д.)
II. На столе лежит круг с изображением “мышь”. Дети подбирают родовое понятие к видовым. Другой круг с изображением “фартук”. Дети к этому понятию подбирают одежду. Третий круг с изображением кастрюли. К этому понятию подбирают посуду. Этот круг делят на три маленьких круга и сортируют на три вида: посуды кухонной, кофейной, столовой. Дети сравнивают понятия одного уровня обобщенности и родовые и видовые понятия.
III.
- Проводится дидактическая игра “Что здесь лишнее? Почему?”. Дети дают ответы.
- Логическая задача: рассмотри Торопыжку и Фитиля. Чем отличаются Торопыжка и Фитиль? Чем они похожи? Чем будут отличаться домики Торопыжки и Фитиля?
Дети рассматривают иллюстрацию и дают ответы.
В конце занятия подводят итог своей работы. Воспитатель говорит, что за активную работу ребята получают гостинец от Торопыжки и Фитиля. Как узнать, кто какую конфету подарил? (Торопыжка – длинную и узкую конфету. А Фитиль – маленькую и толстую).
Типы мышления: этапы развития ребенка
Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:
- предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
- наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
- словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Предметно-действенное мышление
Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.
Наглядно-образный тип мышления
Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.
Словесно-логическое мышление
В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.
Абстрактно-символическое
При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.
Творческое мышление (креативность)
Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.
Мыслительные операции
Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- обобщение.
На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).
На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.
Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.
Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.
Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста
Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.
Развитие образного мышления у дошкольника
Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.
Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.
Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.
Хороши такие устные игры как:
- «Сочиняем сказку»
В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.
- «Да и нет»
Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.
- «Ассоциация»
В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);
белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.
С использованием наглядных материалов:
- Составлять фигуры из счетных палочек.
- Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
- По иллюстрациям придумывать историю.
Развитие творческого мышления
Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:
- найти в кляксе знакомые образы,
- из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
- на разных картинках находить одни и те же признаки,
- угадать, что за предмет, по устному описанию.
- рисовать с помощью нетрадиционного рисования.
Развитие пространственного мышления
Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:
- со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
- с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
- упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
- с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.
Основные формы мышления дошкольников
Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.
Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.
Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое
Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.
Наглядно-действенное мышление
Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.
Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.
Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.
Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.
Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:
- отвлеченность
- обобщенность
Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.
Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.
Наглядно-образная форма
Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.
Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».
На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.
Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.
Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.
Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:
- подвижность
- структурная организованность
Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.
Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.
Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.