Очень часто в порыве родители не выдерживают и заваливают маленького ребенка упреками и обвинениями в рассеянности и забывчивости. Вспомните, как часто приходится слышать, обращенные к малышу возгласы: «Что у тебя в голове?», «Как можно быть такой разиней?», «Ты опять в облаках витаешь?»
Действительно, ребенку чуть ли не каждый день приходится слышать в свой адрес подобные претензии. Взрослый человек считает, что дошкольник не умеет направлять свое внимание на требуемую цель. Поэтому довольно часто мамы и папы ставят своему чаду «диагноз» —рассеянность.
Эту ситуацию следует разобрать. Осознать суть проблемы можно, проговорив все свои претензии к ребенку, но не в голос. Получилось? Ответ на вопрос находится совсем близко и после такого эксперимента становится абсолютно очевидным. Ребенок может сконцентрироваться, но его внимание сосредоточено на то, что является важным для него, а не для взрослого человека.
Зачем развивать внимание?
Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.
Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.
Методы, помогающие гиперактивным и невнимательным детям
Проблемы с неустойчивым вниманием проявляются уже с пеленок. Но большое значение этому родители придают лишь в старшем дошкольном возрасте и начальных классах. Невнимательные гиперактивные дети плохо воспринимают информацию, не хотят учиться, не сидят долго на одном месте, становятся вялыми, уставшими, не слушают наши просьбы.
Гиперактивный ребенок
Вот еще несколько признаков внешних проявлений гиперактивности и дефицита внимания:
- постоянная суетливость, ребенок все время находится в движении;
- эти движения носят импульсивный характер;
- повышенная болтливость;
- может появиться агрессия и частое возникновение конфликтов;
- постоянная смена настроения и высокая раздражительность;
- ребенок может отказываться играть со всеми;
- появляется заниженная самооценка и недовольство собой;
- ребенок не может сосредоточиться на одном, постоянно отвлекается.
Важно! При коррекции внимания нужно совмещать несколько методов и подходить к проблеме комплексно, исправляя не только поведение ребенка, но и отношение его близкого окружения, родителей, педагогов.
В первую очередь специалисты проводят консультацию для родителей как тренировать у ребенка память и внимание. После необходимого обследования и наблюдения выбирают подходящие способы коррекции, которые включают в себя следующее:
- Обучение новому поведению всех членов семьи.
- Исправление психологического микроклимата.
- Выбор подходящего места для занятий с ребенком.
- Корректировка режима дня.
- В коллективе подбор лучшего окружения.
- Постоянная мотивация ребенка.
- Приемы для снижения негативного поведения.
- Подбор индивидуальной поведенческой программы.
- Мягкое исправление поведения в игровой и непринужденной форме.
- При необходимости дополнительная корректировка с помощью лекарств.
Чтобы добиться результата, ребенок должен быть окружен заботой и вниманием, чувствовать любовь близких и желание помочь, а не навредить.
Виды внимания
Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.
Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Родители отвлекают маленького ребенка, показывая ему погремушку или бабушкину расческу; младенец «агукает», услышав музыку или увидев необычную картинку в книжке, которую читает мама. Непроизвольное внимание не может контролироваться сознанием – оно возникает само по себе.
Непроизвольное внимание формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, веселая детская песенка и прочее).
Для развития ребенка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.
Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Методики занятий
Начиная с 4-5 лет, наступает фаза мнимого психологического благополучия, или затишья. Теперь ребёнок становится послушным и покладистым, с удовольствием учится, у него повышается энтузиазм к изучению окружающего мира.
При развитии внимания у детей 4-5 лет надо основываться на стремлении ребёнка в этот период времени к самостоятельности.
Надо позволить ему сделать некоторые вещи самому и стремиться, чтобы он доводил до конца начатое занятие. Сейчас пришла пора дать возможность заявить о своих желаниях, высказать свои мысли. Попытка устанавливать удобные для него правила научит ребёнка правильно реагировать, понимать, сопереживать людям.
Помогая создавать детям свой мир из фантазий на бумаге или из конструктора, необходимо стремиться, чтобы они объясняли словами свои цели и задачи, рассказывали о героях из своего мира. Таким образом происходит формирование и развитие внимания, речи у детей 4-5 лет. Человек становится главным героем, основным действующим лицом и добивается недостающего ему внимания.
В этом возрасте появляется стремление дружить, заводить новые знакомства, общаться в коллективе с себе подобными. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнку надо давать возможность принимать участие в сюжетно-ролевых играх, например, в больничку, магазин, войну или разыгрывать эпизоды любимых сказок. Возможность спланировать последовательные действия, распределять роли в игре, научиться общаться, концентрировать внимание прекрасно тренируются в данной ситуации.
Все недостатки воспитания и дефекты общения, которые были у ребёнка в это время, трансформируются в плохие привычки, отрицательные черточки в поведении.
Математические игры должны учитывать, что дети в этом возрасте способны к следующим действиям:
- отличить овал, квадрат, прямоугольник и т. д.;
- расставить первые десять цифр в нужной последовательности;
- сравнить — меньше, больше, отличать количество предметов.
Логические задания включают обычно следующие техники:
- определить различия двух картинок;
- построить конструктор из образца;
- сложить пазлы из 4-5 частей;
- 7-10 минут заниматься интересным для него делом, не отвлекая своё внимание;
- обобщать предметы по сходным признакам, подбирать противоположные по смыслу слова, запоминать словосочетания;
- знать названия профессий, стран;
- пересказывать любимые сказки;
- охарактеризовать различные фрукты, ягоды, овощи;
- назвать насекомых, рассказать про них;
- увидеть неправильно нарисованные фигуры.
Родители, педагоги должны понимать, что ребёнок может продолжительное время заниматься интересным для него делом. Поэтому об окончании игры человека надо предупреждать заранее. Важно интересоваться мнением детей, отвечать на вопросы «почему» и предоставить возможность самим подобрать ответы.
Как формируется внимание у детей?
Есть несколько факторов, влияющих на скорость формирования навыка внимания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- индивидуальный темп обучения;
- отсутствие длительных пауз в процессе обучения;
- опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
- опора на уже существующие знания и умения;
- сопровождение интеллектуальной деятельности специальной двигательной активностью;
- отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений, музыки и разговоров);
- чёткость и краткость пояснений взрослых/условий задачи, которую необходимо решить.
Маленькие задачи
Детям, как правило, скучно, когда они сталкиваются с большими задачами. Такого рода ситуация резко повлияет на уровень сосредоточенности ребенка. Всегда разумно разбить любую из больших задач на несколько небольших задач с крайним сроком. Это будет мотивировать их решать эти задачи с определенной сосредоточенностью и концентрацией.
Упражнения на развитие внимания для дошкольников
В играх на внимательность для детей-дошкольников нужно делать упор на формирование произвольного внимания. Родителям и педагогам необходимо учитывать психологические и возрастные особенности ребенка, последовательно знакомить его с новым материалом, опираться на уже существующие знания и умения.
Упражнение №1
Поставьте перед ребенком любой предмет – это может быть плюшевая игрушка или какая-то декоративная статуэтка. Попросите его внимательно изучить предмет в течение нескольких минут, затем уберите вещь. Ребенок должен закрыть глаза и как можно подробнее описать предмет. После верните вещь на место и попросите ребенка назвать «пропущенные» детали.
Упражнение №2
Найдите картинку, на которой будут изображены несколько пар различных предметов. Один предмет должен быть без пары. Покажите картинку ребенку и попросите его найти этот предмет. Вот пример с героями Умназии:
Упражнение №3
«Назови цвет». Возьмите лист бумаги и напишите названия цветов фломастерами или карандашами, не соответствующими им: например, слово «красный» — черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Покажите ребенку то, что у вас получилось, и попросите назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок должен сосредоточиться на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.
Можно разнообразить игру и добавить одно слово, цвет которого будет соответствовать его значению (например, напишите «зеленый» зеленым фломастером). Попросите ребенка найти его среди «неправильных» слов.
Упражнение №4
Покажите ребенку картинку, на которой изображены несколько разных предметов, распределенных по группам: например, пять кастрюль разного цвета и семь чайников разной формы и разного цвета. Попросите ребенка внимательно изучить картинку и посчитать, сколько кастрюль и сколько чайников он видит. Вот хороший пример (правда, вместо чайников и кастрюль – коты и собаки):
Упражнение №5
Покажите ребенку два одинаковых изображения с небольшими и малозаметными отличиями. Попросите его найти все несовпадения. Можно начать прямо сейчас вот с этой картинки:
Упражнения для школьников (1-4 класс)
Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.
Упражнение №1
Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.
Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?
Ответ: Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью. Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.
Упражнение №2
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.
Упражнение №3
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.
Упражнение №4
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!
Все ученики заняты склеиванием пар обратно. Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?
Упражнение №5
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.
Диета
Когда мы говорим о росте ребенка, это напрямую связано с его питанием. Здесь крайне важно знать, что питание является основным ключом к повышению уровня концентрации внимания ребенка. Дети, которые полноценно питаются, могут хорошо сосредоточиться на своей повседневной деятельности. Когнитивные функции ребенка регулируются такими микроэлементами, как медь, цинк, железо, селен и витамины А, С, D и Е.
Рацион ребенка должен быть богат определенными питательными веществами, которые могут способствовать хорошей концентрации и сосредоточенности. Такие дети будут преуспевать во всех своих видах деятельности, включая учебу.