Особенности организации предметно — игровой среды для детей дошкольного возраста.


Организация предметно-игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей.статья на тему

Организация предметно- игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей.

Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.сухомлинский.

Дошкольное детство- короткий, но важный, уникальный период жизни человека.в эти годы ребенок преобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям , к труду. Вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.для детей игра, которую принято называть «спутником детства». Составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В дошкольном образовательном учреждении этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки.

В связи с этим, психология понимает предметно-развивающую и игровую среде как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Поэтому предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Организация предметно- развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:

— предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

— предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

— среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;

— предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

— развивающая среда дложна способствовать формированию умсвенных, психических и личностных качеств дошкольников.

Исходя из данных задач, особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию. Так, В.А. Петровский, Л.М.Кларина, К.П.Стрелкова в концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» определили основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

-принцип дистанции позиции при взаимодействии;

— принцип активности;

— принцип стабильности-динамичности;

— принцип комплексирования и гибкого зонирования;

— индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

— принцип эстетической организации среды;

— принцип открытости- закрытости;

-принцип половых и возрастных различий.

Их можно дополнить еще рядом принципов:

  1. Принцип обеспечения права ребенка на игру.

Предметно-игровая среда в дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру.

Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом ,который реализуется в выборе теме, сюжета игры, необходимых игрушек, месте и времени для организации различных видов игр.

  1. Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
  2. Принцип систематичности предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребенка.

Исходя из этого, требования к организации такой среды выдвигаются следующие:

  1. Проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими, эстетическими требованиями.

Отдельно выдвигается ряд требований к отбору игрушек. Так, в целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования РФ совместно с Художественно- техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

-полуфункциональность(возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры,способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

-дидактические свойства(возможность обучения ребенка конструированию,ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);

— возможность применения группой детей(пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, как играющего партнера, например, для коллективных построек);

— высокий художественно-эстетический уровень, либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

2.Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

3.Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей, предоставление воспитанникам возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.

4.Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой,строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр, в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу; при этом предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,театральных, народных, хороводных и др..

5.Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место, в зависимости от своего эмоционального состояния;

6.Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Для этого оборудование размещается по принципу нежесткого концентрирования, что позволяет детям объединиться подгруппами по общности интересов.

Целенаправленно –организованная и созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию игровых навыков детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект модели предметно-развивающей среды в ДОУ.

Авторы:

  • Денисова С. Ю.
  • Постникова И.А.
  • Тамилина Е.Ю.

1. Описание актуальности, необходимости предлагаемой инновации

В настоящее время сфера дошкольного образования открыта общественным запросам и требованиям времени, направлена на привлечение современных образовательных технологий.

В практике работы дошкольных образовательных учреждений часто возникает проблема оптимизации состава предметной игровой среды, которая рассматривается как важнейшая составляющая предметно- развивающей среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости её оптимизации и формирования с «учётом принципа интеграции образовательных областей». Это положение впрямую относится и к предметнойигровой среде.

Из множества разнообразных игровых средств, предлагаемых современным рынком, сегодня необходимо выбрать те, которые решат задачи синтеза предметной игровой среды.

Вместе с тем, эффективное решение задачи оптимизации предметной игровой среды ДОУ возможно только в рамках системного подхода.

Вопросам построения модели предметно-развивающей среды по программе дошкольного образования «Детство» на основе целевых комплектов игровых средств посвящен представляемый дизайн-проект.

2. Принципы, которые легли в основу методической разработки.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде содержит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В соответствии с ним развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации образовательной программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения
  • реализацию различных образовательных программ, в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в учреждении полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

4. Характеристика деятельности педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде

Младшие группы детского сада. Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательной активности же-лательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны со-ответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аро-мат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления.

Игра — любимая и естественная деятельность младших дошкольников — в этом возрасте у них только начинает развиваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер.

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности дляребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трехлетних детей — крупная пластиковая, для четырехлетних — магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3-12 частей, и наборы кубиков из 4-9штук, и развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начинает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь и т. п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа детского сада. Предметно-пространственная среда для детей этого возраста имеет своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного се удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной деятельности. Вследствие этого предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств — чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. В разных местах групповой можно повесить мишени на ковролиновой ос-нове.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу», — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сюжетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. В связи с этим часто возникают конфликты. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1-2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. Вот тогда следует внести атрибуты для новых сюжетов. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связаны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продуктовый, игрушек, одежды), детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на дачу и др.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных полов и профессий, звери (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет применение в игре и будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества.

Для развития воображения можно порекомендовать вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры — «овощи», брусок – «утюг», палочка — «градусник», коробка — «телевизор». Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей.

Средние дошкольники уже неплохо понимают юмор, у них есть некоторый опыт знакомства с окружающим миром, поэтому возможно использование игрушек, не совсем точно передающих реальные объекты: шаржеобразных, неточно передающих цвет и пропорции. Вместе с тем возрастает интерес детей к реалистичным и детализированным игрушкам, приближающимся по внешнему виду к реальным предметам.

Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пластиковые контейнеры или корзины.

Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообразные бусы, короны, банты и т.п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркивания имиджа. Сюда же можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, вкоторое ребенок, наряжаясь, будет смотреться.

Увеличивается количество крупного модульного материала: дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видоизменять его.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы ( «Город», «Поезд» и др.).

Среди дидактических игр, прежде всего, должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазлы из 6-18 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возмож-ность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется составлять достаточно разнообразным и постоянно менять его (1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофоном, магнитофоном или проигрывателем) и учат пользоваться ими самих детей. При этом внимание следует уделять книгам, среди которых должны быть представлены нс только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обучающие книги и рабочие тетради.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить ею групповую комнату.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и ма-териалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к его оснащению примерно те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире и представлены они постоянно.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ребенку самостоятельно выбирать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки»: лист, куда крепятся знаки — «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) — и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст — начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что все можно обозначать не только словами, но и графически.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. Этому может содействовать самостоятельное изготов-ление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Старшие группы детского сада. При переходе ребенка в старшую и,в особенности в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сала. Важно поддержать это его ощущение такой организующей среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к организации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекая, детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Основой для такой деятельности являются различные центры.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей — представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами искусства.

К старшему дошкольному возрасту повышаются координированностьи ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропространства. Для этой цели подойдут небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым вином деятельности, возможностиучастия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются, этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Развернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

На шестом-седьмом годах жизни дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращается в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, те-лефильмов.

Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно изготовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также некоторые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов, необходимо включить схемы — способы создания образов с помощью разнообразных техник.

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены в группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего — микроскопа.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность. Включите в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.).

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5-7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому особое внимание следует уделить укреплению мышц спины — это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобретите спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и ша-рики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т. п.).

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддерживать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка и прочее), подберите книги, в которых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изготовьте альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе. Целесообразно выделить в группе учебную зону, обстановка которой была бы приближена к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и достижения ребенка, фиксируйте их зримо для ребенка — знаками, рисунками или пиктограммами.

Умение планироватьочень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать, предлагая ребенку определить, чем он будет заниматься в течение дня, в течение недели. План фиксируется разными способами (записывается воспитателем или обозначается с помощью картинок). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом.

Необходимо развивать у ребенка представления о его собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание ребенка на его внешние характеристики — «Я расту». Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предложив сделать семейную газету.

Старших дошкольников привлекает возможность изменения внешнего вида — имиджа. Для этого в группе также должно иметься специальное оборудование.

На шестом году жизни ребенка совершенствуются нервные процессы — возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать «как надо» и воздерживаться от нежелательных действий, возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена все еще недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место должно отводиться играм с правилами, которые способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе.

Развитие децентрации, т. е. способности понять и принять другую точку зрения, — одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Существуют специальные игры на развитие децентрации: игры с зеркалом, игры на пространственную ориентацию «от другого объекта», в которых точка отсчета находится вне ребенка.

Обязательно в группе должна быть игротека для самостоятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Для развития мелкой моторики очень хороши разнообразные мозаики, пазлы из 48-120 деталей, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные материалы.

Важная задача — развитие фонематического слуха. С этой целью воспитатель может предлагать детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых или начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, вконце слова.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы, которые помогут дошкольникам лучше воспринять ваши рассказы. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны.

Необходимо продолжать развивать представления детей об эмоциональных состояниях людей. В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях, что опять-таки можно делать с помощью картинок-ситуаций. Отведите в группе место для постоянного вывешивания картинок, изображающих различные эмоциональные проявления людей, и оценки этих проявлений ( «Плюс» — правильно, возможно; «минус» — так поступать нежелательно). Неплохо также иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей.

5. Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация

При формировании предметно-развивающей среды дошкольных групп в соответствии с программой «Детство» на основе целевых комплектов игрового оборудования решаются следующие задачи:

  • предметно-развивающая среда дошкольных групп модернизируется, дополняетсяи уточняется в соответствии с образовательной программой
  • характеристики предметно-развивающей среды приводятся в соответствии с ФГОС ДО
  • воспитанники получают доступ к новым сферам деятельности
  • у педагоговформируется полное и чёткое представление о составе и состоянии предметной игровой среды
  • — исключается ненужное дублирование игровых средств,
  • — оптимизируется размещение игровых средств и освобождаются неэффективно используемые площади.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]