Создаем базу для читательской грамотности
Согласитесь, есть некоторая разница между умением читать и умением читать вдумчиво
. Так же, как между умением писать и умением
грамотно писать
. Мы, взрослые, ежедневно сталкиваемся с огромными объемами информации, которую приходится анализировать, классифицировать. Погружаться в содержание текстов становится все сложнее. Дети находятся в точно такой же ситуации, и в будущем инфопоток будет только расти. На фоне этого в последние годы широкое распространение получил термин «смысловое чтение». Однако чтение без осмысления — это в принципе оксюморон, так не бывает. Любое обучение чтению должно быть сопряжено с пониманием смыслов.
Многих родителей остро волнует вопрос: когда начинать обучать ребенка чтению и письму: перед школой, или же оставить это педагогам начальных классов?
Специалисты утверждают, что на вопрос нет однозначного ответа. Есть такие факторы как особенности самого ребенка и особенности группы, в которой он занимался до школы. Среди родителей бытует убеждение, что ребенок, пришедший в первый класс с умением читать, будет успешнее детей, которые читать не умеют. Безусловно, поначалу во многих аспектах ему будет легче. Ну а дальше ситуация развернется в зависимости оттого, как именно проходило дошкольное образование.
Сегодня существует множество методик раннего обучения чтению и письму. При этом некоторые из них направлены на сиюминутный результат: продемонстрировать родителям появление у ребенка требуемого навыка. Но что будет дальше? Как будет развиваться читательская и орфографическая грамотность? Требуется надежный фундамент.
«Пока не сформируем предпосылки, полноценное обучение чтению не начнется».
Марина Кузнецова доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Предпосылки включают: слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственные представления, связную речь, развитую моторику, умение работать с множеством предметов и классифицировать их. На эти предпосылки и ориентировались авторы тетрадей «Азбука для дошкольников», вышедшие в популярной серии пособий «Предшкольная пора» (под ред. Н. Ф. Виноградовой). В азбуке реализована методика Лидии Журовой, основанная на методе Даниила Эльконина. Занятия по тетрадям приводят к конкретному результату – созданию предпосылок и введению в чтение.
Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе. 5-7 лет
Обучение по трем пособиям комплекта («Играем со звуками и словами» — тетради № 1, 2, «Играем и читаем вместе») формирует у детей интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма. Задача пособия «Играем и читаем вместе»- заложить основы навыков чтения и письма. В пособии дети знакомятся с буквами, обозначающими согласные звуки ж, ш, щ, х, ц, ч, буквами мягкий знак, твердый знак. Разное приложение содержит карточки с буквами ко всем согласным звукам.
Купить
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с алфавитом»
Краткое описание документа:
Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с алфавитом» Задачи: познакомить с алфавитом; развивать умение читать слова со знакомыми буквами; упражнять в написании букв печатным шрифтом в тетради. Оборудование: пластмассовые буквы на магнитах, карточки со словами и буквами, рабочая тетрадь, ручка. Содержание организованной образовательной деятельности 1.Организационный момент. Придумано кем – то Просто и мудро, При встрече здороваться! — Доброе утро! — Доброе утро Солнцу и птицам! — Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера. Сядет тот, чьё имя начинается на букву А, теперь сядет тот чье имя начинается на букву Д, О, М, П, С, Ж, С,Л. 2.Основная часть Методические приемы Рассказ о возникновении азбуки. Русскую азбуку создали монахи Кирилл и Мефодий. Кто такие монахи? Они очень хорошо знали греческий и латинский алфавиты, поэтому многие буквы русской азбуки похожи на буквы этих алфавитов. И назвали сначала в честь монаха Кирилла – «кириллицей». Русский современный алфавит произошёл от кириллицы. Слово «азбука» есть только в русском языке, и произошло оно от первых букв кириллицы – «АЗ» и «БУКИ» — АЗБУКА – это буквы только русского языка, расположенные строго по порядку. В мире много разных алфавитов: латинский, немецкий, французский, английский… Алфавит – это буквы какого-либо языка, расположенные строго по порядку. Большинство алфавитов произошло из древнего рисуночного письма. Люди рисовали рисунки и так передавали то, о чём хотели рассказать. Знакомство с алфавитом, его заучивание. Современный русский алфавит состоит из 33 букв, которые стоят в строгом порядке: Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят буквы: Песенка-азбука (Б. Заходер) Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, — Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Прикатили на еже! З, И, К, Л, М, Н, О Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, Х Оседлали петуха, — Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – Вот и все они, друзья!.. Познакомьтесь с ними, дети! Вот они — стоят рядком, Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком! Попробуйте повторить буквы алфавита с помощью этого стихотворения (3 — 4 ребёнка) Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, про какие буквы забыл автор стихотворения (Ё, Й, Ы, Ь, Ъ). Теперь я знаю, что вы запомнили все буквы алфавита. А как хорошо вы знаете все звуки и буквы я сейчас проверю. Только сначала отдохнём и выполним упражнение. Физкуль А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, (ходьба на месте) Знайте место все своё! Жэ, Зэ, И, Й, Ка, эЛ, эМ, (прыжки на правой ноге) Вспоминайте, кто за кем! эН, О, Пэ, эР, эС, Тэ, У, (прыжки на левой ноге) Стойте дружно все в ряду! эФ, Ха, Цэ, Че, Ша и Ща, (повороты в стороны) Размещайтесь не спеша! Твёрдый знак и мягкий знак, (приседания) Стойте рядышком, вот так! Торопитесь Э, Ю, Я! (ходьба на месте) Вот и в сборе вся семья! Игра «Угадай слово» Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Б, вторая за — буквой Н, третья — за К, последняя — за буквой Й.(Волк) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Л, вторая — перед буквойП, третьяперед Т, четвёртая — перед Б.(Коса) Игра «Буквы вокруг меня» Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке. Например: А — арбуз, Б — банка, В — вешалка, Г — гардины. Чтение слов и маленьких предложений. Пальчиковая гимнастика Я — веселый человечек, Я гуляю и пою. Я — веселый человечек, Очень я играть люблю. Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Печатание слов под диктовку воспитателя в рабочей тетради. 3.Заключительная часть 1.Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме. Что делали на занятии? Какие задания выполняли? Что нового узнали? 2.Рефлексия. Вам понравилось занятие? Что понравилось на занятии? Какие трудности возникли в ходе занятия?
Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму
- Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
- Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
- Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
- Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).
- Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
- Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
- Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
- Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
- Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
- Включается в коллективную беседу, задает вопросы.
Требования, предъявляемые начальной школой к уровню знаний и навыков будущих первоклассников, с каждым годом становятся все выше. Собираясь в первый класс, ребенок зачастую уже должен не только знать буквы, но и уметь складывать из них слова. В связи с этим у многих современных родителей возникают закономерные вопросы: «С какого возраста и как лучше начинать учить ребенка алфавиту?»
С какого возраста стоит начинать обучение ребенка буквам?
Существуют различные мнения на этот счет, но общая закономерность такова: чем раньше вы начнете, тем ребенку будет легче овладеть этой наукой. Главное, чтобы родители действовали грамотно в своем желании стимулировать раннее развитие малыша. Нагрузка обязательно должна быть адекватной возрасту или идти с небольшим опережением, затрагивая зону ближайшего развития. В помощь родителям создан огромный дидактический материал, ориентированный на каждый из детских возрастов.
Опытные психологи и педагоги разработали множество методик, применение которых позволит ребенку без особого труда выучить буквы и начать читать.
Раннее обучение алфавиту, а затем и чтению – это не просто дань моде. Процесс изучения букв и соединение их в слова взаимосвязан с общим познавательным развитием человека. Речь, мышление, концентрация и устойчивость внимания, моторные функции – все эти элементы психики ребенка развиваются, опираясь на предшествующий опыт в тесном взаимодействии друг с другом. Таким образом, при изучении алфавита удетей происходит комплексное формирование необходимых для жизни психических функций.
От рождения до 2 лет.
Некоторые развивающие методики рассчитаны на начало занятий с ребенком с самого рождения. Новорожденный ребенок – это не просто организм, обладающий набором безусловных рефлексов. Рождаясь, маленький человек уже обладает психикой, испытывает потребность в новых впечатлениях, стимулирующих развитие мозговых структур. В этот период ребенок максимально открыт для получения информации, и эту особенность как раз и использовали авторы методик, направленных на раннее обучение чтению. Особую важность здесь приобретает тесное общение ребенка и матери – взаимодействие в ходе развивающей игры, тактильный и слуховой контакты. Только благодаря такому симбиозу становится возможным раннее развитие малыша.
Заслуживает внимания методика обучения детей чтению целыми словами, минуя фазу послогового чтения. Регулярные занятия по данной авторской разработке будут способствовать формированию навыков автоматического чтения. Сложно поверить, но ваш ребенок способен научиться читать раньше, чем говорить! Здесь использованы принципы естественного развития: ведь никто не объясняет детям правила русского языка, когда они начинают учиться разговорной речи – мозг ребенка развивается и на основе своего опыта самостоятельно формирует нужные смысловые и логические связи. То же самое может произойти и с чтением, если взрослый будет планомерно и регулярно заниматься с ребенком в рамках дидактического курса. Главное – не упустить момент и следовать рекомендациям авторов.
2 – 3 года.
В этом возрасте продолжают свое активное развитие восприятие, рече-моторные функции, эмоции, мышление и память. Ребенка очень просто заинтересовать чем-либо, но внимание еще подвижное и неустойчивое. Обучение алфавиту в этот период можно начинать со всевозможных карточек и кубиков с буквами. Обязательное условие – давать информацию детям в игровой форме. Игра является ведущим видом деятельности детей от рождения и до того момента, когда они начинают обучение в первом классе. Именно через игру ребенок получает сведения об окружающем мире, в игре происходит его развитие. В раннем детском возрасте сами по себе абстрактные символы, такие как буквы, не смогут вызвать интерес ребенка. Чтобы это произошло, нужно, чтобы его привлекла игра – яркая, красочная, с наглядными элементами и крупными деталями. Для детей этого возраста важно все не только увидеть, но и попробовать на ощупь, повертеть в руках. Эти особенности возраста необходимо учитывать, если вы решили начинать учить с малышом буквы. Изображения букв можно включать в игру неявно, называть и проговаривать звучание каждого символа.
4-5 лет.
Концентрация внимания на этом возрастном этапе уже выше, чем раньше, и многие дети могут уже сосредоточенно слушать взрослого на протяжении семи — десяти минут. В течение этого короткого промежутка времени можно давать ребенку информацию и видеть, что во многих случаях он воспринимает и понимает то, что вы хотите донести. Добиться этого можно лишь путем поддержания интереса. Главная задача родителей – сделать так, чтобы процесс знакомства малыша с буквами был окрашен для него положительными эмоциями. Это является одним из условий формирования правильной мотивации обучения. В возрасте 4 – 5 лет у ребенка появляется потребность в сюжетно-ролевой игре. Он охотно примеряет на себя различные образы, экспериментирует с социальными ролями. Это – важнейший этап развития ребенка и познания им окружающего мира. И эту особенность возраста также можно использовать при обучении алфавиту. Например, поиграйте с детьми в школу – это вызовет живой интерес и будет способствовать быстрому развитию.
6-7 лет.
Старший дошкольный возраст – период, когда ребенок в большинстве случаев по физиологическим и психическим показателям уже готов к обучению, однако, все же не нужно забывать о том, что он еще не первоклассник, а только готовится к этому новому этапу в своей жизни. Если интереса к процессу обучения у ребенка нет, и вы никак не можете заставить ваше чадо сесть за прописи или букварь, значит, нужно просто изменить подход.
Существует множество развивающих игр для изучения алфавита, в которых ваш ребенок будет получать информацию не скучно и нудно, заучивая непонятные значки, а – с интересом и погруженностью в сам процесс. Именно так вы сформируете готовность к обучению в школе у вашего ребенка.
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Русский алфавит, или Азбука. Школа России
Урок русского языка для 1 класса на тему «Русский алфавит, или Азбука»
Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом. Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке.
Ход урока
I. Организационный момент II. Актуализация знаний Тест (Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 5 на с. 22—25; ТТ, тест 3 на с. 21-27; ПКР, задания нас. 33-36).) III. Самоопределение к деятельности — Отгадайте загадку. На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. (Алфавит.) — Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об алфавите.) IV. Работа по теме урока 1. Знакомство с алфавитом (Перед уроком учитель раздаёт ученикам орфографические словари.) — Отгадайте загадку. Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. (Собака.) — Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря.) — Найдите это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте. На какой странице оно расположено? — Легко ли вам было его найти? — А можно было это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? (Нужно знать алфавит.) (Учитель вешает на доску плакат с алфавитом.) Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. (Можно показать другие словари.) — А где ещё используется алфавит? (Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке, список учащихся в журнале составлен в алфавитном порядке, в больнице карточки пациентов стоят в алфавитном порядке и т. д.) — Так что же такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке.) — А всегда ли он был таким, каким вы его видите сейчас? (Ответы детей.)
Материал для учителя
Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова алеф — бык (первоначальная форма этой буквы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова бет — дом (первоначально эта буква была упрощённым рисунком плана дома). Само слово алфавит — по существу сочетание финикийских слов алеф и бет. Буквы в финикийском алфавите располагались в определённом порядке. Этот порядок был заимствован и греками. Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит ещё совершеннее. В нём знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лёг в основу латинского алфавита, а тот, в свою очередь, — всех западноевропейских. От греческого алфавита произошёл и церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием, — кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощён, появился более лёгкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.
2. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 52)
— Прочитайте. — Сколько букв в русском алфавите? (33.) — Прочитайте названия этих букв и постарайтесь запомнить. — Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь. Вы помните песенку про кузнечика? В траве сидел кузнечик (два раза), Совсем как огуречик Зелёненький он был. Вот на этот мотив мы будем петь названия букв. (На доске запись.)
— Песенку нужно петь по строчкам. В конце каждой строчки делайте паузу. Слово знак произносить не нужно. — Поставьте у себя в учебниках карандашом чёрточки в тех местах, где мы делаем паузу. Алфавит дома нужно будет выучить. — Прочитайте сведения о языке. — Что такое алфавит?
Упр. 2 (с. 53)
— Прочитайте. — Назовите буквы алфавита. — Для чего нужны буквы? — Сколько всего букв в алфавите? — Найдите в алфавите буквы, которые не обозначают звука.
Упр. 3 (с. 53)
— Прочитайте предложение. Какой знак стоит в конце предложения? — Прочитайте выразительно. — Объясните, почему нужно хорошо уметь читать.
3. Словарная работа (Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 65).) — Найдите «спрятавшееся» слово. ВРПЯДЬХОРОШОАСЧИ — Запишите слово хорошо
в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-. — Придумайте предложение с этим словом.
4. Работа по учебнику — Прочитайте на с. 53 о происхождении слов азбука и алфавит. — Откуда к нам пришли эти слова? V. Физкультминутка Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Руки в стороны развёл. Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 54)
— Прочитайте. — Что вы заметили? — Все ли буквы алфавита записаны? — Какие буквы стоят не на своих местах? — Выполните задание.
Упр. 5 (с. 54)
— Рассмотрите рисунки. — Назовите буквы правильно. — Как вы думаете, почему они расположены на разных воздушных шарах? (Буквы объединены в группы в зависимости от того, как произносятся их названия.) — Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 6 (с. 55)
— Прочитайте. — Все ли буквы названы правильно? Кто ошибся? — Назовите эти буквы правильно. — Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Игра «Найди своё место» (Учащиеся получают буквы из разрезной азбуки. По команде учителя они должны встать по алфавиту.) 3. Выполнение заданий в рабочей тетради Упр. 1 (с. 26)
(Самостоятельное выполнение задания.) — Прочитайте алфавит.
Упр. 2 (с. 26)
— Прочитайте. Выполните задание. — Прочитайте предложение, которое вы записали.
Упр. 3 (с. 27)
— Рассмотрите рисунок. Выполните задание. — Прочитайте. (Добро пожаловать в лесную школу!)
Упр. 4 (с. 27)
— Прочитайте загадки. Выполните задание. — Какие буквы вы написали? (Ш, с.) (Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 нас. 22, 23; СУ, задания нас. 25; Тр., задания нас. 23, 24).)
VII. Рефлексия — Что такое алфавит? — Сколько букв в русском алфавите? — Кто уже запомнил алфавит? — Кому ещё нужно немножко потренироваться? — Оцените свою работу на уроке. VIII. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали на уроке?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Язык и речь. Их значение в жизни людей Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Предложение. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Диалог. Канакина. Школа России Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Школа России. Звуки и буквы, 1 урок
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Заглавная буква в словах. Школа России